Лицензирование-NEW

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Май, 2015/№ 36-37
«Без бумажки ты — …» известно кто… Разгул бюрократии и зарегулированность предпринимательства на отечественных просторах достигли невиданных масштабов. И несмотря на регулярные «спрощення» и «покращення» на протяжении всех лет независимости, они пока особо никуда не исчезли. Тем не менее, как говорится, «процесс пошел».
Сегодня будем вести речь об очередной попытке законотворцев сдвинуть дерегуляцию бизнеса с мертвой точки, причем в такой серьезной области, как лицензирование хоздеятельности.

2 марта с. г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» № 222-VIII (далее — Закон № 222), который был официально обнародован 28.03.2015 г.

Согласно ч. 1 ст. 21 «Заключительные и переходные положения» Закона № 222 он вступает в силу через 3 месяца с даты его опубликования, т. е. с 28.06.2015 г. И с этой же даты утратят силу нормы старого Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III (далее — Закон № 1755).

Что касается действия лицензий, то эти вопросы регулирует ч. 6 ст. 21 Закона № 222. Согласно его нормам лицензии, действовавшие на день вступления данного Закона в силу, .

Лицензии на осуществление видов хозяйственной деятельности, указанных в новом перечне — в ст. 7 Закона № 222:

— виды хозяйственной деятельности которых , подлежат , осуществляемому органом лицензирования в трехдневный срок бесплатно;

— действующие на день вступления в силу данного Закона и имевшие ограниченный срок действия, являются и могут быть по заявлению лицензиата переоформлены соответствующим органом лицензирования бесплатно в недельный срок.

Если вид деятельности согласно Закону № 222 перестал быть лицензируемым, то с даты его введения в действие «старая» лицензия, по идее, утрачивает силу (см. ч. 2 ст. 8).

Если конкретный, ранее не лицензируемый, вид деятельности (за счет  некоторых лицензируемых ранее видов — см. их в таблице ниже) теперь , то субъекту хозяйствования с 28.06.2015 г. придется озаботиться вопросом приобретения лицензии на этот вид.

Сначала отметим некоторые интересные моменты.

Законом № 222 значительно упрощается порядок получения лицензий и внедряются современные электронные технологии их предоставления. для получения лицензии могут быть поданы нарочным, отправлены по почте или в электронном виде. Порядок предоставления электронных документов для получения лицензии должен утвердить КМУ.

Процесс лицензирования должен постепенно стать «электронным»

СПД будет сам решать: получать ему лицензию на обычной бумаге или достаточно наличия сведений в ЕГР* о выданной ему лицензии**.

* Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

** Причем право на осуществление соответствующего вида деятельности субъект получает уже с момента внесения данных сведений в ЕГР (ч. 3 ст. 2 Закона № 222).

Срок принятия о выдаче лицензии составляет с момента получения органом лицензирования заявления.

Лицензия оформляется в электронном виде путем внесения соответствующей записи в ЕГР. По желанию лицензиата ему может быть выдана лицензия на бумажном носителе. Для всех видов хоздеятельности, лицензируемых в установленном в Законе № 222 порядке, . Правда, это не касается лицензий на виды деятельности, лицензируемые по специальным законам (см. ниже).

Если изменяется наименование юрлица или Ф.И.О. ФЛП, лицензия подлежит переоформлению в течение месяца (видимо, с момента внесения изменений в ЕГР), иначе она станет считаться недействительной. В случае реорганизации юрлица правопреемник сможет пользоваться лицензией еще в течение трех месяцев. Потом придется оформлять новую лицензию. за получение лицензии составляет, в общем случае, (на момент принятия решения о ее выдаче), если лицензия выдается центральным органом исполнительной власти, или от МЗП — если выдается местным органом власти. Законом установлены четкие сроки выполнения каждого действия органом лицензирования.

Лицензионные условия теперь будет утверждать Кабмин (ч. 2 ст. 9 Закона № 222)

Такие условия, как и изменения к ним, органы лицензирования размещают на своих официальных сайтах. Требования лицензионных условий устанавливаются в отношении субъекта хозяйствования в целом и (или) в отношении каждого места осуществления конкретного вида лицензируемой деятельности*** (в зависимости от особенностей конкретного вида деятельности).

*** Местом осуществления вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, является объект (помещение, здание, земельный участок и/или территория), в рамках которого осуществляется этот вид хозяйственной деятельности или используемый в его осуществлении (может совпадать с местонахождением предприятия) (ч. 8 ст. 9 Закона № 222).

Но не исключаем, что поскольку все лицензионные условия будет утверждать правительство, процесс их «выхода в свет» может и затянуться. До момента (пере)утверждения их Кабмином на практике, видимо, будут применять старые лицензионные условия. В то же время до утверждения новых работа без лицензии в рамках лицензируемого (в том числе и «нового») вида деятельности не должна считаться незаконной (подобный подход звучал в письме Госкомпредпринимательства от 11.09.2006 г. № 6582). Да и к штрафным последствиям это не приведет (см. последний раздел статьи).

Главное — Законом № 222 существенно уменьшается количество видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию. Если считать непосредственно по пунктам, то число лицензируемых видов уменьшается почти вдвое — Хотя, честно говоря, такой расчет (по пунктам) «было-стало» чисто формальный. Ведь есть ряд примеров, когда новая редакция Закона объединила несколько лицензируемых старых видов в один новый. Возможно, это объясняется тем, что некоторые старые виды деятельности во время повторного второго чтения Закона № 222 просто добавили к уже имеющимся, чтобы отрапортовать о проделанных дерегуляционных свершениях (такие примеры см. в таблице ниже).

В то же время в рамках некоторых видов деятельности сократился ряд операций, требующих лицензии (например, в области энергетики и водоснабжения, строительства, рыболовства и ряда других — также см. ниже в таблице), но кое-где и расширился (см. там же).

В ч. 2 ст. 2 Закона № 222 специально оговорено, что его действие лицензий на осуществление:

— производства и торговли

— деятельности;

— деятельности в области .

Для каждого из этих видов существуют специальные профильные законы — в них следует искать, как и раньше, соответствующие правила лицензирования.

Остальные лицензируемые виды деятельности, в том числе и те, в отношении которых Закон № 222 (ср. 025069200) прямо упоминает нормы специальных законов, должны по вопросам порядка, выдачи, переоформления и аннулирования лицензий регулироваться нормами именно данного Закона. А специальные законы, помимо 3-х видов, перечисленных в ст. 2 Закона (см. выше), упомянуты также в отношении видов деятельности, указанных в следующих пунктах ч. 1 ст. 7 Закона: 3, 5, 8, 9, 10, 22 и 25. То есть нормы этих спецзаконов должны при лицензировании таких видов деятельности не доминировать над нормами данного Закона, но учитываться при решении «лицензионных» вопросов. Но, по нашему мнению, даже если нормы специальных законов отдельно и не упомянули, они все равно в части, не противоречащей Закону № 222, должны применяться.

Перечень видов деятельности, которые перестают лицензироваться со вступлением в силу Закона № 222:

— производство особо опасных химических веществ;

— добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

— производство ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовая, розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами*;

— торговля пестицидами и агрохимикатами (регуляторами роста растений);

— внедрение, ввоз, вывоз голографических защитных элементов;

— изготовление бланков ценных бумаг;

— разработка, испытание, производство, эксплуатация ракет-носителей, космических аппаратов и их составных частей, наземного комплекса управления космическими аппаратами и его составных частей;

— переработка донорской крови и ее компонентов, изготовление из них препаратов, кроме деятельности банков пуповинной крови, других тканей и клеток человека**;

— заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов;

— сбор, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

— проведение землеоценочных работ и земельных торгов;

— таможенная брокерская деятельность***;

— производство, экспорт и импорт дисков для лазерных систем считывания, матриц;

— торговля племенными (генетическими) ресурсами, проведение генетической экспертизы происхождения и аномалий животных;

— проведение фумигации (обеззараживания) объектов регулирования, определенных Законом Украины «О карантине растений», перемещаемых через государственную границу Украины и карантинные зоны;

— деятельность, связанная с производством, торговлей пиротехническими средствами;

— деятельность, связанная с предоставлением услуг стрельбищами невоенного назначения и функционированием охотничьих стендов;

— разработка, изготовление, реализация, ремонт, модернизация и утилизация вооружения, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему;

— сбор и использование информации, составляющей кредитную историю;

— генетически-инженерная деятельность в замкнутой системе;

— торговля жидким топливом из биомассы и биогаза.

* Но ветеринарная практика, как и раньше, лицензируется.

** Этого вида деятельности действительно нет в перечне лицензируемых (ч. 1 ст. 7 Закона № 222). Правда, зачем-то в специальный Закон Украины «О донорстве крови и ее компонентов» от 23.06.95 г. № 239/95-ВР нардепы внесли указание, что этот вид деятельности подлежит лицензированию (см. п. 12 ч. 7 ст. 21 Закона № 222)… Одним словом, театр абсурда L. Посмотрим, каким путем пойдет практика, но формально этот вид деятельности лицензироваться не должен.

*** Но не радуйтесь раньше времени. Такую деятельность придется осуществлять на основании специального разрешения (см. изменения, внесенные Законом № 222 в  ст. 405 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI).

Ниже в таблице мы приводим только те виды деятельности, в которых Закон № 222 существенно .

Безусловно, здесь многое должны прояснить новые лицензионные условия.

Заметим также, что согласно ч. 9 ст. 9 Закона № 222 лицензионные условия теперь будут содержать ограничения по осуществлению над субъектом хозяйствования контроля (в значении, приведенном в  ст. 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции») резидентами государств, проводящих вооруженную агрессию против Украины и/или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против Украины. Факт установления такого контроля является одним из оснований для аннулирования лицензии (ч. 2 ст. 16). В этой связи напомним, что ВРУ постановлением от 27.01.2015 г. № 129-VIII признала Россию государством-агрессором…

Законом определено, что в случае введения лицензирования лицензионные условия вступают в силу в срок, необходимый для приведения предприятием своей деятельности в соответствие с требованиями лицензионных условий, со дня их принятия*.

* Конкретный срок, в течение которого заработают такие лицензионные условия, должен будет фиксироваться Кабмином в постановлениях, которыми они будут утверждаться.

В случае же изменения в соответствии с этим Законом названия вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию, которое не приводит к изменению предмета такой деятельности, соответствующие лицензионные условия в дальнейшем распространяются на такой вид деятельности. Лицензии на осуществление такого вида хозяйственной деятельности продолжают действовать.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии (а также за предоставление разрешительному органу недостоверной информации) несут субъектов хозяйствования (ст. 20 Закона № 222). Такая ответственность пре­дусмотрена в ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП).

Заметим, что админсанкции по этой статье Законом № 222 увеличены весьма серьезно. Например, первая «вилка» штрафа, которая сейчас предусмотрена в размере от 20 до 100 ннмдг, вносимыми в эту статью изменениями

увеличивается до размера от 1000 до 2000 ннмдг (17000 — 34000 грн.)

В то же время в случае отсутствия лицензионных условий для конкретного вида лицензируемой хоздеятельности ответственность за осуществление такой деятельности без получения лицензии не применяется (ч. 2 ст. 20 Закона № 222).

Интересно при этом, что Закон № 222 не говорит об ответственности , а также В то же время специальные законы в ряде случаев такую ответственность предусматривают (см., например, п. 1 ч. 4 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» от 14.10.94 г. № 208/94-ВР). она применяться?.. Однако следует помнить, что суд может признать безлицензионную сделку недействительной (ч. 1 ст. 227 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV). Важно, чтобы лицензия была на момент выполнения сделки, а не ее заключения (п. 3.6 постановления Пленума ВХСУ от 29.05.2013 г. № 11).

Законом № 222 уточнены случаи и увеличена ответственность и для должностных лиц органов власти за нарушение законодательства в сфере лицензирования. Размер админштрафа для служащих «той стороны» за определенные нарушения в «лицензионной» области оговорен в ст. 16612 КУоАП. Теперь первая «вилка» составляет ннмдг (было от 30 до 50 ннмдг).

В одном из ближайших номеров вы прочтете об учете расходов на приобретение лицензий.

 

№ п в ч. 1 ст. 7

Формулировка лицензируемого вида деятельности в новом Законе № 222

№ п. в  ст. 9 (в списках 1 и 2*)

Формулировка вида деятельности в старом Законе № 1775

Отличия

1

2

3

4

5

5

деятельность в сфере электроэнергетики, которая лицензируется согласно Закону Украины «Об электроэнергетике», кроме деятельности по поставке электроэнергии по нерегулируемому тарифу (поставка независимым электропоставщиком), и в сфере использования ядерной энергии, лицензируется согласно Закону Украины «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии»


6 (с. 1)

деятельность в сфере электроэнергетики и использование ядерной энергии

В новой редакции поставка электроэнергии по нерегулируемым тарифам (независимыми электропоставщиками) лицензированию не подлежит. Как сказал один из депутатов ВРУ: «…если завод сам себе строит когенерационную установку, ему не нужно получать никаких лицензий»

8

деятельность в сфере телекоммуникаций с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О телекоммуникациях», предоставление услуг в области криптографической защиты информации (кроме услуг электронной цифровой подписи) и технической защиты информации, по перечню, который определяется КМУ

10 (с. 1) 10 (с. 2) 12 (с. 2)

деятельность в сфере телекоммуникаций; предоставление услуг в области криптографической защиты информации (кроме услуг электронной цифровой подписи), торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации (согласно перечню, определяемому КМУ); предоставление услуг в области технической защиты информации

В новой редакции объединили три вида в один. Во втором («защитном») виде перестала лицензироваться торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации

9

строительство объектов IV и V категорий сложности — с учетом особенностей, определенных Законом Украины «Об архитектурной деятельности»

11 (с. 1)

строительная деятельность

Перечень лицензируемых видов строительной деятельности сократился только до объектов двух категорий сложности. Хотя по факту такой подход и так уже действовал (об этом читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 70, с. 17)

11

производство и ремонт огнестрельного оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия калибра свыше 4,5 мм и скоростью полета пули свыше 100 м/с, торговля огнестрельным оружием невоенного назначения и боеприпасами к нему, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 мм и скоростью полета пули свыше 100 м/с; производство специальных

средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и их продажа

1 (с. 2) 8 (с. 2)

«огнестрельное» «индивидуально-защитное»

Просто объединили два старых вида в один

12

производство взрывчатых материалов промышленного назначения по перечню, определяемому КМУ

2 (с. 2)

производство взрывчатых материалов промышленного назначения (согласно перечню, который утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда и государственному горному надзору)

Перечень «взрывного» теперь должен определять КМУ

13

оказание услуг и выполнение работ противопожарного назначения по перечню, определяемому КМУ

28 (с. 2)

оказание услуг и выполнение работ противопожарного назначения

Теперь оговорено по перечню КМУ

14

обращение с особо опасными веществами и отходами по перечню, который определяется КМУ. Не подлежит лицензированию хранение (накопление) субъектом хозяйствования образованных ими опасных отходов, если в течение года со дня образования опасные отходы передаются субъектам хозяйствования, которые имеют лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами

3 (с. 2)

производство особо опасных химических веществ, операции в сфере обращения с опасными отходами (не подлежит лицензированию хранение (накопление) субъектом хозяйствования образованных ими опасных отходов, если в течение года со дня образования опасные отходы передаются субъектам хозяйствования, которые имеют лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами)

Ушло производство особо опасных химвеществ. К обращению с особо опасными отходами добавились еще

вещества (!).
И специально оговорили, что перечень «особо опасного» определяет КМУ

21

промышленный вылов рыбы, кроме внутренних водоемов и рек

34 (с. 2)

деятельность, связанная с промышленным выловом рыбы, кроме внутренних водоемов (прудов) хозяйств

Теперь не будет лицензироваться вылов рыбы во всех водоемах (а не только прудах), а также реках

23

деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, поставкой специальных технических средств для снятия информации с каналов связи и других технических средств негласного получения информации (критерии принадлежности и перечень технических средств негласного получения информации определяются КМУ по представлению СБУ)

9
(с. 2)

разработка, изготовление специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации, торговля специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации

Критерии и перечень определяет КМУ «с подачи» СБУ

24

перевозки пассажиров, опасных грузов речным, морским, автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом

12 (с. 1) 25 (с. 2)

предоставление услуг по перевозке пассажиров, груза воздушным транспортом предоставление услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом

Объединили два вида в один. Убрали слово «услуг» (что можно трактовать и расширительно). Для воздушного транспорта стали лицензируемыми перевозки только опасных грузов.

У остальных видов транспорта «исчез» багаж.
Отдельно
выделили международные перевозки пассажиров и грузов автотранспортом. Отрадно и то, что будут отменены лицензионные карточки на автомобили

25

внешнеэкономическая деятельность в соответствии со ст. 16 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»

4 (с. 1)

внешнеэкономическая деятельность

Уточнение о привязке к ст. 16 Закона о ВЭД

27

транспортировка и распределение природного газа, газа (метана) угольных месторождений, его хранение в объемах, превышающих уровень, установленный лицензионными условиями, и поставки, кроме поставок природного газа, газа (метана) угольных месторождений по нерегулируемому тарифу

14
(с. 2)

 


 

15
(с. 2)

 

 

16
(с. 2)

транспортировка природного, нефтяного газа и газа (метана) угольных месторождений по трубопроводам и их распределение; поставки природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому и нерегулируемому тарифу;

хранение природного газа, газа (метана) угольных месторождений в объемах, превышающих уровень, установленный лицензионными условиями

«Три в одном». Найдите сами пять отличий. ☺
Мы же отметим, что поставка природного газа и газа (метана) угольных месторождений по регулируемым тарифам теперь не лицензируется

28

централизованное водоснабжение и водоотведение, кроме централизованного водоснабжения и водоотведения по нерегулируемому тарифу

17
(с. 2)

централизованное водоснабжение и водоотведение

Теперь не лицензируются водопоставка и водоотведение, осуществляемые по нерегулируемым тарифам

29

производство тепловой энергии, транспортировка тепловой энергии по магистральным и местным (распределительным) тепловым сетям и поставка тепловой энергии, кроме производства, транспортировки и поставки тепловой энергии по нерегулируемому тарифу

42
(с. 2)

производство тепловой энергии, транспортировка ее по магистральным и местным (распределительным) тепловым сетям и снабжение тепловой энергией

Убрали лицензирование производства, транспортировки и поставки тепловой энергии по нерегулируемым тарифам

 

* Напомним, что ст. 9 Закона № 1775 содержит 2 отдельных списка лицензируемых видов деятельности. В первом из них приведены виды, лицензируемые согласно специальным законам.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить