Темы статей
Выбрать темы

Как нам «переобустроят» НКУ (первые впечатления от недалекого налогового будущего)

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Слово «реформы*» мы сейчас слышим постоянно. Оно повторяется настолько часто, что порой вызывает отвращение. Особенно сложно снова говорить о «налоговой реформе» в условиях, когда бухгалтерское сообщество едва опомнилось от предыдущей «реформы». Поэтому попробуем максимально избегать этого слова. Однако о сути «преобразований» мы обязаны поговорить. Так как недавно правительство представило общественности очередное «улучшение» НКУ. И скажем вам: изменения нас ожидают достаточно масштабные. Поэтому привыкать к ним будем постепенно. Сегодняшняя статья — первый взгляд в будущее.

* От лат. reformo — преобразовываю.

Пока текста предполагаемого «реформационного» закона еще нет, даже в виде проекта. Поэтому с ожидаемыми глобальными изменениями придется знакомиться, опираясь на правительственные реляции, презентации, брифинги и т. п.**

** См., например, выступление министра финансов на Национальном совете реформ 3 сентября 2015 года (http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=425972&cat_id=406607), брифинг министра финансов о налоговой реформе 7 сентября 2015 года (https://www.youtube.com/watch?v=FAY9F19HVug#t=85).

Из указанных источников можно сделать вывод, что глобальные изменения коснутся четырех налогов, охватывающих наибольший круг плательщиков — НДС, НДФЛ, налога на прибыль и единого налога.

Поговорим об ожидаемых изменениях по этим налогам. Изменения рассмотрим по масштабу их «революционности».

НДФЛ и ЕСВ

В области налогообложения доходов физических лиц правительство задумало наиболее масштабные изменения. В своем выступлении 3 сентября 2015 года госпожа министр финансов отметила, что в планах правительства — объединить НДФЛ и ЕСВ в единый «зарплатный» налог со ставкой 20 %*** в 2018 году. Именно тогда закончится переходный период, в течение которого уже с 2016 года нас ожидает следующее (при условии, если это станет законом):

— предприятия будут сдавать объединенную НДФЛ- и ЕСВ-отчетность;

отменят «внутренний» ЕСВ в размере 3,6 %, который теперь удерживается с доходов физического лица;

снизят «внешний» ЕСВ, который начисляется на фонд оплаты труда, и введут единую ставку такого ЕСВ в размере 20 %;

— внедрят единую ставку НДФЛ в размере 20 %.

*** Пока непонятно, каким образом планируют осуществлять такое объединение, ведь НДФЛ и ЕСВ имеют принципиально разную природу расчета: если последний начисляется на базу, то первый — удерживается из нее.

Поэтому фактически в ближайшие годы нас ожидает обложение доходов физических лиц 20-процентным ЕСВ «снаружи» и 20-процентным НДФЛ «изнутри»

То есть для большинства плательщиков НДФЛ (тех, которые сегодня уплачивают его по ставке 15 %) отмена «внутреннего» ЕСВ будет фактически нивелирована за счет повышения «внутренних» удержаний НДФЛ. И не забываем еще о военном сборе. Правительство ни словом не обмолвилось о его отмене или снижении. Вероятно, этот сбор останется в неизменном сегодняшнем виде.

В то же время на этом фоне в словах министра промелькнула и приятная новость. Что-то наподобие механизма налоговой социальной льготы в новом варианте НКУ будет сохранено. Причем, если верить правительственным заявлениям, то минимальная зарплата вообще не будет облагаться НДФЛ. Налогообложению будет подлежать только сумма превышения дохода над минимальной зарплатой.

Налог на прибыль

Сразу успокоим: правительство не планирует возобновлять отдельный налоговый учет для малодоходных субъектов хозяйствования. Со слов министра финансов, можно сделать вывод, что в этой части модель обложения налогом на прибыль останется неизменной. Как и объем годового дохода, который разграничивает мало- и высокодоходные предприятия. По крайней мере, в словах министра не говорилось о снижении этой планки с действующих на данный момент 20 млн грн.

В то же время правительство планирует повысить базовую ставку налога на прибыль до 20 %

Много это или мало — судить плательщикам. Тем более для плательщиков именно налога на прибыль всегда принципиальнее было упрощение администрирования, а не просто снижение ставок.

Правда, есть все же один нюанс, в котором даже у малодоходных субъектов будут возникать расхождения между бухучетом и учетом налоговых обязательств по налогу на прибыль. Судя по всему, правительство планирует вернуться к отражению в декларации по налогу на прибыль исключительно тех расходов, которые связаны с хозяйственной деятельностью*.

* См.: http://www.slideshare.net/apizniuk/ss-51724560.

Наконец, министр продекларировала, что уже с 2016 года в сфере налога на прибыль будет внедрен механизм инвестиционного налогового кредита. По словам министра, этот механизм будет предусматривать право уменьшить сумму начисленных налоговых обязательств по налогу на прибыль на сумму инвестиционных расходов. Госпожа министр отметила: под инвестиционными расходами следует понимать именно капитальные инвестиции в новые основные средства, а не ремонт уже имеющихся.

К этой новации отнесемся со сдержанным оптимизмом. Ведь в Украине уже была попытка внедрить инвестиционный налоговый кредит. Речь идет о п.п. 1.11.4 Закона о налоге на прибыль, который даже давал определение инвестиционного налогового кредита. Но тогда этот механизм особого эффекта не снискал, поскольку фактически не нашел практического применения**.

** См.: http://www.niss.gov.ua/articles/1315.

Поэтому подождем, в какой именно форме будет внедрен инвестиционный налоговый кредит. Если это будет просто временная отсрочка в уплате налоговых обязательств, то вряд ли следует серьезно рассчитывать на инвестиционный эффект. А вот если правительство действительно отважится на прямое уменьшение суммы налоговых обязательств на суммы инвестиционных расходов — вполне возможен реальный инвестиционный стимул.

Единый налог

Кардинальные изменения ожидают упрощенную систему налогообложения. Сводятся эти изменения к тому, что круг субъектов хозяйствования планируют существенно сузить. За счет таких не очень приятных для единоналожников новшеств:

юрлица больше не смогут применять единый налог. В Минфине убеждены, что упрощенная система должна быть исключительно прерогативой лиц-предпринимателей. Поэтому тем предприятиям, которые сегодня работают на едином налоге, придется или переходить на общую систему, или же ликвидироваться вообще;

фиксированные ставки единого налога будут сохранены исключительно для первой группы (по новой терминологии — это будет группа А). То есть фиксированную ставку единого налога смогут применять только те предприниматели, которые занимаются розничной торговлей на рынках и предоставлением бытовых услуг населению. Для них будет также сохранен сегодняшний предельный объем годового дохода (300000 грн.) и ведение исключительно учета доходов по Книге;

остальные предприниматели-единоналожники все как один должны втиснуться во вторую группу (по-новому — в группу Б). Для нее предельный объем дохода составит всего лишь 2 млн грн. (напомним, что на третьей группе сейчас ограничение намного выше — 20 млн грн.).

А вот база обложения единым налогом будет определяться по принципиально новой методике. Сейчас базой обложения единым налогом в третьей группе является полученный единоналожником доход.

В новоиспеченной группе Б такой базой налогообложения будет разница между полученным доходом и так называемыми индикативными расходами

Указанные «индикативные расходы» будут определяться с помощью специальных коэффициентов. В частности, в течение первого года коэффициент составит 0,8. Это значит, что новоиспеченный единоналожник группы Б с годовым доходом 1000000 грн. в первом году на новой упрощенной системе будет определять базу налогообложения как разницу между суммой полученного дохода (1000000 грн.) и суммой «индикативных расходов». Последняя при этом рассчитывается как произведение полученного дохода и коэффициента (1000000 грн. х 0,8). То есть для такого единоналожника база налогообложения составит 200000 грн. (1000000 - 800000). В конечном счете ставка налога составит уже привычные 4 % полученного дохода.

Возможно, вас интересует, будут ли для новоиспеченной группы Б какие-то ограничения на работу с контрагентами? Ну как у сегодняшней второй группы. Министр финансов пообещала, что никаких ограничений (например, в виде запрета работать с общесистемщиками, который сегодня существует для второй группы) больше не будет.

Также, по словам министра финансов, единоналожникам группы Б будет упрощен учет. Правда, еще неизвестно, в чем это упрощение будет заключаться. Бухучет физлица-единоналожники и так не ведут, а юрлицам путь в единоналожники будет закрыт. Вряд ли законодатель согласится полностью освободить единоналожников от учета. Поэтому может идти речь разве что об определенных метаморфозах в Книгах учета.

Что же касается бывших плательщиков ФСН (сейчас — четвертая группа единоналожников), то их втиснут в новоиспеченную группу В и также ограничат годовой объем дохода суммой в 2 млн грн.

И последнее. Точно неизвестно, оставит ли законодатель для единоналожников право быть плательщиками НДС. Об отмене этого права в презентации Минфина не говорилось, поэтому будем надеяться, что это право у единоналожников останется. Дают надежду на это также и слова министра о том, что законодатель никоим образом не планирует ограничивать работу единоналожника с контрагентами. А запрет быть плательщиком НДС — это очень существенное ограничение.

НДС

Сразу отметим: правительство не рассматривает возможную отмену системы электронного администрирования. Поэтому настроимся на то, что она пришла всерьез и надолго.

Ставку НДС также не планируется снижать (как видите, правительство полюбило цифру 20 и применяет ее и для НДФЛ, и для ЕСВ, и для налога на прибыль, и для НДС). Более того, «лекарственную» ставку 7 % также планируется отменить и ввести налогообложение лекарственных средств и медицинского оборудования по единственной ставке 20 %.

Вместе с тем в сфере НДС ожидается полная отмена льгот. Другими словами, определенное теперь ст. 197 и подразд. 2 разд. ХХ НКУ освобождение от НДС для достаточно большого ряда операций скоро может стать историей!

По словам министра, правительство планирует заменить НДС-льготы «прямой бюджетной поддержкой» в виде субвенций, дотаций или других подобных мероприятий. Причем в планах правительства — запустить специальный портал, на котором в режиме он-лайн можно будет отслеживать, какие субъекты хозяйствования будут получать бюджетную поддержку.

Другие существенные изменения

Кроме вышеприведенных изменений в «главных» налогах, правительство планирует еще кое-что. Скажем несколько слов и об этом.

Налог на недвижимое имущество. Ныне действующие льготы для этого налога правительство оставляет в силе. То есть собственником квартир площадью до 60 м2 и домов площадью до 120 м2 не о чем беспокоиться. Тем временем планируется предоставить местной власти право повышать максимальную ставку налога до 3 % минзарплаты за каждый м2 базы налогообложения. Напомним: сегодня максимальная ставка составляет 2 % минзарплаты, установленной по состоянию на 1 января текущего года (п.п. 266.5.1 НКУ). При этом в настоящее время на местах могут, наоборот, уменьшать максимальную ставку налога, а также увеличивать необлагаемую площадь квартир/домов.

Кроме того, правительство предлагает ввести дополнительное налогообложение объектов элитной недвижимости (площадью более 350 м2* — для квартир и более 500 м2 — для домов).

* Несмотря на то что в правительственных реляциях промелькнула цифра 300 м2.

Наконец, местные советы смогут по собственному решению отменить предусмотренные НКУ льготы по налогу на недвижимость в отношении коммерческой недвижимости и складских помещений. Хотя, честно говоря, при такой нечеткой формулировке непонятно, какую именно льготу из п.п. 266.2.2 НКУ может постигнуть эта судьба. Вероятнее всего, речь идет о пп. «е» и «є» этого подпункта.

Транспортный налог. Правительство планирует изменить концепцию этого налога. Сейчас им облагаются легковые автомобили, которые использовались до пяти лет и имеют объем двигателя более 3000 см3 (п.п. 267.2.1 НКУ). Несмотря на заявления правительственных чиновников, этот налог отменять не планируется, даже наоборот — планируется распространить его и на старые автомобили (сроком эксплуатации более пяти лет)**. Дополнительно к этому планируется ввести налогообложение легковых автомобилей в зависимости от их стоимости. По словам министра, облагаться налогом будут авто класса «люкс» (те, стоимость которых превышает 1000000 грн.).

** См.: http://www.slideshare.net/apizniuk/ss-51724560.

Легализация игорного бизнеса и добычи янтаря. Сегодня оба указанных вопроса находятся под повышенным вниманием общества. Правительство надеется, что легализация двух указанных (и достаточно прибыльных) сфер деятельности позволит ему привлечь дополнительные доходы.

Дополнительный импортный сбор. Правительство решило не продолжать далее действие этого сбора. Как и планировалось, когда сбор ввели под новый год.

Ну вот, собственно, такое будущее нас ожидает. Кто-то, наверное, уже хочет воскликнуть полушуточное-полуциничное пожелание: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». Чтобы уменьшить ощущение нестабильности от очередных перемен, отметим следующее. Чиновники Администрации Президента уже пообещали, что после вышеуказанного фактически переписывания большей части НКУ заново будет введен трехлетний мораторий на его изменения. Поддержало эту идею также и Министерство финансов. Что ж, посмотрим, смогут ли власть предержащие вытерпеть целых три года с неизменным НКУ. А вам желаем выдержать и эту «реформу».

выводы

  • Ставку НДФЛ планируют повысить до 20 %, ставку «внешнего» ЕСВ — снизить до 20 %, «внутренний» ЕСВ — отменить. Доход в сумме, не превышающей минзарплату, облагаться налогом не будет.

  • Ставку налога на прибыль хотят увеличить до 20 %, вернуть связь расходов с хоздеятельностью и ввести механизм инвестиционного налогового кредита.

  • На упрощенной системе разрешат работать только физическим лицам. Фиксированный единый налог — исключительно для розничной торговли и бытовых услуг, для остальных — единый налог в процентах от базы налогообложения (разница между полученным доходом и индикативными расходами).

  • Все льготы по НДС планируют отменить, ставка останется неизменной, как и основные принципы системы электронного администрирования.

  • Введут усиленное налогообложение элитных автомобилей и объектов недвижимости. Местным властям разрешат своим решением повышать ставку налога на недвижимость до 3 % минзарплаты за каждый м2.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше