Персональные скидки и персональные данные: есть ли связь?

В избранном В избранное
Печать
Лилия Ушакова, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2015/№ 92
Письмо ГФСУ от 22.10.2015 г. № 22297/6/99-99-17-03-03-15

вывод документа


Сумма скидки включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога только в случае, если данная скидка носит индивидуальный (персональный) характер

Какими только скидками не пытаются заманить покупателя наши продавцы! И рекламные, и сезонные, и предпраздничные, и скидки выходного дня… А еще ж есть дисконтные скидки! Ими пользуются обладатели дисконтных пластиковых карточек.

Дисконтные скидки могут быть фиксированными (с четко установленным размером скидки в процентном выражении) или накопительными (размер скидки определяется общей суммой уплаченных денег или количеством покупок за определенный период — чем больше покупок сделает покупатель, тем выше будет скидка на карточке). Фактически этот вид скидки применяют для удержания покупателей.

Естественно, для того чтобы удержать покупателя, с ним нужно держать связь. Поэтому получателя пластиковой дисконтной карточки, как правило, просят заполнить анкетку и указать в ней, среди прочего, свои персональные данные. И вот здесь возникает вопрос: если мы идентифицируем получателя скидки по карточке, то не означает ли это, что у него возникает налогооблагаемый доход?

Для ответа на него обратимся к п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ. В соответствии с этим подпунктом в налогооблагаемый доход физического лица включаются, в частности, суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого плательщика налога.

Получается, что для целей налогообложения имеет значение, является скидка:

индивидуальной, т. е. такой, которая предоставляется избирательно, лишь отдельным покупателям;

или

обычной, при предоставлении которой отсутствует избирательный подход. Обычной можно считать скидку, которая применяется в заключенных на момент продажи договорах с идентичными (однородными) товарами (услугами) в сопоставимых условиях.

Если скидка предоставляется всем покупателям — держателям дисконтных пластиковых карточек на равных условиях, то такая скидка является обычной. Следовательно, независимо от того, проводится персонификация получателей или нет, сумма такой скидки не должна облагаться НДФЛ и ВС. В форме № 1ДФ ее также не отражайте.

В случае если скидка предоставляется только отдельному покупателю, т. е. носит индивидуальный характер (например, только учредителю предприятия, структурным подразделением которого является магазин, или другу директора магазина), то сумма скидки включается в налогооблагаемый доход такого покупателя в виде дополнительного блага. Такой доход облагаете НДФЛ по ставкам 15 % и 20 % в зависимости от общей суммы дохода за месяц. Причем в базу обложения НДФЛ он должен попасть увеличенным на «натуральный» НДФЛ-коэффициент.

И не забываем про военный сбор (далее — ВС). Его удерживаете с суммы, начисленной в бухучете (т. е. с суммы скидки, увеличенной на «натуральный» коэффициент для НДФЛ). Рассчитывать и накручивать сверху ВС-коэффициент не нужно. Это не предусмотрено НКУ.

В разделе I Налогового расчета по форме № 1ДФ налогооблагаемый доход в виде суммы скидки — допблага отражайте с признаком «126» с регистрационным номером учетной карточки плательщика налога — получателя скидки, а в разделе II — в общей сумме доходов, облагаемых ВС.

Теги скидки
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить