Инвентаризация по Положению (комментарий к приказу Минфина № 879)

В избранном В избранное
Печать
Царевская Татьяна, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2015/№ 26
Начиная с 2015 года проводить инвентаризацию активов и обязательств, а также оформлять ее результаты следует, руководствуясь Положением № 879. Чем отличается новое инвентаризационное детище Минфина от своей предшественницы — Инструкции № 69? Давайте разбираться.

На смену сразу двум инвентаризационным нормативам пришло Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далее — Положение № 879). Оно сменило:

Инструкцию по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденную приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69 (далее — Инструкция № 69);

Инструкцию по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденную приказом ГУ Госказначейства от 30.10.98 г. № 90.

Так что с 01.01.2015 г. применять Положение № 879 наряду со всеми иными юридическими лицами и представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности должны также бюджетные учреждения.

Если сравнивать Положение № 879 с Инструкцией № 69, то оно значительно содержательнее и объемнее. В нем подробно описаны порядок организации и основные правила проведения инвентаризации* (разд. II). Отдельный раздел (разд. III) посвящен особенностям инвентаризации различных видов активов и обязательств.

* Детально о проведении годовой инвентаризации читайте в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 93.

Чем же принципиально разнятся эти два инвентаризационных документа?

Что проверяют при инвентаризации?

Во время инвентаризации активов и обязательств Положение № 879 предписывает проверять и документально подтверждать не только их наличие и состояние, но и соответствие критериям признания и оценку. При этом в процессе инвентаризации, кроме прочего, следует выявлять:

неиспользованные суммы обеспечений;

— активы и обязательства, не соответствующие критериям их признания.

Хотя в  Положении № 879 не прописано, какие действия предприятию нужно совершить при обнаружении таких сумм и объектов, очевидно, что неиспользованные обеспечения сторнируют — включают в состав доходов отчетного периода путем отражения по кредиту субсчета 719 «Прочие доходы от операционной деятельности», а стоимость не соответствующих критериям признания объектов списывают на расходы.

Для целей анализа результатов инвентаризации активов и обязательств на предмет их соответствия критериям признания и оценки, требованиям национальных П(С)БУ, национальных П(С)БУ в государственном секторе, международных стандартов и других актов законодательства Положение № 879 предлагает создать уполномоченную комиссию (назначить ответственных лиц). Этого условия Инструкция № 69 не содержала.

Обратите внимание:

объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации в отчетном году утверждает руководитель распорядительным документом (п. 3 разд. II Положения № 879)

Сплошная инвентаризация — как это и когда проводим?

Пункт 6 разд. I Положения № 879 (в отличие от утратившей силу Инструкции № 69) четко растолковывает, что понимать под сплошной инвентаризацией, и оговаривает конкретные случаи ее проведения. Так, сплошная инвентаризация заключается в проверке:

1) всех без исключения видов обязательств и всех активов предприятия вне зависимости от их местонахождения, в том числе предметов:

— переданных в прокат, аренду;

— находящихся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от их технического состояния;

2) активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, в частности:

— ценностей, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже);

— условных активов и обязательств (непредвиденных активов и обязательств) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.);

— бланков документов строгой отчетности;

— прочих активов.

В таком полном (сплошном) объеме инвентаризацию по требованиям п. 7 разд. I Положения № 879 в обязательном порядке проводят лишь в двух случаях:

перед составлением годовой финансовой отчетности;

— в случае прекращения предприятия.

Вместе с тем считаем, что обязательной сплошной инвентаризации подлежит также все имущество приватизируемых (корпоратизируемых) предприятий. Кроме того, на наш взгляд,

сплошную инвентаризацию придется провести еще и при переходе на составление финансовой отчетности по международным стандартам

Это, к слову, теперь тоже один из обязательных случаев проведения инвентаризации. Назван он среди прочих в п. 7 разд. I Положения № 879. Только вот проводить ее, на наш взгляд, следует не «на дату такого перехода»*, как установлено п. 7 разд. I Положения № 879 (ср. 025069200), а на дату принятия решения о переходе на составление финотчетности по международным стандартам.

* Под датой перехода на МСФО согласно приложению А к МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» понимают начало первого периода, за который субъект хозяйствования подает полную сравнительную информацию по МСФО в своей первой финансовой отчетности по МСФО.

Тот же п. 7 разд. I Положения № 879 оговаривает случаи, когда объем инвентаризируемого определяет руководитель предприятия.

Когда объем устанавливает руководитель?

Правом определять, в каком объеме инвентаризировать активы и обязательства в обязательных случаях проведения инвентаризации, руководителя наделяет п. 7 разд. I Положения № 879. Такое возможно в следующих форс-мажорных ситуациях:

1) при установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей;

2) в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия.

То есть именно при таких обстоятельствах объем инвентаризируемого имущества определяет руководитель предприятия.

А вот при смене материально ответственных лиц, а также в случае смены руководителя коллектива (бригадира), выбытия из него более половины членов или по требованию хотя бы одного члена при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризацию проводят в объеме активов, находящихся на их ответственном хранении. Это прямо оговаривает п. 7 разд. I Положения № 879.

Что поменялось в отношении сроков и периодичности проведения годовой инвентаризации?

Сроки и периодичность  годовой инвентаризации

Как и ранее, перед составлением годовой финансовой отчетности инвентаризацию активов и обязательств необходимо проводить до даты баланса, т. е. до 31 декабря отчетного года. Но если Инструкция № 69 четко обозначала дату — «не ранее 1 октября отчетного года», то п. 10 разд. I Положения № 879 установил «периодичный» подход (см. табл. 1 на с. 6).

Таблица 1. Сроки проведения годовой инвентаризации активов и обязательств

№ п/п

Вид активов и обязательств

Когда проводим инвентаризацию

1

Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. п.)

В период трех месяцев до даты баланса

Запасы (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженность

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

2

Незавершенные капитальные инвестиции

В период двух месяцев до даты баланса

Незавершенное производство и полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование

3

Объекты основных средств, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

 

Заметьте: установленные на предприятии сроки проведения инвентаризации не могут превышать определенных Положением № 879.

Обратите внимание! Предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции или структурные подразделения (обособ­ленное имущество) которых пребывают на таких территориях, обязаны:

— провести инвентаризацию по состоянию на  первое число месяца, следующего за тем, в котором уст­ранены препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета;

— отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода.

Наряду с подкорректированными сроками Положение № 879 предложило свою периодичность возможного проведения инвентаризации отдельных видов активов (см. табл. 2).

Таблица 2. Допустимая периодичность проведения инвентаризации отдельных видов активов

№ п/п

Вид активов

Периодичность инвентаризации

1

Земельные участки

Один раз в три года

Здания, сооружения и другие недвижимые объекты*

* Кроме недвижимого имущества государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе переданного в аренду, концессию, и государственного имущества, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, инвентаризацию которых проводят в соответствии с требованиями законодательства об инвентаризации объектов госсобственности.

2

Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)

Ежегодно в объеме не менее 30 % с обязательным охватом всех объектов в течение 3 лет

3

Библиотечные фонды

В течение года по установленному графику*

* При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. ед. инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. ед. — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц.

4

Редкие книжные издания

Ежегодно

 

Важно! Наличие драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и других изделиях, проверяют одновременно с инвентаризацией этих активов (п. 10 разд. I Положения № 879).

Процедурные моменты инвентаризации

Бросается в глаза отход от употребления словосочетания «постоянно действующая инвентаризационная комиссия» в пользу понятия «инвентаризационная комиссия». В отношении состава такой комиссии нововведением является возможность включать в нее как представителей бухгалтерской службы, так и представителей аудиторской фирмы или субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах (п. 1 разд. II Положения № 879).

Если бухгалтерский учет на предприятии ведет непосредственно сам руководитель, он самостоятельно возглавляет инвентаризационную комиссию. То есть он утверждает состав инвентаризационной комиссии из одного лица*. В противном случае возглавить такую комиссию вместо руководителя наряду с его заместителем может также руководитель структурного подразделения, уполномоченный на то руководителем предприятия.

* Этот подход не нов. Он в свое время был предложен Минфином в письме от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918.

При этом материально ответственные лица не могут быть включены в состав рабочей инвентаризационной комиссии. Это теперь четко записано в п.п. 2.4 разд. II Положения № 879.

Кроме прочего, урегулирован также вопрос с количеством экземпляров оформляемых по результатам инвентаризации материалов: описей, актов, сличительных ведомостей, протоколов. Их нужно составлять не менее чем в 2 экземплярах (п. 21 разд. II Положения № 879).

Что касается стоимости выявленных излишков и недостач ценностей, то в сличительных ведомостях ее приводят согласно их оценке в регистрах бухгалтерского учета (п. 20 разд. II Положения № 879).

Учтите! По предписаниям п.п. 6.1 разд. III Положения № 879:

пересчет наличности в инвалюте для целей заполнения акта инвентаризации осуществляют с применением курса НБУ на начало рабочего дня инвентаризации

Допустим, приказом по предприятию инвентаризация назначена по состоянию на 30 ноября (конец дня), а срок ее проведения — 1 декабря. Тогда для целей пересчета наличной иностранной валюты принимаем курс НБУ на начало дня проведения инвентаризации, т. е. на утро 01.12 (или на конец дня 30.11, что, в принципе, одно и то же).

Еще один заслуживающий внимания процедурный момент. На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы*, находящиеся в эксплуатации и учитываемые в оперативном порядке, инвентаризационные описи не составляют. Фактическое наличие этих предметов у материально ответственных лиц сопоставляют с ведомостью оперативного учета. Если будет выявлена недостача таких предметов, ее оформляют актом (п.п. 4.1 разд. III Положения № 879).

* С подробностями учета таких предметов знакомьтесь в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 68, с. 14.

Результаты инвентаризации: отражаем по-новому

Пожалуй, самым революционным стало установление нового порядка отражения в бухгалтерском учете выявленных при инвентаризации излишков основных средств и нематериальных активов. Так, п. 4 разд. IV Положения № 879 обязывает приходовать их с одновременным увеличением доходов будущих периодов (Дт 10, 11, 12 — Кт 69). До 1 января 2015 года на обнаруженные при инвентаризации излишние объекты основных средств и нематериальных активов, не принятые к учету из-за отсутствия подтверждающих их приобретение первичных документов, мы, напомним, делали запись: Дт 10, 11, 12 — Кт 746**.

** Согласно п. 21 приложения к Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561, и п. 7.4 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденных приказом Минфина от 16.11.2009 г. № 1327.

Куда затем списывать сумму, отнесенную в кредит счета 69? Здесь поступаем так: доходы будущих периодов в сумме, пропорциональной начисленной в отчетном периоде амортизации таких излишних объектов, признаем доходами отчетного периода, т. е. делаем проводку Дт 69 — Кт 746.

Как урегулировать выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием ценностей и данными бухгалтерского учета? В этом вам поможет табл. 3.

Таблица 3. Отражаем инвентаризационные расхождения в учете

№ п/п

Вид активов

Что увеличиваем

Какую проводку делаем

1

2

3

4

Излишки

1

Основные средства, нематериальные активы

Доходы будущих периодов

Дт 10, 11, 12 — Кт 69*

* Доходы будущих периодов признают доходами отчетного периода в сумме, пропорциональной начисленной в отчетном периоде амортизации таких необоротных активов.

2

Ценные бумаги

Доходы

Дт 14, 352 — Кт 746

3

Денежные средства, их эквиваленты и прочие оборотные материальные ценности

Дт 20, 22, 23, 25, 26, 28, 30, 33 — Кт 719

Недостачи

1

Запасы в пределах установленных норм естественной убыли

Расходы

Дт 947 — Кт 20, 23, 26, 28

2

Ценности сверх норм естественной убыли, а также потери от их порчи (если виновные лица не установлены)

Дт 976 — Кт 10, 11, 12

Дт 947 — Кт 20, 22, 23, 25, 26, 28, 30, 33

Пересортица

1

Стоимость запасов в излишке превышает стоимость недостающих запасов

Доходы

Дт 20, 22, 28 — Кт 719

2

Стоимость недостающих запасов больше стоимости запасов в излишке (если виновные лица не установлены)

Расходы

Дт 947 — Кт 20, 22, 28

 

Таковы вкратце главные инвентаризационные новшества от Минфина.

выводы

  • Положение № 879 действует с 1 января 2015 года. Применять его нормы должны все юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

  • В процессе инвентаризации проверяют и документально подтверждают наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценку активов и обязательств.

  • Руководитель предприятия самостоятельно определяет объем инвентаризации при установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей, а также в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия.

  • Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) оформляют не менее чем в 2-х экземплярах.

  • Выявленные в излишке основные средства и нематериальные активы приходуют с увеличением доходов будущих периодов.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить