Темы статей
Выбрать темы

Помечтаем?.. А вдруг примут? (о законопроекте налоговой реформы № 3357)

Алексей Павленко, налоговый эксперт
Знание — сила! Это высказывание касается тех СПД, кто еще сможет работать в следующем году. Знание правил налоговой игры – 2016 позволит правильно спланировать хоздеятельность и не пойти (хотя бы сразу) ко дну. Но, к сожалению, до сих пор сложно предсказать, что год грядущий нам готовит в налоговом плане. В Украине давно закрепилась порочная практика в конце/начале года перекраивать (зачастую до неузнаваемости) нормы налоговых и иных законов. И вот опять: здравствуй, ...опа, Новый год!..☺ Причем, кроме порчи бухгалтерам праздника, обычно такие незаконные (надо ведь «до 1 июля»!) потуги депутатов идут не на пользу, а во вред экономике. Минфин со своим налоговым проектом все «шифруется». Но с его основными «фишками» вы уже знакомы (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 76, с. 5). Поэтому мы сегодня вкратце обсудим альтернативный законопроект № 3357*, который 26 октября уже был подан в ВРУ для рассмотрения.

* Его текст размещен на сайте ВРУ (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=56874).ср.

Законопроект № 3357 вносит множество неординарных изменений в НКУ**, а местами выглядит поистине революционно. Правда, настораживает тот факт, что у него более сотни авторов. Потому качество его отдельных норм и их «стыковка» местами далеко не безупречны…

** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Итак, осветим наиболее значимые новшества.

Общее

1. Львиную долю налоговиков хотят лишить фискальных функций! Все «низшие» налоговые органы должны осуществлять исключительно функции сервисного обслуживания плательщиков (прием, обработка налоговой отчетности, методологическая помощь плательщикам в ее заполнении, обработка, накопление, систематизация иной налоговой информации и т. д.). По идее, проверять смогут только их «старшие товарищи» (областные налоговые органы, органы, обслуживающие крупных плательщиков). Ну как-то в это не верится… Впрочем, фискалы могут решить этот вопрос «перегруппировкой» в своих рядах.

2. Соответственно изменяется механизм административного обжалования налоговых решений, поднявшись на ступеньку повыше: жалобы на решения ГФС в областях, г. Киеве, межрегиональных ГФС подаются в ГФС Украины, а жалобы на решения, принятые ГФС Украины, — в Министерство финансов. Жалобы на решения «низших» органов уже, понятно, не упоминаются.

3. Налоговую милицию переименуют в службу финансовых расследований. Но при этом меняется только «вывеска», все нормы разд. XVIII 2 НКУ остались прежними.

4. Вводится институт налоговых консультантов, которые будут заниматься независимой профессиональной деятельностью по предоставлению услуг налогоплательщикам (помощь в уплате налогов, составлении отчетности, представление интересов плательщика в суде и налоговых органах). Непонятно, чем здесь не устраивают аудиторы и прочие консультанты? Может, это придумали, чтобы пристроить сокращенных налоговиков?..

5. Предлагается задействовать на полную силу электронный кабинет плательщика — автоматическое рабочее место для работы в «онлайн»-режиме. Зайдя в такой свой кабинет, плательщик должен иметь доступ к любой электронной информации, касающейся его «лица». Он сможет там регистрировать НН, подписывать и подавать налоговую отчетность, заказывать и получать выписки из любых налоговых реестров, получать информацию о проверках и их результатах, в любой момент проводить сверки, совершать другие действия.

6. Термин «самозанятые лица», помимо СПД и лиц, занятых «независимой профессиональной деятельностью», пополняется «индивидуалами». Вводится понятие «индивидуальной деятельности» (без регистрации СПД). Подробнее об этом читайте ниже — в части об НДФЛ.

7. До 1 января 2019 года хотят ввести мораторий на изменения в такие элементы налогов и сборов, как плательщик, объект, база, ставка налога (кроме ставок налогов, определенных в абсолютных величинах). (Смех в зале …☺)

Налог на прибыль

1. Ставку налога планируют снизить до 15 % (с нынешних 18 %).

2. Объект обложения будет совершенно иной. Это — дивиденды (1) и приравненные к ним платежи (2), начисленные неплательщикам налога на прибыль — физлицам, нерезидентам и прочим. То есть дивиденды и приравненные к ним платежи, начисленные плательщикам налога на прибыль, облагаться не должны!

При этом в понятие «дивиденды» будет также включаться:

— платеж, который уплачивается плательщиком его собственнику (собственникам) или связанным лицам (не в связи с оплатой товаров, работ, услуг, выплатой роялти и т. п.) и который по своей сути является распределением прибыли, но без оформления его в виде выплаты дивидендов;

— осуществление инвестиций за границу;

— средства или имущество, возвращаемые владельцу корпоративных прав, эмитированных юридическим лицом, после ликвидации такого лица (эмитента), или в случае уменьшения размера уставного капитала такого лица — в сумме, превышающей стоимость приобретения акций, долей, паев;

безвозвратная финансовая помощь, предоставляемая физическому лицу, кредиторская задолженность физического лица, в том числе по товарному кредиту, на дату признания такой задолженности безнадежной.

К «приравненным платежам» относятся несколько позиций, по которым сейчас считаются налоговые разницы (например, роялти в пользу нерезидентов и некоторые другие).

И, кроме этого:

— сумма превышения обычных цен над договорными при осуществлении операций по продаже неплательщикам налога на прибыль, в том числе тем, кто применяет упрощенную систему налогообложения;

— сумма превышения трансфертных цен (у тех, кто должен их применять) над договорными — если такое превышение не обосновано;

— сумма превышения 0,5 % от дохода плательщика суммами, которые были уплачены в пользу неприбыльной организации (типа, как и сейчас: благо не творите!).

3. Налоговый период — только годовой.

4. Ликвидируется уплата авансовых взносов по налогу на прибыль!

Авансовый взнос с дивидендов остается. Но он должен будет уплачиваться только при их выплате до наступления предельных сроков представления декларации за отчетный период, за который выплачиваются дивиденды, и/или — до наступления предельных сроков уплаты налога на прибыль. Причем такой аванс (в отличие от самого налога) уплачивается с любых дивидендов — в том числе и с дивидендов в пользу лиц — плательщиков налога на прибыль.

5. Налоговые обязательства по налогу на прибыль за 2015 год можно будет определять по выбору плательщика — или по старому (действующему в 2015 году) законодательству или по новому. Результаты (учитывая такие разные объекты обложения) могут отличаться в разы́…

6. Накопленные по состоянию на 01.01.2016 г. переплаты по налогу на прибыль учитываются в уменьшение сумм налога на прибыль (в том числе и авансовых платежей) в последующих отчетных периодах.

НДС

1. Ставку тоже хотят снизить до 15 % (это — минимальная стандартная ставка по законодательству ЕС согласно Директиве Совета 2006/112/ЕС о совместной системе НДС).

2. При подаче плательщиками жалоб на контрагентов за «дефектные» НН (типа, «по форме Д8») фискалы должны проверять последних в течение 15 дней с наложением на контрагента-продавца штрафа в 170 грн. А возможно, еще и штрафов за несвоевременное исправление ошибок в НН по итогам такой проверки. «Под это дело» даже вводятся специальные штрафы к продавцам в размере от 10 % и до 100 % от суммы НДС в дефектных НН (в зависимости от срока исправления ошибок).

А штраф за нерегистрацию НН и РК в ЕРНН повышают с 50 % до 100 %.

Даешь побольше штрафов! Хороших и разных… Их появление мотивируют необходимостью повлиять на нерадивого поставщика.

3. Устанавливается правило доначисления НО (для компенсации НК) в случае выявления при проверке фискалов по результатам выборочной инвентаризации недостачи приобретенных товаров/необоротных активов.

4. Вводится запрет на «зачистку» фискалами НК по формальным признакам. НК может быть фискалами «свинчен» только при ошибке в ИНН или когда продавец незаконно «накрутил» НДС по необлагаемой операции.

5. Бюджетное возмещение должно быть в автоматическом режиме для всех сумм НДС, подтвержденных СЭА. Отменяются ограничения (критерии) на автоматическое возмещение.

Возврат согласованных сумм бюджетного возмещения должен осуществляться в хронологическом порядке в соответствии с очередностью подачи заявления на возврат таких сумм

Возмещение сумм, заявленных по состоянию на 1 июля 2015 года, должно производиться по нормам, действовавшим на эту дату.

6. Вместо отмены СЭА (к сожалению!) предлагается увеличение овердрафта со среднемесячных НО «к уплате» на среднемесячные объемы НО «начисленных» (1 раздел декларации), а также предоставление возможности регистрации НН с опозданием без пополнения НДС счета — путем изменения показателей формулы.

7. Исключена возможность аннулирования регистрации плательщика НДС только на основании записи об отсутствии его по местонахождению или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице (предлагается исключить п.п. «ж» п. 184.1 НКУ).

8. По минбазе фактически остается «налог с убавленной стоимости»: в п. 188.1 НКУ минбаза так же остается на уровне «не ниже цены приобретения» товаров/услуг ☹. Однако в этом пункте «подлибералили» базу для собственного производства — вместо «не ниже себестоимости» будет «не ниже обычных цен»! Определение термина «обычная цена» подправили и детализировали.

9. Спецрежим для «сельхозов» оставляют только по операциям в животноводстве ☹.

Экспорт всех зерно- и техкультур будет облагаться по нулевой ставке.

НДФЛ

1. Базовая ставка — 10 % от суммы дохода (ныне — 15 % и 20 %). Ставка к пенсиям будет применяться в размере 80 % (!), однако облагаться будет только сумма пенсии, превысившая не 3 МЗП, а 10 прожитминимумов, установленных на 1 января для нетрудоспособного лица. По дивидендам от плательщика налога на прибыль ставка — 5 %, от остальных — 20 %. Ставка 20 % — для выигрышей, призов и подарков.

2. Как мы уже упомянули, вводится понятие «индивидуальная деятельность» (без — «наемников», ведения учета и РРО!): по продаже товаров на рынках, предоставлению бытовых услуг населению, занятию традиционными промыслами и ремеслами — с годовым доходом до 250 МЗП. Без регистрации физлица в качестве СПД и с уплатой фиксированного НДФЛ (типа старого фикспатента) по ставке 10 % от МЗП в месяц. Как говорится, «с поганой овцы…».

3. Улучшается механизм налогообложения «общесистемных» ФЛП. Вводится два варианта: «смягченный» и стандартный. Ставка НДФЛ одинаковая (от чистого дохода) — те же 10 %. Самостоятельное определение размера ЕСВ «за себя».

По первому («смягченному») варианту при подаче соответствующего заявления могут облагаться ФЛП и «независимые профессионалы» с годовым доходом до 4000 МЗП (сейчас — это примерно 5,5 млн грн.), без обязательной регистрации плательщиком НДС. Им ограничены виды деятельности (подобно ФЛП-единщикам), численность «наемников» не ограничена. Возможность амортизации ОС (кроме авто и жилой недвижимости). Упрощенный учет доходов и расходов по кассовому методу, упрощенные требования к подтверждающим документам. Без применения РРО, если объем в течение года не превысит 1 млн грн.

Второй (стандартный) вариант обложения — подобен ныне действующему — для тех ФЛП, чей доход от 4000 МЗП (или для тех, кто не пожелал «смягченного»). Естественно, с обязательной уплатой НДС и полноценным учетом доходов и расходов на основании документов, которые соответствуют требованиям бухгалтерского учета.

4. 50 % удерживаемого с физлиц НДФЛ налоговый агент должен перечислять в местный бюджет по месту проживания такого физлица, а оставшиеся 50 % — в местный бюджет по месту фактического осуществления трудовой деятельности.

Если такое примут, бухгалтерам придется ой как невесело...

5. Льготы заменяются скидками. Так, в частности, вместо НСЛ будет НСС (налоговая социальная скидка) — в размере одной МЗП на каждого члена семьи.

6. Для наследства расширен круг лиц первой степени родства при налогообложении наследства (добавлены дед-бабка, внуки, родные братья-сестры).

7. Хотят облагать неперсонифицированные доходы (тот, кто их выплачивает — станет налоговым агентом и будет платит налог «за никого»).

Акцизный налог

1. Поэтапное увеличение (в течение 2016 — 2018 гг.) ставок акцизного налога на спирт, алкоголь и пиво — на 15 % ежегодно, а на табачные изделия — на 20 % ежегодно.

2. Вводится электронная акцизная НН и реестр акцизных НН для реализации топлива на внутреннем рынке. НДСных НН им мало, теперь и эти… Правда, с 01.07.2016 г.

Транспортный налог

Объектом налогообложения транспортным налогом будут являться автомобили, которые эксплуатируются до 5 лет и среднерыночная цена которых превышает 1 млн грн. Сейчас вместо стоимости привязываются к объему цилиндров двигателя (более 3000 куб. см.).

Ставка та же — 25000 грн. в год.

Единый налог

1. Размеры годового дохода, позволяющие пребывать в определенной группе единого налога (или на упрощенке вообще), немного изменили и привязали к МЗП. Например, для единщиков группы 2 доход не должен превышать 1200 МЗП — т. е. около 1,65 млн грн. (сейчас — 1,5 млн грн.).

Для группы 3 предельный доход существенно снижен с 20 млн грн. до размера в 4000 МЗП (примерно — 5,5 млн грн.)

2. Ставки ЕН для группы 3 планируют поэтапно увеличить. В 2016 году: 3 % при уплате НДС и 6 % без НДС; в 2017 году: 4 % и 8 % соответственно; начиная с 2018 года — 5 % и 10 % соответственно). Сейчас, напомним, соответственно, 2 % и 4 %.

3. Предлагается запретить применять «упрощенку»: ФЛП в сфере внешэкономдеятельности (!); ФЛП, «контактирующим» с юрлицами, с которыми они одновременно находятся и в отношениях трудовых; продавцам — производителям верхней одежды из кожи и меха; для ведения отельного бизнеса (если отель — категории 3, 4 и 5 звезд); субъектам ресторанного хозяйства, выполняющим функции отдельной структурной единицы ресторана (кухни, бара и т. д.).

4. Для группы 4 — предельный доход 80000 МЗП (где-то 110 млн грн.), с площадью сельхозугодий до 3000 га.

ЕСВ

В заключительных положениях авторы добрались и до ЕСВ. Они хотят снизить по нему общую ставку для начислений «снаружи» более чем в 2 раза и зафиксировать для всех на уровне 20 %. А удержания «изнутри» убрать вообще.

В общем, невзирая на …, законопроект № 3357 содержит много позитивных изменений. Надеемся, что хотя бы часть из этих прогрессивных новшеств пройдет. Хотя пессимисты утверждают, что скорее можно поверить в существование Деда Мороза.

Что ж, поживем — увидим…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше