Товарищи по несчастью, или Как теперь работать субъектам хозяйствования в зоне АТО

В избранном В избранное
Печать
Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2014/№ 88
К величайшему сожалению, война на Востоке продолжается и пока не известно, когда она закончится. Это обстоятельство заставило народных избранников принять специальный закон (Закон № 1669*), которым определялись бы правила работы «под пулями» для предприятий и предпринимателей. Об основных положениях этого Закона мы вас уже информировали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 84, с. 3). Сегодня рассмотрим его подробнее.

* Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII.

 

Прежде чем анализировать положения Закона № 1669, давайте выясним, какова сфера его действия, а именно: на кого он распространяется и в течение какого времени будет работать.

Сфера действия Закона № 1669

Срок действия Закона. В первую очередь осознаем характерную особенность Закона № 1669. Из собственно названия документа следует, что он является нормативным актом временного действия. Заключительными положениями этого Закона определены не только дата, когда он вступает в силу, но и дата, когда он утрачивает ее.

Ключевым понятием всего Закона является период проведения АТО (ст. 1 Закона № 1669). Исходной точкой этого периода является 14 апреля 2014 года. Это дата подписания Указа Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины» от 14.04.2014 г. № 405/2014. Конечной точкой периода будет также Указ Президента о завершении АТО.

С той даты, когда будет подписан указ о завершении АТО, нужно будет отсчитать еще шесть месяцев вперед — это и будет срок действия большей части Закона № 1669. Остальные нормы, а именно п. 4 ст. 11 Закона № 1669, которым вносятся изменения в ряд других законов, имеют постоянное действие и не утратят своей силы, даже когда истечет выше­упомянутый срок (п. 1 ст. 11 Закона № 1669).

Субъекты действия Закона. В соответствии с преамбулой

действие Закона № 1669 распространяется на:
— субъектов хозяйствования, которые осуществляют (осуществляли) деятельность на территории проведения АТО;
— лиц, проживающих в зоне проведения АТО;
— лиц, переселившихся из зоны АТО во время ее проведения

Собственно определения территории АТО Закон № 1669 не дает. При этом отсылает к постановлению Кабмина, которое должно утвердить перечень населенных пунктов, входящих в указанную территорию (ст. 1 Закона № 1669). Этот перечень Кабмин должен разработать в течение десяти дней после опубликования Закона (п. 5 ст. 11 Закона № 1669). Однако на момент подписания номера к печати такого перечня не было, хотя указанные 10 дней уже истекли.

Теперь перейдем непосредственно к тем особенностям деятельности субъектов хозяйствования в зоне АТО, которые устанавливает Закон № 1669.

Мораторий на штрафы и пеню

На момент, когда началась АТО, определенная часть граждан а также субъектов хозяйствования, находившихся на ее территории, имели определенные обязательства по взятым займам и кредитам. Закон № 1669 НЕ отменяет собственно эти обязательства, однако запрещает начислять на них штрафы и пеню (ч. 1 ст. 2 Закона № 1669).

Понятно, что этот мораторий касается только тех штрафов и пени, которые должны были бы быть начислены за период проведения АТО. То есть за период до 13 апреля включительно штрафы и пеня начисляются по общим правилам. Это означает, что пеня прекращает начисляться начиная с 14 апреля, а штраф запрещено налагать на обязательства, срок выполнения которых истек в этот день или позже.

Если же такие штрафы и пеня уже были начислены, кредиторы обязаны их отменить (ч. 2 ст. 2 Закона № 1669). В целом такой подход является справедливым и отвечает требованиям ГКУ относительно обстоятельств, освобождающих должника от ответственности за невыполненное обязательство (ч. 3 ст. 550 ГКУ, ч. 1 ст. 617 ГКУ).

Обратите внимание! Закон № 1669 освобождает от штрафов и пени исключительно обязательства по:
а) кредитным договорам (ст. 1054 ГКУ);
б) договорам займа (ст. 1049 ГКУ)

То есть на обязательства по другим договорам (купли-продажи, подряда и т. п.) указанные правила не распространяются. По ним с донбасских должников, как и ранее, можно взыскивать штраф, пеню или другие виды неустойки. Поэтому, чтобы этого не произошло, им стоит позаботиться о подтверждении форс-мажорных обстоятельств (как это сделать, читайте дальше).

Есть, правда, еще одно исключение — пеня за нарушение сроков расчетов в инвалюте. Для этого внесены изменения в ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР: в виде исключения для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории АТО, «валютную» пеню не начисляют (п.п. «а» п.п. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 1669). Понятно, что опять-таки при условии надлежащего подтверждения форс-мажорных обстоятельств.

Мораторий на проведение проверок

Закон № 1669 запрещает проводить плановые и внеплановые проверки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в зоне АТО*.

* Исключение из этого правила составляют внеплановые проверки субъектов хозяйствования, которые Кабмин относит к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска (ст. 3 Закона № 1669). Критерии такой оценки Кабмин устанавливает в специальных постановлениях, отдельно для каждой отрасли.

Вместе с тем следует помнить, что пп. 102.6 — 102.7 НКУ установлен механизм продления предельных сроков для подачи налоговой декларации. Таким образом, при надлежащем подтверждении форс-мажорных обстоятельств именно НКУ освобождает субъектов из зоны АТО от ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) налоговой отчетности и, как следствие, от камеральных, документальных невыездных и фактических проверок.

Особенности регистрации (перерегистрации)

Предположим, что предприятие или предприниматель эвакуировались из зоны АТО. Свою деятельность они хотят продолжить на безопасной территории Украины. Как им зарегистрироваться субъектами хозяйствования?

Прежде всего обратимся к простому. Законодатель отметил то, что и так было понятно, — регистрировать субъектов хозяйствования из зоны АТО будут другие территориальные органы Минюста (ч. 2 ст. 4 Закона № 1669). То есть куда эвакуировался — там тебя и зарегистрируют, к регистрационной службе в том регионе и должен обращаться.

Теперь информация для физических лиц, переселившихся из зоны АТО после ее начала. Если вы решили продолжить (или начать) свою предпринимательскую деятельность «в эвакуации» — вас будут регистрировать по месту временного проживания*. Более того, место такого временного проживания вам даже можно не вносить в демографический госреестр, поскольку госрегистратор не должен его требовать (ч. 1 ст. 4 Закона № 1669).

То есть фактически переселенец из зоны АТО может зарегистрироваться предпринимателем даже не по месту проживания, а по месту пребывания**

* Подробно см. Порядок оформления и выдачи справки о взятии на учет лица, которое перемещается с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением КМУ от 01.10.2014 г. № 509.

** См. Закон Украины «О свободном передвижении и свободном выборе места жительства в Украине» от 11.12.2003 г. № 1382-IV.

Такую норму действительно можно считать исключением из общего правила. В соответствии с этой нормой физическое лицо должно подать документы на регистрацию предпринимателем исключительно по месту проживания (ч. 1 ст. 42 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV).

Наконец, юрлицам, находящимся в зоне АТО, запрещено регистрировать смену руководителя и состав участников такого юрлица (ч. 3 ст. 4 Закона № 1669). В то же время отменено введенное в 2011 году правило, которое запрещало после прекращения юрлица регистрировать изменение его местонахождения. Причем последнее изменение — постоянное, оно будет действовать даже после того, как Закон № 1669 утратит силу.

Замысел законодателя в отношении первого изменения вполне понятен — помешать легализации рейдерских захватов предприятий, распространенных в зоне АТО. В отношении второго изменения все не так очевидно. Возможно, авторы поправки надеются, что она облегчит «реанимацию» ликвидированных предприятий из зоны АТО в других регионах.

Разрешительные документы продленного действия

Указанная норма Закона № 1669 касается тех субъектов хозяйствования, которые на момент начала АТО осуществляли на ее территории деятельность на основании лицензий и других документов разрешительного характера. Что делать в том случае, когда срок действия разрешительных документов истек во время проведения АТО? Понятно, что продлить лицензию во время проведения АТО сложно, а иногда и невозможно.

Законодатели пошли навстречу лицензиатам и другим получателям разрешительных документов. Они определили, что разрешительные документы субъектов хозяйствования из зоны АТО считаются продленными на весь период ее проведения (ст. 5 Закона № 1669). Причем правило о продленных разрешительных документах будет иметь постоянное действие и не утратит силу после того, как утратит силу собственно Закон № 1669.

Аренда земли и другого имущества государственной и коммунальной собственности

Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или коммунальной собственности, считается общегосударственным налогом — платой за землю (п.п. 14.1.147 НКУ)***.

*** Подробнее о плате за землю читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 5, с. 27.

Арендная плата за пользование другим государственным и коммунальным имуществом налогом не является, однако рассматривается как обязательный платеж в бюджет****.

**** Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 14, с. 34.

Так вот, от обоих этих обязательных платежей освобождаются субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в зоне АТО (ст. 6 и ст. 7 Закона № 1669). Понятно, что не навсегда, а только на период проведения АТО.

Поскольку это освобождение имеет временный характер, вы не увидите никаких связанных с этим изменений ни в разд. XIII НКУ, ни в Законе Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII. Однако пусть отсутствие таких изменений вас не смущает: Закон № 1669 имеет приоритетную силу по сравнению с другими законами и нормативно-правовыми актами (п. 3 ст. 11 Закона № 1669).

Мораторий на ЖКХ-пеню и отчуждение ипотеки

ЖКХ-пеня. Потребители услуг ЖКХ — граждане Украины, проживающие в населенных пунктах зоны АТО, начиная с 14 апреля 2014 г. и до окончания АТО, освобождаются от обязанности уплачивать пеню за несвоевременную оплату услуг ЖКХ, определенную п. 10 ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-IV. Если такая пеня уже была взыскана — следует зачислить ее в счет будущих платежей за услуги ЖКХ (ст. 8 Закона № 1669).

Заметьте: как и в случае с пеней по договорам займа и кредитным договорам, Закон № 1669 НЕ от­меняет собственно обязательство платить за услуги ЖКХ (для этого нужно будет отдельно подтверждать форс-мажорные обстоятельства)

Он только запрещает применять санкции за несвоевременную плату.

Отчуждение ипотеки. Законом об ипотеке предусмотрены определенные права ипотекодержателя (кредитора) в случае невыполнения ипотекодателем (должником) обеспеченного ипотекой обязательства, а именно:

приобрести право собственности на предмет ипотеки (ст. 37 Закона об ипотеке);

продать предмет ипотеки (ст. 38 Закона об ипотеке);

выселить жильцов из помещений, переданных в ипотеку, на которые обращено взыскание (ст. 40 Закона об ипотеке);

реализовать предмет ипотеки на публичных торгах (ст. 41, 43 — 47 Закона об ипотеке).

Так вот, на период АТО действие этих статей Закона об ипотеке приостанавливается в части вышеупомянутых прав ипотекодержателя. Этот принцип распространяется на недвижимое имущество, которое расположено на территории АТО и находится в ипотеке. Причем, если мораторий на ЖКХ-пеню распространяется только на граждан, то мораторий на отчуждение ипотеки касается также и физлиц-предпринимателей и юрлиц — субъектов малого и среднего предпринимательства (кто это такие, см. в ст. 55 ХКУ).

Ответственность за несвоевременную подачу финансовой отчетности

Каждое украинское предприятие обязано подавать финансовую отчетность в законодательно установленные сроки (ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете).

А что делать тем предприятиям из зоны АТО, которые несвоевременно подали финансовую отчетность

До недавнего времени им бы за это угрожал административный штраф, определенный ст. 1642 Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» от 07.12.84 г. № 8073-X. Однако специальный п.п. 4 п. 4 ст. 11 Закона № 1669 освобождает их от этого штрафа на период проведения АТО.

Опять же заметьте: Закон № 1669 разрешает задержать сроки подачи финансовой отчетности, однако никоим образом не освобождает собственно от обязанности ее подавать.

Освобождение от уплаты ЕСВ: для военных и гражданских

Сначала о ЕСВ с гражданских. На период АТО (или до окончания военного либо чрезвычайного положения) плательщики ЕСВ, которые находятся на учете в налоговых органах, расположенных в зоне АТО, освобождаются от обязанности уплачивать ЕСВ, а также от других обязанностей, определенных ч. 2 ст. 6 Закона о ЕСВ. Это освобождение распространяется на всех плательщиков ЕСВ, указанных в ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ.

Кроме этого, к вышеупомянутым плательщикам ЕСВ за весь период АТО не применяются санкции, определенные ст. 25 Закона о ЕСВ. Недоимка, возникшая в результате неуплаты ими ЕСВ, считается безнадежной и списывается в соответствии со ст. 101 НКУ (п.п. «б» п.п. 8 п. 4 ст. 11 Закона № 1669).

Все это уже признали налоговики в своей консультации из БЗ, подкатегория 301.04.01.

Для того чтобы воспользоваться правом на освобождение от ЕСВ, плательщику из зоны АТО следует подать заявление в произвольной форме: (1) или в налоговый орган по основному месту учета; (2) или в налоговый орган по месту временного проживания

Конечный срок для подачи такого заявления — не позже 30 календарных дней после завершения АТО. Поэтому еще успеете. Только бы сама АТО завершилась как можно скорее…

Теперь о ЕСВ с военных. Здесь законодатель пошел навстречу многочисленным возмущениям общественности по поводу того, что с выплат мобилизованному работнику в пределах среднего заработка удерживается ЕСВ. Теперь в Законе о ЕСВ прямо прописано, что указанные выплаты освобождены от ЕСВ как «извне», так и «изнутри». Иными словами, ЕСВ с выплат мобилизованному в пределах среднего заработка не уплачивает ни собственно мобилизованный работник (с него ЕСВ не удерживается), ни его работодатель (он ЕСВ не начисляет).

Мы настаивали на таком прочтении еще с тех пор, как вступил в силу Закон Украины от 20.05.2014 г. № 1275-VII (читайте о нем в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 48, с. 19). Теперь оно закреплено законодательно.

Однако изменения, внесенные Законом № 1669 в Закон о ЕСВ, к сожалению, никоим образом не повлияли на фискальную позицию налоговиков, касающуюся среднего заработка мобилизованных работников.

Налоговики продолжают настаивать на том, что со среднего заработка мобилизованных работников взимается ЕСВ, поскольку нет кабминовского порядка возмещения выплат мобилизованным (см. консультацию из подкатегории 301.03 БЗ, а также письмо ГФСУ от 29.09.14 г. № 5655/7/99-99-17-03-01-17). Логика заключается в том, что работодатель фактически не получает компенсацию, а средний заработок, который он выплачивает мобилизованным работникам, является базой начисления ЕСВ как составляющая фонда оплаты труда (см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 45).

Пользуясь случаем, напомним, что суммы среднего заработка, который предприятия выплачивали своим мобилизованным работникам, должны компенсироваться из госбюджета, начиная с 18.03.2014 г. Соответственно и освобождение указанных выплат от ЕСВ имеет место начиная с этой даты. Надеемся, что «компенсационный» порядок появится в ближайшее время и прекратит «налоговый беспредел».

Подтверждение особого «АТО-статуса»

Выше мы проанализировали изменения, которые Закон № 1669 вносит в деятельность субъектов хозяйствования в зоне АТО. Однако в некоторых случаях даже этот Закон автоматически не освободит указанных субъектов от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств.

В этом случае, для того чтобы освободить или по крайней мере смягчить ответственность, придется апеллировать к имевшим место обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор) (ч. 1 ст. 617 ГКУ).

В Законе № 1669 законодатель позаботился о том, чтобы субъектам хозяйствования из зоны АТО доказать форс-мажор было как можно легче. Статьей 10 этого Закона определено, что

на период АТО единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим форс-мажор, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (ТППУ)

Для того, чтобы подтверждать форс-мажор стало проще, законодатель придал указанной норме постоянное действие (п.п. 2 п. 4 ст. 11 Закона № 1669). Кроме того, расширены полномочия ТППУ: если раньше она утверждала форс-мажор только для определенной категории договоров, то теперь — для всех.

Изменениями к Закону Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. № 671/97-ВР (см. ст. 141):

(1) предоставлен детальный перечень обстоятельств, которые следует считать форс-мажорными;

(2) установлен срок для выдачи сертификата о форс-мажорных обстоятельствах — семь дней, начиная с того дня, когда субъект хозяйствования обратился за подтверждением форс-мажорных обстоятельств;

(3) установлена цена за «форс-мажорные» сертификаты: а) для субъектов малого предпринимательства (ч. 3 ст. 55 ХКУ) — бесплатно; б) для остальных — по себестоимости сертификата.

Подробно о порядке, в котором выдаются «форс-мажорные» сертификаты, вы можете узнать из Регламента удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума ТППУ от 15.07.2014 г. № 40(3). Указанный Регламент размещен на официальном сайте ТППУ*. На этом же сайте вы найдете также много другой информации относительно подтверждения форс-мажора, в частности и образцы заявлений для обращения в ТППУ за получением «форс-мажорного» сертификата**.

* См. по ссылке http://www.ucci.org.ua/dnload/FMrules.pdf.

** См. по ссылке http://www.ucci.org.ua/ua/fmconfirm.html.

На этом будем завершать наш обзор Закона № 1669. Надеемся, что долго им пользоваться нам не придется. Говорим так, потому что надеемся на как можно более быстрое окончание АТО. Пусть Бог хранит вас и нашу родную Украину!

выводы

  • Закон № 1669 действует на весь период АТО и шесть месяцев после ее завершения. Он распространяется на жителей зоны АТО и на субъектов хозяйствования, осуществляющих в ней свою деятельность.

  • На период проведения АТО вводится мораторий на «кредитную», «валютную» и ЖКХ-пеню, а также на проверки и отчуждение недвижимого имущества, находящегося в ипотеке.

  • Субъекты хозяйствования из зоны АТО освобождены от ответственности за несвоевременную подачу финансовой отчетности, а также от уплаты ЕСВ, арендной платы за землю и другое имущество государственной или коммунальной собственности.

  • Продлен срок действия разрешительных документов, которые выданы субъектам хозяйствования из зоны АТО до ее начала и срок которых истек во время проведения АТО.

  • Единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим форс-мажор, возникший в результате АТО, является сертификат ТППУ.

Документы статьи

  1. ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

  2. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  3. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  4. Закон о ЕСВ Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

  5. Закон об ипотеке — Закон Украины «Об ипотеке» от 05.06.2003 г. № 898-IV.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить