Цена мобильности — мобилизация автотранспорта

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2015/№ 21
Никто не верил, что сегодняшняя ситуация возможна в принципе. Это очевидно. Никто не готовился и поэтому никто не был готов. И если даже к «живым» налоговым нормам законодатели относились наплевательски (это вам хорошо известно), то что уж было ожидать от них в отношении «ненужного» моб-законодательства… Да, такое понятие, как «военно-транспортная обязанность», в законе было. В виде текста на бумаге. Только на бумаге… Давайте посмотрим, что изменилось.

Сразу же напомним, что по данной тематике мы делали предыдущую «остановку» в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 52, с. 15.

А теперь поехали…

Пока не началось…

Вы хорошо знаете, что при объявлении режима военного положения любое имущество предприятий может быть либо изъято (государственное), либо принудительно отчуждено (коммунальное или частное). В отличие от этого, принадлежащие предприятиям транспортные средства (далее — ТС) могут быть привлечены для военных нужд уже во время мобилизации. Например, прямо сегодня — в период действия мобилизационного Указа № 15.

Как известно, согласно п.п. 2 п. 8 Указа № 15 местным органам власти с привлечением предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности предписано организовать и обеспечить в установленном порядке (1):

выделение (2) временно (3)… транспортных (4) и других материально-технических средств… в соответствии с мобилизационными планами (5)

Разберемся подробнее:

(1) «в установленном порядке» — значит согласно специальной «мобилизационной» ч. 3 ст. 6 «Военно-транспортная обязанность» Закона № 3543*;

(2) «выделение» — значит без изменения собственника (кстати, ГФСУ понимает это точно так же, но к этому моменту мы вернемся позже);

(3) «временно» — строго говоря, это прямо вытекает из (2), но лучше, когда это написано черным по белому (кстати говоря, в отличие от текста упомянутой ч. 3 ст. 6 Закона № 3543, где это слово таки отсутствует);

(4) «транспортных средств» — обратите внимание, что приставки «авто-» ни в п.п. 2 п. 8 Указа № 15, ни в ч. 3 ст. 6 Закона № 3543 вы не увидите, т. е. формально — согласно Закону Украины «О транспорте» от 10.11.94 г. № 232/94-ВР — это могут быть не только грузовые или специальные (например, бензовозы и подъемные краны), но и легковые автомобили, не только тракторы и бульдозеры, но даже трубопроводы ☺;

(5) «в соответствии с мобилизационными планами» — дублирование этих слов как в п.п. 2 п. 8 Указа № 15, так и в абзаце первом ч. 3 ст. 6 Закона № 3543, собственникам мобилизуемых ТС очень кстати: на необходимости соблюдения этого условия при мобилизации ТС мы неспроста акцентировали ваше внимание в упомянутой публикации.

* Подробный анализ см. в упомянутой публикации.

А теперь давайте посмотрим, куда приехали.

Как военкомату «взять на прицеп» ваше ТС?

Из ч. 3 ст. 6 Закона № 3543 вырисовывается такая последовательность событий (см. рисунок на с. 30).

Расставим акценты.

Очевидно, что речь идет о:

(1) передаче ТС во временное пользование и 

(2) последующей компенсации за причиненный ущерб.

Так вот. Как быть с (1) все, в общем, понятно. Хотя специальная «мобилизационная» форма акта приема-передачи ТС даже не утверждалась (и, видимо, не будет, так как Закон № 3543 этого даже не требует), в упомянутой публикации вы найдете предложенный нами вариант оформления такого акта. Он вполне соответствует тому перечню «идентифицирующих» сведений о привлекаемом ТС, который есть в абзаце четвертом ч. 3 ст. 6 Закона № 3543. А также всем вашим практическим потребностям. Впрочем, в данном случае вы, конечно же, вправе использовать и акт приема-передачи ОС типовой формы № ОЗ-1, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 94).

Факт временной передачи ТС военным нужно зафиксировать соответствующей отметкой в типовой форме № ОЗ-6 (утверждена тем же приказом). При этом с баланса такое ТС не списывайте!

А вот по поводу (2) порадовать нечем. ☹ Мало того, что Кабмин, видимо и не думал утверждать соответствующий документ — порядок компенсации ущерба. Но с момента нашей прошлой публикации стало понятно, что ни на какую компенсацию ущерба пока рассчитывать не приходится. Дело в том, что согласно п. 26 Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений» от 28.12.2014 г. № 79-VIII указанная норма о компенсации ущерба «применяется в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов». Ну, в общем, вы все понимаете сами… ☹

«Наступать — бежать, отступать — бежать»… Последствия

Поехали дальше.

Вначале мы уже намекнули, что фискалы все-таки огласили свою позицию относительно НДС-учета временного привлечения ТС в период мобилизации (письмо ГФСУ от 16.10.2014 г. № 5229/6/99-99-19-03-02-15).

Так вот. Если кратко — они утверждают:

1) поскольку привлечение ТС в период мобилизации — это передача ТС во временное пользование, а значит, перехода прав собственности на ТС при этом не происходит, т. е. такую передачу как операцию поставки рассматривать нельзя (и как условную продажу тоже! — на этом мы делаем особый акцент: фискалы прямо признали, мол, нет оснований ни для корректировок налогового кредита, ни для признания условной продажи согласно п. 198.5 НКУ), то у вас в НДС-учете такое «уехавшее» ТС следов не оставляет;

2) если после мобилизации* такое ТС предприятию не возвращается и за него «начисляется» компенсация, то последняя рассматривается как оплата поставки такого ТС за счет бюджетных средств, т. е. с начислением НДС-обязательств по дате поступления денег на счет предприятия.

* Мы написали бы — «после демобилизации».

Ну что же — несмотря на то, что закавыченное нами слово «начисляется»  по понятным причинам выпадает из контекста ☹,— думается, вы с нами согласитесь: с НДС ситуация нормальная…

Что же касается учета по налогу на прибыль, то, несмотря на р-р-революционную близость нынешней редакции разд. ІІІ НКУ с правилами бухгалтерского учета, ситуация радикально изменилась только для тех плательщиков — менее20миллионников, которые не корректируют финрезультаты на разницы (п.п. 134.1.1 НКУ). Изменилась чуточку в лучшую сторону. Для остальных плательщиков налога на прибыль она стратегически не отличается от описанной в нашей прежней публикации. ☹

Смотрите внимательно.

Поскольку п. 23 П(С)БУ 7 не дает оснований говорить о «приостановке» начисления бухгалтерской амортизации такого ТС, то благополучно начисляйте ее и дальше. Если вы — менее20миллионник и не балуетесь «корректировками», то она уменьшит вашу базу налога на прибыль.

А вот для других плательщиков налога на прибыль, напротив — налоговая амортизация такого ТС по-прежнему запрещена. Аргументы остались практически прежними: определение основных средств (п.п. 14.1.138 НКУ) требует их предназначения для использования в хозяйственной деятельности плательщика, а п.п. 138.3.2 НКУ прямо запрещает начислять налоговую амортизацию на ТС, не используемые в хоздеятельности (называя их «непроизводственными»). Поэтому приостановите начисление налоговой амортизации такого ТС с календарного месяца, следующего за тем, в котором передали ТС военным.

И последняя остановка.

Если ваше временно привлеченное ТС постигла худшая участь, то, откровенно говоря, вряд ли вы узнаете об этом раньше, чем объявят демобилизацию… И не раньше, чем Кабмин таки утвердит порядок компенсации ущерба, предусмотренный абзацем шестым ч. 3 ст. 6 Закона № 3543. Потому что без официальной бумажки, подтверждающей уничтожение или тому подобное повреждение вашего ТС, у вас не будет оснований вспоминать о нем с точки зрения бухучета… А без утвержденной формы такой бумажки никто не подумает ее вам выдать. ☹ Как говорится, ситуация патовая.

Ну, а если такую первичную бумагу вы таки получите*, то такое ТС нужно будет списать с баланса согласно п. 33 П(С)БУ 7 из-за его несоответствия критерию признания активом. В известном порядке. Заметим, что при этом сверх20миллионникам по итогам года придется корректировать финрезультат согласно пп. 138.1, 138.2 НКУ (аналогично описанному в  «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 17 на с. 40).

* И она будет соответствовать требованиям Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

И пусть всегда будет мир…

выводы

  • Принадлежащие предприятию ТС во время мобилизации могут быть временно привлечены для военных нужд на основании решения местной госадминистрации, если только они включены в мобилизационный план.

  • При передаче привлеченного ТС военным обязательно оформите акт приема-передачи, а само ТС с баланса не списывайте.

  • На временно привлеченное ТС бухгалтерскую амортизацию начисляйте по-прежнему, а налоговую — приостановите с месяца, следующего за месяцем передачи такого ТС военным.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить