Темы статей
Выбрать темы

Что будет, если не успели подать форму 4 (о бенефициарах)?

Смердов Виталий, налоговый эксперт
25 мая — последний день срока, который отводился «старым» юрлицам для подачи формы 4*. Но что-то нам подсказывает: сделать это успеют далеко не все. Только это, скорее, камень в огород законодателя/парламента, а не бизнеса. Ведь мало прописать обязанность, надо еще и организовать возможность ее выполнения. Иначе получится, как сейчас: чтобы сдать эту форму, приходится толпиться в очередях, насчитывающих порой сотни людей… А это уже больше смахивает на издевательство.

* О том, что это за форма и как ее подать, вы могли прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 38, с. 4.

Полагаем, каждый, кто читает эту статью, в курсе проблем с формой 4. Причины этого, в большинстве, на поверхности: несовершенство ПО госрегистраторов, недостатки в организации их работы, запоздалое обновление формы 4 и т. п. И, как видите, субъекты хозяйствования здесь ни при чем (более того, многие даже старались сдать эту форму в начале года, но госрегистраторы их, как правило, «отфутболивали»).

Только положение дел это, увы, не спасает. Когда вы будете читать эту статью, то, вероятнее всего, срок уже вами пропущен ☹. А значит, налицо нарушение Закона. Что за это грозит, вы, должно быть, помните. Согласно ст. 16611 КУоАП

за неподачу юрлицом госрегистратору сведений о бенефициаре на его руководителя или лицо, уполномоченное действовать от его имени (исполнительного органа), налагают штраф в размере от 5100 до 8500 грн.

Но здесь сразу всплывает ряд вопросов.

Несвоевременная подача ≠ неподача?

Предположим, что форму 4 вы, хоть и с опозданием, но все же подали. Например, вы сделали это 28 мая. Могут ли вас в таком случае привлечь к ответственности? Строго говоря, нет. Дело в том, что процитированная выше ст. 16611 КУоАП устанавливает штраф именно за неподачу этих сведений (без привязки к определенным срокам), а в данном случае они поданы. Тем более, если посмотрите на другие статьи КУоАП, то обнаружите: в тех случаях, когда по КУоАП штрафуют за несвоевременную подачу каких-либо сведений, в нем об этом прямо говорят. Подтверждают это, в частности, ст. 96, 1163, 1631 1632 КУоАП и т. п. Так что, если вы не успеете подать форму 4 до истечения отведенного срока (25 мая), не отчаивайтесь. Ведь главное, чтобы эта задача была выполнена до момента проведения проверки.

Правда, предупреждаем: данный вывод продиктован строгим и, мы бы даже сказали, буквальным прочтением закона, чем проверяющие нередко пренебрегают ☹. Другое дело, что даже если их подход будет иным, считаем, штраф вам все равно не грозит. О том, почему, читайте дальше.

Процедура наложения штрафа

Это еще одна проблема. Мы уже говорили, что составлять протоколы по  ст. 16611 КУоАП уполномочены субъекты государственного финмониторинга (ст. 255 КУоАП). К ним, в частности, относятся: Госфинмониторинг, НБУ, Минюст (ч. 3 ст. 5 Закона № 1702*). Вместе с тем, как они будут это делать, до конца не известно.

* Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 14.10.2014 г. № 1702-VII.

Налагает же этот штраф только суд (ст. 221 КУоАП)

Дать более-менее точный прогноз можно разве что по контролю данного вопроса в отношении субъектов первичного финмониторинга (далее — СПФ). Напомним, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 1702 это: банки, страховщики, ломбарды, специально определенные СПФ (в частности, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, оказывающие услуги по бухгалтерскому учету, юридические услуги) и т. п. Во исполнение этого Закона чиновники утвердили Порядок № 436**, который описывает порядок проведения/оформления проверок Госфинмониторингом субъектов предпринимательства, оказывающих посреднические услуги в операциях купли-продажи недвижимости. Этот документ предусматривает, что в процессе плановой проверки Госфинмониторинг проверяет, в частности, установление СПФ (см. п. 4 разд. II Порядка № 436):

своего бенефициара, регулярное обновление и хранение информации о нем и предоставление их госрегистратору в случаях и объемах, предусмотренных законодательством. Здесь вопросов нет. Если СПФ является юрлицом, то на него в общем порядке распространяется требование об установлении своего бенефициара и внесении сведений о нем в ЕГР. Если во время проверки Госфинмониторинг выявит, что этого сделано не было, то составит протокол. Сам же штраф, как мы уже говорили, наложит суд;

— конечного бенефициара клиентов-юрлиц. Правда, учтите: даже если Госфинмониторинг обнаружит отсутствие подобных сведений, то в данном случае это будет основанием для ответственности СПФ, а не клиента-юрлица.

** Порядок проведения проверок Государственной службой финансового мониторинга Украины субъектов первичного финансового мониторинга, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 436. Он вступает в силу со дня официального опубликования (на момент подготовки номера этого еще не произошло).

При этом обратите внимание на важный нюанс:

наличие/отсутствие сведений в ЕГР о бенефициаре устанавливают в процессе плановой проверки СПФ. И не иначе

Это значит, что Госфинмониторинг не вправе, к примеру, самостоятельно проверить ЕГР на предмет наличия/отсутствия этих сведений, после чего составить протоколы и направить их «скопом» нарушителям.

Видимо, утверждения похожих правил стоит ожидать и в отношении других СПФ. Разве что контролировать их будет уже не Госфинмониторинг, а другой орган, осуществляющий госрегулирование и надзор за соответствующим СПФ согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 1702. Так, например, субъектов хозяйствования, оказывающих юридические услуги, в этой сфере контролирует Минюст (п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 1702) — он же, к слову, должен утвердить и соответствующий порядок.

Вы при этом можете спросить: а как же все остальные? Ведь включать в ЕГР сведения о своих бенефициарах должны не только СПФ, но и другие юрлица. Да, так и есть. Но в отношении них определенности вообще нет ☺. Особенно если учитывать, что субъекты государственного финмониторинга должны взаимодействовать прежде всего с СПФ. В любом случае нужно ждать утверждения «нормативки». А до этого момента о привлечении таких лиц к ответственности по  ст. 16611 КУоАП можно даже не заикаться.

Поможет ли мораторий на проверки?

Здесь вас ожидают хорошие новости. Вы, скорее всего, помните, что сегодня действует мораторий на проверки, установленный:

Законом № 76*** — до июля;

Законом № 71**** — в течение обоих 2015 — 2016 гг. Касается это субъектов хозяйствования с доходом за предыдущий год до 20 млн грн. (кроме нескольких исключений).

*** Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII.

**** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.

Такие проверки в общем случае могут проводиться лишь по разрешению Кабмина. Но распространяется ли данный мораторий на проверки, с которыми вы ознакомились в предыдущем разделе? По нашему мнению, да. Тем более, что в отношении них Кабмин подобных разрешений не выдавал.

Правда, с подачей формы 4 в любом случае лучше не затягивать. Ведь нередко проверяющие этот мораторий под тем или иным предлогом игнорируют (это, к примеру, касается «нетрудоспособного» Фонда). И в таком случае вам будет полезно помнить, что это нарушение является длящимся, а потому штраф за него могут наложить не позднее чем через 3 месяца с даты его выявления (ст. 38 КУоАП).

Вместо итога

Судя по настроениям практикующих бухгалтеров в целом по стране, многие ожидают, что необходимость подачи сведений о бенефициарах все-таки отпадет. Произойдет это или нет, предсказать невозможно. Но в любом случае рассчитывать на это мы бы пока что не стали (особенно с учетом того, что данные требования введены в порядке гармонизации с законодательством ЕС). В этом ключе более реальной перспективой является продление сроков для подачи формы 4.

Кстати, по этому вопросу народные избранники уже зарегистрировали два законопроекта (от 19.05.2015 г. № 2892 и от 19.05.2015 г. № 2896). Остается надеяться, что они не будут медлить с принятием соответствующего закона.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше