Страхование арендованного имущества арендатором

В избранном В избранное
Печать
Ольга Ольховик, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2015/№ 89
Директор планирует застраховать помещение, арендуемое нашим предприятием. Подскажите, пожалуйста, имеет ли право арендатор страховать арендуемое имущество? Как отразить расходы по страхованию в бухгалтерском учете? Какие налоговые последствия могут быть у предприятия? (г. Тернополь)

Арендатор имеет право застраховать арендуемое имущество.

Более того, согласно п. 2 ст. 771 ГКУ, договором или законом может быть установлена обязанность арендатора заключить договор страхования вещи, переданной в аренду.

В бухгалтерском учете начисление и уплата страховых платежей отражаются на счете 655 «Страхование имущества». Договор страхования вступает в силу в момент осуществления первого платежа, который отразится в учете проводкой Дт 655 — Кт 311. На сумму страховых платежей по договору признаются расходы будущих периодов, что отражается проводкой Дт 39 — Кт 655. Ежемесячно часть расходов списывается на расходы периода — 23,91,92 или 93 счет, в зависимости от направления использования арендуемого застрахованного объекта (Дт 23, 91, 92 или 93 — Кт 39). В случае наступления страхового случая, на основании страхового акта страховой компании, отражается дебиторская задолженность страховой компании с одновременным признанием дохода Дт 375 — Кт 719. Поступление страхового возмещения на расчетный счет отражается проводкой Дт 311 — Кт 375.

Разделом III НКУ не предусмотрены корректировки бухгалтерского финансового результата на расходы и доходы, связанные со страхованием. Поэтому расходы на страхование, расходы, связанные с наступлением страхового случая, и доходы от страхового возмещения в полном объеме учитываются при определении базы налогообложения по налогу на прибыль.

Согласно п.п. 196.1.3 НКУ, услуги по страхованию не являются объектом налогообложения НДС, поэтому налогового кредита на сумму страховых платежей не будет. Сумма страхования будет отражена в строке 11.1 Декларации по НДС. На сумму страхового возмещения налоговые обязательства по НДС не возникают, так как указанная выплата не соответствует определению объекта налогообложения из ст. 185 НКУ. А вот расходы, понесенные предприятием в связи с наступлением страхового случая (скажем, на ремонт застрахованного имущества), могут быть с НДС. Такие суммы НДС предприятие имеет право отнести в состав налогового кредита при условии, что право на налоговый кредит подтверждено зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной ( п. 198.6 НКУ).

Отметим, что налоговики придерживаются иной точки зрения. Так в письме ГФСУ от 12.01.2012 г. № 809/7/15-3417-26 определена позиция, согласно которой предприятие имеет право на налоговый кредит только в части расходов, не возмещаемых страховой компанией.

Непонятно, изменят ли налоговики эту позицию сейчас, когда в налоговый кредит включается весь входящий НДС (подтвержденный зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной), ведь оснований для начисления налоговых обязательств согласно п. 198.5 НКУ нет. Впрочем, они могут придумать осуществление необъектной операции, однако это, конечно, неправомерно.

Теги аренда
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить