(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 86
  • № 85
  • № 84
  • № 83
  • № 82
  • № 81
  • № 80
  • № 79
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
8/16
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Октябрь , 2015/№ 87

Директор заболел... — «мыши в пляс»*?

http://tinyurl.com/yy98s7ee
— Хотите отдохнуть всей конторой по одной турпутевке? Подарите ее директору!.. (Офисный эпос)
В общем и целом рассматриваемая здесь ситуация формально ничем не отличается от той, когда директор ушел в отпуск. Ну разве что отпуск планируется заранее, а болезнь может нагрянуть как снег на голову...

* «Кот из дому — мыши в пляс» (поговорка).

В принципе считается, что лучший менеджер — тот, отсутствия которого никто не замечает... ☺

Если говорить именно о директоре предприятия без сантиментов — т. е. вынести за скобки его харизму, умение «работать с людями» ☺ и стратегическую дальнозоркость, — то при взгляде из-за этих самых скобок он предстает в виде... подписи должностного лица, уполномоченного действовать без доверенности от лица предприятия ( ч. 5 ст. 65 ХКУ).

Имеется в виду его собственноручная подпись на договорах, приказах, других распорядительных и исходящих документах предприятия, а также платежных, кассовых, отчетных (налоговых, финансовых, статистических) и прочих бухгалтерских документах. Понятно, что в некоторых случаях это будет не росчерк на бумаге, а электронная цифровая подпись (ЭЦП), накладываемая на подаваемые в электронной форме налоговые отчеты (для НДС-отчетности это исключительный вариант) и платежные документы (в системе «клиент-банк») — и это только «в основном»...

Сразу же предостерегаем вас от крамольной попытки своими шаловливыми ручками «нарисовать» подпись директора на документах или самовольно наложить его ЭЦП на электронную отчетность! Боже упаси! Лучше внимательно перечитайте диспозицию ст. 200 и ст. 366 УКУ, в которых говорится о подделке служебных документов... ☹ Разумеется, существуют такие юридические понятия, как вина и все такое прочее... Оно вам надо — проверить их на себе?

Впрочем, есть и другая точка зрения: пока (скажем, на время болезни) полномочия директора не прекращены, он вправе реализовать их (например, подписать договор или платежку) хоть, извините, на смертном одре...

Так что же делать? Ответ зависит от конкретных обстоятельств, и в частности: есть ли у директора физическая возможность выполнять свои функции (пусть и в максимально усеченном режиме), имеется ли у него штатный зам, предусмотрена ли такая ситуация в уставе предприятия и т. д.

Директор «на удаленке»

Начнем с самого безболезненного ☺ варианта.

Поскольку директор обычно работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю, т. е. по умолчанию его рабочий день считается ненормированным (во всяком случае, это соответствует п. 5 Рекомендаций № 7), этот трудоголик вправе днем принимать лечебные процедуры,

а в остальное время суток выполнять свои обязанности удаленно —

благо теперь для этого имеются технические возможности.

Понятно, что круг этих обязанностей может быть на известное время ограничен самыми необходимыми.

Главное — если директор оформит и предоставит на предприятие больничный лист на такое время, то этим самым все его действия, совершенные в дни болезни, будут скомпрометированы. ☹ Например, если в эти дни от имени предприятия им был подписан важный договор, то в спорной ситуации есть риск, что суд признает этот договор никчемным... Ведь если суд запросит «Табель обліку використання робочого часу» по форме № П-5, утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489 (ср. 025069200), то в соответствующих клеточках напротив фамилии директора увидит не должную букву «Р» (или код 01), а «болезную» аббревиатуру «ТН» (код 26)... или даже «НН» (код 27).

Мало того, если при проверке Фондом социального страхования будет выявлено «нарушение режима», то и выплату больничных по такому листку контролеры забракуют...

Предусмотрите заранее, что директор «не железный»

Если ситуация сложнее — т. е. удаленное выполнение директором своих обязанностей нереально, то его временная подмена неизбежна.

Проще всего она реализуется, если у нездорового директора имеется штатный заместитель. Еще лучше, если в утвержденной приказом должностной инструкции такого зама черным по белому написано, что он уполномочен выполнять определенные обязанности директора в случае отсутствия последнего (в частности, и по причине временной нетрудоспособности).

В такой ситуации предприятие наверняка все предусмотрело заранее и при открытии банковского счета внесло в соответствующую карточку образец подписи этого «уполномоченного» зама в качестве так называемой второй первой подписи.

Что касается подачи налоговой отчетности в электронной форме, то в консультации из подкатегории 135.03 БЗ налоговики соглашаются выдать предприятию-плательщику по его просьбе столько ЭЦП «руководителя», сколько на предприятии фактически уполномоченных на такие действия. ☺ Чтобы подать декларацию на бланке, причем — подписанную не директором, а замом, нужно приложить к ней распорядительный документ*, подтверждающий его соответствующие полномочия (см. подкатегорию 135.02 БЗ).

* Надеемся, что налоговики удовлетворятся его копией.

Временный квазидиректор

Идем дальше: у заболевшего директора нет заместителя. То есть выполнение его обязанностей — внимание! — временно надо возложить на другого работника предприятия.

Не станем пересказывать объемный материал на тему подобного временного возложения обязанностей («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 43, с. 25), поскольку наша ситуация более узкая. Ведь у нас директор продолжает занимать свою должность согласно штатному расписанию (т. е. она не вакантна). Это обстоятельство ограничивает ваш выбор решения проблемы всего двумя вариантами:

1) выполнение обязанностей временно отсутствующего директора другим работником;

2) временное заместительство.

Скажем прямо:

выбор вами того или иного варианта законодательством никак не урегулирован

и это правильно — зачем законодателю влезать на кухню предприятия? Тем не менее, основываясь на делах давно минувших дней в преданьях старины глубокой, пересказанных кобзарями из Минсоцполитики, принято считать, что эти варианты отличаются следующим.

В первом варианте удостоенный высокого доверия работник продолжает выполнять обязанности по своей постоянной должности, одновременно выполняя и обязанности заболевшего директора (по-видимому — некоторые).

Во втором варианте — т. е. при заместительстве — осчастливленный работник выполняет — пусть и временновсе обязанности отсутствующего директора, но при этом полностью освобождается от выполнения обязанностей по своей постоянной должности. Причем, якобы только этот вариант работает в случае замещения нижестоящим по служебной лестнице работником вышестоящего. Повторим: эти «отличия» основаны только на мнении спецов из «менестрельства» соцполитики, т. е. вы не найдете их ни в одном из нормативных актов... ☹

Однако же давайте посмотрим на ситуацию трезво. Если болезнь директора относительно легкая (ну, пусть и не такая, какую все мы обычно переносим «на ногах», а директор все же может руководить в удаленном режиме), то о выполнении неким работником обязанностей директора в полном объеме конечно же речи идти не может. Особенно если говорить о коммерческих предприятиях. Если же болезнь тяжелая, то, как это ни грустно констатировать, учредителям придется решать вопрос с наемным директором не на определенный период времени, а, так сказать, на постоянной основе... Другими словами, если больничный неизбежен, то коммерческие структуры обычно не заморачиваются с доплатами и выбирают вариант временного «И. О.», а бюджетные организации — соблазняясь возможностью выплаты «временному директору» разницы в окладах — часто предпочитают вариант заместительства. Пару слов этому мы посвятим в конце.

Важнее всего вот что: в отличие от других наемных работников на предприятии (а директор — тоже наемный работник), согласно (в частности) ч. 1, 3 ст. 65 ХКУ он назначается (избирается) учредителями предприятия в качестве органа управления последнего. Поэтому в обсуждаемой ситуации вам прежде всего нужно проштудировать учредительные документы своего предприятия (устав), чтобы выяснить, урегулирована ли там эта ситуация. Если да — действуйте соответственно. ☺ В частности:

а) если директор уполномочен сам временно делегировать другому работнику свои полномочия — он «последним днем на работе» издает приказ (распоряжение) с указанием конкретного распределения своих текущих обязанностей или наделения ими конкретного работника (или нескольких). На совершение определенных действий (скажем, на заключение сделок) от имени предприятия такому лицу может быть выдана доверенность в порядке ст. 246 ГКУ;

б) в противном случае эта забота ложится на плечи учредителей. Соответствующее решение оформляется документально (если учредителей несколько — протоколом собрания, если один — его единоличным распоряжением). При этом указанная доверенность выдается от лица собрания, как органа управления хозяйственным обществом (это тоже предусмотрено ст. 246 ГКУ). Так что тут нет проблем, но есть одно «но».

Для того, чтобы возложить, пусть и некоторые, но по сути — дополнительные обязанности на другого работника предприятия, вам, вероятнее всего, придется таки нарушить запрет ст. 31 КЗоТ, т. е. потребовать от него выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. ☹

Из двух вариантов обхода этой проблемы, предложенных в письме Минтруда от 08.08.2005 г. № 06-2/196 (первый — получение согласия работника в порядке ст. 31 КЗоТ, второй — предупреждение его о грядущем изменении существенных условий труда в порядке части четвертой ст. 32 КЗоТ), вам подойдет только один* — получение от него согласия.

* Поскольку предупредить работника «не позднее чем за два месяца» для вас нереально.

Выразить свое согласие он может просто поставив свою подпись на соответствующем распоряжении, приказе

Что касается карточки с образцами подписей в банке, то тут несколько сложнее. В частности, для обоих вариантов («а» и «б» — см. выше) новую карточку оформлять не нужно. Достаточно вместе с копиями документов, подтверждающих временные полномочия работника, подать в банк временную карточку — внимание! — только с образцом подписи («второй первой») такого временно уполномоченного работника: для варианта «а» — заверенной подписями директора и главбуха, скрепленными печатью предприятия (при наличии), с указанием срока действия полномочий ( п. 18.16 Инструкции № 492); для варианта «б» — заверенной нотариально ( п. 18.15 Инструкции № 492).

«А наши ребята за ту же зарплату»**...

** В. Высоцкий. «Профессионалы».

В заключение перейдем к «основному вопросу философии» — оплате. В данном случае — за «временное директорство».

Если говорить о нормальной коммерческой структуре, то тут и сказать нечего: просто работнику по-людски выплатят адекватную премию «за нервы»... ☺

А если вас угораздило трудиться в конторе (в частности из госсектора), где корпят над классификацией той или иной выплаты: считать ли ее «доплатой» или, скажем, «надбавкой» согласно Инструкции № 5, тогда все чуть сложнее.

С одной стороны, мы подскажем вам конкретную нормативку, которой вы, к счастью, в случае чего сможете «прикрыться». Хотя эта нормативка «так себе» — и мы бы вообще назвали ее «отрыжкой сов­ка» (потому что если за более чем два десятилетия не приняты аналогичные документы, то значит, и на этот давно пора бы наплевать и растереть)... ☹

Смотрите, в чем тут дело.

На основании постановления ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII считается ныне действующим Разъяснение № 30/39.

Скажем конкретнее: доплату работнику за его временное директорство вы можете обосновать п. 1 Разъяснения № 30/39. Размер доплаты — разница между окладами директора и замещающего его работника.

С другой стороны — Разъяснение № 30/39, к несчастью, устанавливает определенные ограничения в сравнении с вольницей у коммерсов. ☹

То есть нельзя доплачивать в данной ситуации штатным заместителю и помощнику директора (если нет должности зама) (п.п. «а» п. 1) и главному инженеру (п.п. «б» п. 1).

Налогообложение и бухучет таких доплат совершенно не оригинальны, поскольку они относятся к фонду оплаты труда...

Будьте же здоровы сами и берегите директора! ☺

выводы

  • В случае болезни директора, которая не позволяет ему выполнять свои обязанности удаленно (пусть и в минимальном объеме), самый распространенный вариант — возложить выполнение обязанностей временно отсутствующего директора на другого работника (бюджетные организации часто предпочитают оформлять временное заместительство). Если по уставу предприятия соответствующие полномочия есть у самого директора — достаточно его приказа, если их у него нет — нужен протокол собрания учредителей (если учредитель один — его распоряжения).

  • Для осуществления банковских платежей вместе с копиями документов, подтверждающих временные полномочия временно уполномоченного работника, нужно подать в банк временную карточку с образцом подписи («второй первой») только такого работника.

  • Чтобы подать налоговую отчетность подписанную не директором, а временно замещающим его работником, если она:

  • — на бланке — нужно приложить к ней распорядительный документ, подтверждающий соответствующие полномочия «временного директора»;

    — в электронной форме — налоговики соглашаются выдать предприятию-плательщику по его просьбе столько ЭЦП «руководителя», сколько лиц на предприятии фактически уполномочено на такие действия.

  • Временный заместитель директора имеет право на получение соответствующей доплаты, если он — не штатный зам, не помощник (если нет должности зама) и не главный инженер.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
болезнь, директор добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье