Регистраторы расчетных операций. 8. Ответственность за нарушения в сфере применения РРО и ЭПС

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Савченко Елена, Чернышова Наталья, Хмелевская Оксана
Налоги и бухгалтерский учет Май, 2015/№ 41
Для большинства субъектов предпринимательства применение РРО в первую очередь связано с потенциальной опасностью, которую таят в себе коварные штрафы за любое нарушение в этой сфере. Это дамоклов меч, который постоянно висит над теми, кто обязан использовать в своей деятельности кассовые аппараты и платежные терминалы. Но от них, к сожалению, никуда не деться. Поэтому давайте разберемся, за какие нарушения в сфере применения РРО и ЭПС предприятиям и их должностным лицам может грозить ответственность.

8.1. Санкции за нарушения в сфере применения РРО

Прежде всего давайте выясним, кого могут привлекать к ответственности за нарушения в сфере РРО, какие органы налагают штрафы, каков порядок применения штрафных санкций и, что немаловажно, сроки давности по ним (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1. Штрафы за нарушения в сфере применения РРО: вводная информация

Вопросы применения санкций

Пояснения

Кого могут привлечь к ответственности

К ответственности могут привлечь:
1) субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги);
2) уполномоченные банки, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты;
3) субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками;
4) центры сервисного обслуживания РРО;
5) субъектов хозяйствования, реализующих РРО;
6) производителей РРО;
7) должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

Кто осуществляет контроль в сфере применения РРО

1) ГФСУ — в общем случае (в процессе документальных и фактических проверок);
2) ГФСУ и НБУ — в части проведения операций по купле-продаже иностранной валюты

Каков порядок применения штрафных санкций к субъектам хозяйствования

Орган ГФСУ выписывает на сумму штрафа налоговое уведомление-решение (по форме «С»). Получив его, субъект хозяйствования должен в 10-дневный срок либо уплатить указанную сумму, либо обжаловать уведомление-решение в административном/судебном порядке.
В случае когда в течение 10 календарных дней с даты получения уведомления-решения (или со дня согласования денежного обязательства, если проводилась процедура обжалования) сумма не уплачена, она получает статус налогового долга и на нее начинает начисляться пеня

Какие сроки давности применяют к штрафным санкциям, налагаемым на субъектов хозяйствования

За нарушения в сфере РРО следует применять общий срок давности, предусмотренный НКУ, в 1095 дней, в то время как 6-месячный срок согласно ст. 250 ХКУ в данном случае не применяется

Какова ответственность должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

Указанные лица могут привлекаться к административной ответственности по ст. 1551 КУоАП.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматривают районные, районные в городе, городские суды на основании протоколов, составленных должностными лицами органов ГФСУ

Каковы сроки давности для применения админштрафов

3 месяца со дня совершения нарушения, а если нарушение длящееся — 3 месяца со дня его выявления (т. е. составления акта проверки, в котором такое нарушение зафиксировано).
До истечения указанного срока орган ГФСУ должен успеть составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа

С общими вопросами разобрались.

А теперь приведем сами штрафы за нарушение порядка проведения расчетных операций в табл. 8.2.

Таблица 8.2. Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования и должностных лиц


п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования

1

Проведение расчетных операций с использованием РРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг)

Если нарушение совершено впервые* — штраф в размере 1 грн.

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)**

За каждое следующее нарушение — штраф в 5-кратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)

* Под совершением нарушения впервые законодатель подразумевал «впервые в течение календарного года», а не впервые за весь период деятельности субъекта хозяйствования. То есть повторным следует считать нарушение, совершенное второй раз в течение года. Учтите: если в течение одной проверки налоговики выявят несколько нарушений, то оштрафуют за каждое из них. И только за первое нарушение штраф будет минимальным (см. письмо ГФСУ от 31.07.2014 г. № 862/7/99-99-22-06-03-17/34, консультацию в категории 109.20 БЗ). Так же считают и суды (см. постановление Хмельницкого окружного админсуда от 26.02.2015 г. № 822/328/15).

** Штраф определяют исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции.

2

Непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы*

Если нарушение совершено впервые — штраф
в размере 1 грн.
Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг).
За каждое следующее нарушение — штраф в 5-кратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

3

Несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете**, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня

4

Нераспечатка (невыдача) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций***, или проведение расчетной операции без использования РК

* Имейте в виду: если используется РРО, срок эксплуатации которого закончился, все расчетные операции, проведенные через такой РРО, будут расценены налоговиками как непроведенные через РРО (см. консультацию в категории 109.20 БЗ).
А вот использование РРО в период, когда у субъекта хозяйствования нет действующего договора на его обслуживание с ЦСО, к применению штрафных санкций не приведет
. Дело в том, что законодательство ответственности за такие действия не предусматривает. Это признают и налоговики (см. консультацию в категории 109.20 БЗ).
** Помните: наличная выручка с предыдущего дня, которая хранится на месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, должна быть зарегистрирована (внесена) через РРО с использованием операции «Служебное внесение». В противном случае сумма средств, указанная в дневном отчете РРО, не будет соответствовать сумме наличных на месте проведения расчетов, а следовательно, к предприятию применят штраф на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО.
*** Отсутствие в чеке РРО одного из обязательных реквизитов (адрес, название хозяйственной единицы, индивидуальный налоговый номер плательщика НДС и др.) приравнивается к невыдаче расчетного документа (консультация в категории 109.20 БЗ). Такого же подхода придерживаются и суды.

5

Неиспользование РК при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО

Штраф в размере
20 ннмдг* (340 грн.)

П. 3 ст. 17 Закона об РРО

6

Использование незарегистрированной надлежащим образом РК или нарушение установленного порядка ее использования

7

Необеспечение хранения РК в течение установленного срока

* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

8

Невыполнение ежедневной печати фискального отчетного чека или необеспечение его хранения*

Штраф в размере
20 ннмдг (340 грн.)

П. 4 ст. 17 Закона об РРО

* Как нераспечатка Z-отчета, так и его несохранение в КУРО приводят к нарушению одной и той же единой обязанности, закрепленной в п. 9 ст. 3 Закона об РРО, — отчет должен печататься ежедневно и сохраняться в КУРО. Исключение составляют случаи, когда в течение

дня расчетные операции вообще не проводились (см. письмо ГФСУ от 10.02.2015 г. № 4315/7/99-99-22-07-03-17).
Если Z-отчет не распечатан и не сохранен, к субъекту хозяйствования применяется
один штраф, а не два — отдельно за нераспечатку и отдельно за несохранение.
Обратите внимание: налоговики, вероятнее всего, захотят применить штраф в размере 340 грн. за каждый нераспечатанный либо несохраненный фискальный отчетный чек (см. консультацию в категории 109.20 БЗ). В то же время, исходя из постановлений ВСУ от 04.06.2013 г. по делу № 21-155а13 и от 16.04.2013 г. по делу № 21-89а13, в ситуации, когда Z-отчет не распечатывался и/или не подклеивался в КУРО в течение определенного времени, на субъекта хозяйствования должен налагаться лишь
один штраф (независимо от того, сколько фактов подобных нарушений выявлено во время проверки). Впрочем, до ВСУ еще нужно дойти, а суды первой инстанции, к сожалению, не всегда рассматривают дела таким образом.

9

Невыполнение печати контрольной ленты или несоздание ее в электронной форме на РРО

Штраф в размере
10 ннмдг (170 грн.)

П. 5 ст. 17 Закона об РРО

10

Нехранение контрольной ленты в течение 3 лет

11

Искажение данных о проведении расчетных операций, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме

12

Проведение расчетной операции через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества

Штраф в размере
5 ннмдг (85 грн.)

П. 6 ст. 17 Закона об РРО

13

Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при ее наличии) в установленном порядке*

Штраф в размере
10 ннмдг (170 грн.)

П. 7 ст. 17 Закона об РРО

14

Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных документов и документов на перевозку на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

* Напомним: с 01.01.2015 г. расчеты за услуги уже нельзя производить с использованием кассовых ордеров, как это было ранее предусмотрено п. 1 ст. 9 Закона об РРО (подробнее см. на с. 8). Однако штрафные санкции за применение наличной оплаты за услуги через кассу без РРО будут применяться только с 01.07.2015 г.

15

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого

внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя при условии отсутствия или повреждения пломбы ЦСО

Штраф в размере
100 ннмдг (1700 грн.)

П. 8 ст. 17 Закона об РРО

16

Непредоставление в органы ГФСУ отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае обязательности их подачи

Штраф в размере
10 ннмдг (170 грн.)

П. 9 ст. 17 Закона об РРО

17

Непроведение расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты через РРО, нераспечатка расчетного документа, подтверждающего выполнение этой операции, проведение данной операции на неполную сумму средств

Штраф в размере
100 ннмдг (1700 грн.)

П. 1 ст. 18 Закона об РРО

18

Применение при осуществлении расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты незарегистрированного, неопломбированного или опломбированного с
нарушением установленного порядка РРО

Штраф в размере
100 ннмдг (1700 грн.)

П. 2 ст. 18 Закона об РРО

19

Несоответствие данных расчетных документов, которые подтверждают осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты, данным их вторых экземпляров и/или данным фискального отчета

Штраф в размере
100 ннмдг (1700 грн.)

П. 3 ст. 18 Закона об РРО

20

Превышение суммы наличных средств или иностранной валюты на месте проведения операций по купле-продаже иностранной валюты над суммой средств, указанных в фискальном отчете

Штраф в 5-кратном размере суммы, на которую выявлено расхождение

П. 4 ст. 18 Закона об РРО

21

Осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты с применением РРО, в котором внесены изменения в программно-технические средства, реализующие фискальные функции

Штраф в размере
500 ннмдг (8500 грн.)

П. 5 ст. 18 Закона об РРО

Штрафы, указанные в пунктах 17 — 21 таблицы, применяют к уполномоченным банкам и субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками.
Временно, до 01.07.2015 г., не применяют санкции за нарушение требований Закона об РРО при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов в соответствии с нормативными актами НБУ.

22

Реализация РРО (из числа включенных в Госреестр), в конструкцию или программное обеспечение которых внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя

Штраф в размере
500 ннмдг (8500 грн.)
за каждый
реализованный РРО*

Ст. 19 Закона об РРО

* При этом стоимость реализованного РРО возвращается покупателю, а сам РРО подлежит конфискации.

23

Реализация товаров, которые не оприходованы в установленном порядке

Штраф в размере двойной стоимости неоприходованных товаров, не учтенных по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.)

Ст. 20 Закона об РРО

24

Выявление факта внесения изменений в конструкцию или программное обеспечение надлежащим образом опломбированного РРО, не предусмотренных конструкторско-технологической и программной документацией производителя

Штраф в размере
300 ннмдг (5100 грн.)*

Ст. 24 Закона об РРО

* Применяется к ЦСО, который осуществляет техническое обслуживание и ремонт данного РРО.

25

Наличие производственных дефектов в конструкции или программном обеспечении РРО, искажающих информацию об объеме расчетных операций или объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая заносится в фискальную память*

Штраф в размере
500 ннмдг (8500 грн.)

Ст. 29 Закона об РРО

* Такие РРО подлежат конфискации. Производитель или поставщик обязан вернуть их стоимость покупателю. Указанную модель РРО в установленном порядке исключают из Госреестра.

Штрафы, налагаемые на должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

26

Нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.)

Ч. 1 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 5 до 10 ннмдг
(от 85 до 170 грн.)

27

Действия, указанные в п. 26 данной
таблицы, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось
административное взыскание
за то же нарушение

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 5 до 10 ннмдг
(от 85 до 170 грн.)

Ч. 2 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 10 до 20 ннмдг
(от 170 до 340 грн.)

28

Нарушение установленного порядка проведения расчетов при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты

Штраф на лиц, осуществляющих операции по купле-продаже иностранной валюты, в размере от 3 до 6 ннмдг
(от 51 до 102 грн.)

Ч. 3 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц уполномоченных банков или субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

29

Действия, указанные в п. 28 данной таблицы, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание
за то же нарушение

Штраф на лиц, осуществляющих операции по купле-продаже иностранной валюты, в размере от 6 до 15 ннмдг
(от 102 до 255 грн.)

Ч. 4 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц уполномоченных банков или субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою деятельность на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ГФСУ.

Обратим внимание еще на одно негативное последствие, хоть и не являющееся штрафной санкцией: отсутствие зарегистрированных в установленном законодательством порядке РРО (за исключением случаев, позволяющих не использовать РРО) может стать основанием для применения админареста имущества субъекта хозяйствования ( п.п. 94.2.4 НКУ).

8.2. Ответственность за нарушение порядка проведения расчетов с использованием ЭПС

Контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований в отношении расчетов с использованием ЭПС возложен на органы ГФСУ, а за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов — на органы Госпотребинспекции ( абзац третий п. 14.19 Закона № 2346, п.п. 191.1.4 НКУ).

Какая ответственность грозит за допущенные в этой сфере нарушения

В соответствии со ст. 2342 КУоАП органы ГФСУ рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных, в частности, с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием ЭПС за товары (услуги). Меру ответственности за несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС устанавливает ст. 16315 КУоАП. Так, к должностным лицам юридического лица, а также к физическим лицам — предпринимателям применяется админштраф в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.). Еще выше штраф за повторное нарушение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же действия, — от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.).

Кроме того, ч. 2 ст. 17 Закона № 1023 запрещает любым способом ограничивать использование потребителем ЭПС, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к уплате. За нарушение указанной нормы в п. 12 ч. 1 ст. 23 этого Закона установлена ответственность в виде штрафа в размере 500 ннмдг (8500 грн.).

Но и это еще не все. На практике контролирующие органы факты необеспечения возможности использования ЭПС могут квалифицировать как нарушение правил осуществления торговой деятельности. Основанием для этого служат пп. 21 и 22 Порядка № 833. Эти пункты устанавливают, что расчеты за проданные товары и предоставленные услуги могут осуществляться наличными средствами и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.). При этом субъект хозяйствования обязан обеспечить возможность использования специальных платежных средств во время осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством. К такому законодательству вполне может быть отнесен Закон № 2346, в п. 14.19 которого как раз прописано условие об обязанности субъектов хозяйствования обеспечивать возможность использования платежных карточек.

Необеспечение такой возможности может расцениваться как нарушение правил торговли. Чем это чревато? Наложением админштрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 до 170 грн.) по ст. 155 КУоАП. Привлечь к админответственности на основании этой статьи могут территориальные органы Госпотребинспекции.

Одновременно с наложением этого штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его невыполнения в установленный в предписании срок на должностных лиц предприятия либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КУоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн.).

В этом разделе мы рассмотрели, какая ответственность предусмотрена за нарушения в сфере применения РРО и ЭПС. Выполняйте установленные требования, и санкции вас не коснутся. Кроме того, помните, что субъектам хозяйствования, использующим РРО и РК, необходимо также соблюдать правила наличного обращения, пре­дусмотренные законодательством. Ознакомиться с ними вы могли в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, спецвыпуск № 9.

выводы

  • Если субъект хозяйствования получил налоговое уведомление-решение о наложении штрафных санкций за нарушение законодательства в сфере РРО, то в 10-дневный срок необходимо уплатить штраф либо начать процедуру обжалования уведомления-решения в административном/судебном порядке.

  • За нарушения в сфере РРО следует применять общий срок давности, предусмотренный НКУ, в 1095 дней.

  • Сроки давности для применения админштрафов — 3 месяца со дня совершения нарушения, а если нарушение длящееся — 3 месяца со дня его выявления.

  • Отсутствие в чеке РРО одного из обязательных реквизитов (адрес, название хозяйственной единицы, индивидуальный номер плательщика НДС и др.) приравнивается к невыдаче расчетного документа.

Теги РРО
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить