Ошибочный КВЭД в декларации? Все равно должны принять!

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Сентябрь, 2015/№ 73
В избранном В избранное
Печать
Суть спора
Предприятие обратилось в суд с требованием принять его декларацию по налогу на прибыль и отказать в праве налоговому органу начислять штрафные санкции за несвоевременную подачу этой декларации. Вопрос заключался в том, что в декларации был неправильно указан код КВЭД. Суды первой и апелляционной инстанции в удовлетворении иска отказали. Предприятие подает кассационную жалобу с требованием отменить решение судов предыдущих инстанций.

Позиция налогового органа

Налоговики отказываются принять декларацию истца, ссылаясь на то, что она составлена с нарушениями. В частности, в декларации неправильно указан КВЭД истца (указанный в декларации КВЭД не соответствует регистрационным данным). По мнению фискалов, такая ошибка дает им основания не считать поданный истцом документ налоговой декларацией.

Решение дела судом

ВАСУ принял сторону плательщика и полностью удовлетворил его кассационную жалобу.

По мнению суда, основанием для непризнания налоговой декларации налоговой отчетностью является такие дефекты ее заполнения, которые влияют на порядок администрирования налога. Однако, выявленные налоговой инспекцией недостатки спорной налоговой декларации не соответствуют приведенным критериям.

ВАСУ считает, что неправильное указание истцом в декларации кода вида экономической деятельности (КВЭД) не препятствует идентификации его как плательщика налогов и не является препятствием для формирования показателей налоговой отчетности и их дальнейшей проверки налоговым органом.

Кроме того, ВАСУ обращает внимание на то, что налоговиками не был соблюден порядок действий в том случае, когда налоговый орган отказывается принять декларацию плательщикам. Вместо определенного НКУ письменного уведомления об отказе налоговики отправили истцу обычное письмо.

То, что порядок отказа от приема декларации налоговиками соблюден не был, означает, что и начислять штрафные санкции они не имеют права.

Мнение редакции

ВАСУ выразил позицию, согласно которой налоговикам запрещено отказывать в приеме декларации по любым другим причинам, кроме прямо определенных ст. 49 НКУ.

В частности, в комментируемом решении ВАСУ констатировал: идет речь о нарушении требований, определенных в пп. 49.3, 49.4 НКУ. Аналогичное мнение ВАСУ еще раньше выражал как свою обобщающую позицию (см. Информационное письмо ВАСУ от 15.06.2012 г. № 1503/12/13-12).

В наших предыдущих публикациях мы отмечали: согласно п. 49.8 НКУ прием декларации — это обязанность налогового органа. При приеме декларации должностное лицо налоговой службы обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пп. 48.3 и 48.4 НКУ. В то же время другие показатели декларации проверке не подлежат (подробнее читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 56, с. 4).

Впрочем действия налоговиков, отказавших в приеме деклараций, не безосновательны. Ведь п. 49.11 НКУ гласит, что они должны отказать в приеме декларации, заполненной с нарушением, в частности, п. 48.4 (именно в нем сказано о КВЭД), а п. 48.7 НКУ вообще не считает поданный документ декларацией.

Другое дело, что для целей налога на прибыль код КВЭД не является таким уж необходимым реквизитом. Поэтому ВАСУ и акцентирует внимание: допущенное плательщиком налогов нарушение никак на расчет суммы налога или его администрирования не влияет. Другими словами мы снова сталкиваемся с ситуацией, когда

формальная ошибка, не влияющая на суть документа, не должна приводить к его недействительности

Что-то подобное суды говорят о формальных ошибках в налоговых накладных, допущенных даже в обязательных реквизитах. Главное, чтобы по сути все было правильно.

Также достаточно важный акцент ВАСУ делает на том, что налоговики не оформили свой отказ принимать декларацию надлежащим образом ( п. 49.11 НКУ). В свое время налоговые органы сами отмечали: в случае отказа в приеме налоговой отчетности налоговый орган обязан предоставить плательщику письменное уведомление об отказе в приеме налоговой отчетности с указанием оснований непринятия (см. письмо Миндоходов от 30.04.2013 г. № 938/Т/99-99-17-02-01-14).

ВАСУ же конкретно заявил: декларация считается поданной вовремя и принятой налоговым органом. Соответственно, нет и никаких штрафных санкций за несвоевременную подачу декларации.

 

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ИМЕНЕМ УКРАИНЫ
12 января 2015 года г. Киев К/800/53150/13

Высший административный суд Украины <...> рассмотрев в порядке письменного производства административное дело по кассационной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «А» на постановление Днепропетровского окружного административного суда от 27.10.2011 года и постановление Днепропетровского апелляционного административного суда от 04.10.2012 года по делу № <...> по иску Общества с ограниченной ответственностью «А» к <...> налоговой инспекции <...> об отмене решения и обязательстве совершить определенные действия, установил:

Общество с ограниченной ответственностью «А» обратилось в суд с административным иском к <...> налоговой инспекции <...> об отмене решения <...> налоговой инспекции <...>, оформлено письмом от 02.02.2011 года № <...> и обязательстве принять налоговую отчетность по налогу на прибыль за отчетный налоговый период — 2010 год.

Постановлением Днепропетровского окружного административного суда от 27.10.2011 года по делу № <...>, оставленным без изменений постановлением Днепропетровского апелляционного административного суда от 04.10.2012 года, в удовлетворении иска отказано полностью.

Не соглашаясь с решениями судов первой и апелляционной инстанций, истец обратился в Высший административный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит решения судов предыдущих инстанций отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить полностью, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Возражения на кассационную жалобу не поступали, что не препятствует ее рассмотрению по существу.

Согласно пункту 1 части первой ст. 222 Кодекса административного судопроизводства Украины суд кассационной инстанции может рассмотреть дело в порядке письменного производства по имеющимся по делу материалам в случае отсутствия ходатайств всех лиц, принимающих участие в деле, о рассмотрении дела с их участием.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 27.01.2011 года Общество с ограниченной ответственностью «А» направило по почте в орган государственной налоговой службы декларацию по налогу на прибыль за 2010 год.

Указанная декларация получена ответчиком 31.01.2011 года, что подтверждается отметкой на рекомендованном уведомлении о вручении почтового отправления.

Письмом <...> налоговой инспекции <...> от 02.02.2011 года № <...> истец поставлен в известность, что в соответствии с п. 48.7 ст. 48 Налогового кодекса Украины налоговая отчетность, составленная с нарушением норм этой статьи, не считается налоговой декларацией.

Отказывая в приеме декларации по налогу на прибыль за 2010 год, налоговый орган установил нарушение истцом Порядка составления декларации по налогу на прибыль предприятий, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.03.2003 года № 143 <...>, а именно: код вида экономической деятельности не соответствует регистрационным данным в государственной налоговой инспекции.

Отказывая в удовлетворении иска, суды предыдущих инстанций пришли к выводу о правомерном решении ответчика о непризнании налоговой отчетности истца в связи с нарушением порядка ее заполнения.

Коллегия судей суда кассационной инстанции, с учетом норм налогового законодательства, действующих на время возникновения соответствующих правоотношений, считает такой вывод преждевременным, учитывая следующее.

Порядок подачи налоговой декларации в органы государственной налоговой службы регулируется статьей 49 Налогового кодекса Украины.

В соответствии с пунктом 49.8 статьи 49 Налогового кодекса Украины прием налоговой декларации является обязанностью органа государственной налоговой службы.

Императивный характер приведенной нормы означает, что налоговый орган не имеет права не принять фактически полученную налоговую декларацию, поданную плательщиком налогов одним из способов, предусмотренных пунктом 49.3 статьи 49 Налогового кодекса Украины (лично или через представителя, по почте или средствами электронной связи).

Практическая реализация процедуры приема налоговой декларации определяется пунктами 49.8 и 49.9 статьи 49 Налогового кодекса Украины.

Как предусмотрено нормой абзаца первого пункта 49.9 статьи 49 Налогового кодекса Украины, при условии соблюдения плательщиком налогов требований этой статьи должностное лицо органа государственной налоговой службы, в котором состоит на учете плательщик налогов, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения органом государственной налоговой службы.

Согласно пункту 49.8 статьи 49 Налогового кодекса Украины при приеме налоговой декларации уполномоченное должностное лицо органа государственной налоговой службы, в котором состоит на учете плательщик налогов, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 этого Кодекса. Остальные показатели, указанные в налоговой декларации плательщика налогов, до ее приема проверке не подлежат.

Таким образом, процедура приема налоговой декларации заключается в совершении должностным лицом налогового органа фактических действий по: 1) проверке наличия и достоверности заполнения обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 Налогового кодекса Украины; 2) регистрации налоговой декларации в день ее получения органом государственной налоговой службы.

При этом, как установлено пунктом 49.10 статьи 49 Налогового кодекса Украины, отказ должностного лица органа государственной налоговой службы принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенным этой статьей, в том числе выдвижение любых не определенных данной статьей предпосылок по такому приему (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.), запрещается.

В то же время Налоговым кодексом Украины предусмотрены специальные последствия подачи плательщиком налогов налоговой декларации, заполненной с нарушением требований пунктов 48.3 и 48.4 статьи 48 Налогового кодекса Украины. В таком случае на основании пункта 49.11 статьи 49 Налогового кодекса Украины орган государственной налоговой службы обязан предоставить плательщику налогов письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа.

В то же время вместо письменного уведомления об отказе в приеме налоговой декларации плательщика налогов последнему направлено письмо, в котором он поставлен в известность, что в соответствии с п. 48.7 ст. 48 Налогового кодекса Украины налоговая отчетность, составленная с нарушением норм этой статьи, не считается налоговой декларацией.

В свою очередь, согласно пункту 49.12 статьи 49 Налогового кодекса Украины, в случае получения отказа органа государственной налоговой службы в приеме налоговой декларации плательщик налогов имеет право:

— подать налоговую декларацию и уплатить штраф в случае нарушения срока ее подачи;

— обжаловать решение органа государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном статьей 56 данного Кодекса.

Из указанных законодательных положений следует, что стадия приема налоговой декларации органом государственной налоговой службы является, по сути, формальным уровнем налогового контроля, при котором работник налогового органа осуществляет визуальную проверку декларации и ее анализ по формальным признакам. При этом основанием для непризнания налоговой декларации налоговой отчетностью являются такие дефекты ее заполнения, которые влияют на порядок администрирования налога.

Однако выявленные налоговой инспекцией недостатки спорной налоговой декларации не соответствуют приведенным критериям. Ведь неправильное указание истцом в декларации кода вида экономической деятельности (КВЭД) не препятствует идентификации его как плательщика налогов и не является препятствием для формирования показателей налоговой отчетности и их дальнейшей проверки налоговым органом.

А следовательно, указанные дефекты были незаконно расценены судами как недостаток заполнения налоговой отчетности, что может служить основанием для ее неприема согласно изложенным законодательным положениям.

Следует отметить также, что указанное обстоятельство не влияет на показатели поданной истцом декларации, не приводит к невозможности или осложнению проверки налоговым органом указанных в ней данных, а следовательно, отсутствуют основания для непризнания спорной декларации документом налоговой отчетности.

Таким образом, обжалованное решение ответчика не соответствует требованиям ст. 19 Конституции Украины, ст. 48 — 49 Налогового кодекса Украины.

Следовательно, заключение судов предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении иска является ошибочным.

Согласно ст. 229 Кодекса административного судопроизводства Украины суд кассационной инстанции имеет право отменить судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и принять новое решение, если обстоятельства дела установлены полно и правильно, но суды первой и апелляционной инстанций нарушили нормы материального или процессуального права, что привело к принятию незаконного судебного решения.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 220, 222, 223, 229, 230 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд постановил:

Кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «А» удовлетворить.

Постановление Днепропетровского окружного административного суда от 27.10.2011 года и постановление Днепропетровского апелляционного административного суда от 04.10.2012 года по делу № 2а/0470/2350/11 отменить.

Принять новое постановление.

Иск Общества с ограниченной ответственностью «А» удовлетворить.

Признать противоправным и отменить решение <...> налоговой инспекции в <...> районе г. Днепропетровска от 02.02.2011 года № <...>.

Считать налоговую декларацию Общества с ограниченной ответственностью «А» по налогу на прибыль за 2010 год поданной плательщиком налогов в день ее фактического получения <...> налоговой инспекцией <...>, 31.01.2011 года.

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно