Когда мы говорим о рекламе в Интернете, то идет речь в основном о двух ее разновидностях: (1) баннерная реклама; (2) продвижение сайтов.
Баннерная реклама
Особенность этого вида рекламы заключается в том, что она содержится на специальных интернет-средствах — баннерах. Баннеры размещаются на сайте в специальных баннерных полях и, как правило, не имеют отношения к основному содержимому сайтов, на которых содержатся баннеры. Более того, при открытии одного и того же сайта, например, в разных странах на баннерных полях, как правило, появляется разная реклама (не только в отношении собственно контента, но и в отношении его языка).
Поэтому баннерную рекламу нельзя считать составной частью контента того сайта, на котором «висит» баннер
Юридического определения понятия «баннер» наше законодательство не содержит. Однако в общепринятом понимании баннером (англ. «banner» — флаг, транспарант) считают графическое или анимационное изображение рекламного характера в сети Интернет, которое преимущественно содержит ссылку на web-страницу с информацией о рекламируемом товаре или услуге.
Для того чтобы баннер появился в Интернете, рекламодатель должен обратиться к производителю и распространителю. При этом вполне возможно, чтобы производитель и распространитель баннерной рекламы был одним и тем же лицом или чтоб ее производителем был непосредственно заказчик.
А как рассматривать расходы на создание и распространение баннера в учете? По нашему мнению, такие расходы — это расходы на рекламу. А следовательно, такие расходы не признаются нематериальными активами, а списываются в расходы на сбыт ( п. 9 П(С)БУ 8). Аргумент в пользу такого подхода можно найти в п. 8 Толкований ПКТ 32 Нематериальные активы: расходы на страницу в Интернете. Указанная норма предусматривает: если субъект хозяйствования не может продемонстрировать, каким образом веб-страница, разработанная исключительно или главным образом для рекламирования своих собственных продуктов и услуг и стимулирования спроса на них, будет генерировать возможные будущие экономические выгоды, все расходы на разработку такой веб-страницы признаются как расходы того периода, когда они понесены. По аналогии применяем этот принцип и к расходам на баннерную рекламу.
То есть расходы на приобретение (создание) баннера не признаются нематериальным активом, а списываются в состав расходов на сбыт, как расходы на рекламу ( п. 19 П(С)БУ 16)
Покажем учет расходов на создание и распространения баннера на примере.
Пример. Предприятие заказало изготовление рекламного баннера (стоимость работ — 7200 грн., в том числе НДС — 1200 грн.). Стоимость услуг по распространению баннера — 840 грн. (в том числе НДС— 140 грн.).
Учет расходов на создание и распространение баннера у рекламодателя
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Перечислен аванс за создание баннера | 371 | 311 | 7200 |
2 | Начислен налоговый кредит (до регистрации НН в ЕРНН) | 644/1 | 644 | 1200 |
3 | Отражен налоговый кредит (НН зарегистрирована в ЕРНН) | 641 | 644/1 | 1200 |
4 | Получено право собственности на баннер | 93 | 631 | 6000 |
5 | Списана ранее отраженная сумма НДС | 644 | 631 | 1200 |
6 | Осуществлен зачет задолженностей | 631 | 371 | 7200 |
7 | Получены услуги по распространению баннера | 93 | 631 | 700 |
8 | Начислен налоговый кредит (до регистрации НН в ЕРНН) | 644/1 | 631 | 140 |
9 | Отражен налоговый кредит (НН зарегистрирована в ЕРНН) | 641 | 644/1 | 140 |
10 | Оплачены услуги по распространению баннера | 631 | 311 | 840 |
Теперь перейдем к другой разновидности рекламы в Интернете — к рекламе на специальных сайтах.
Реклама на сайтах
Существует два основных способа продвижения сайта:
1) поисковая оптимизация (SEO);
2) интернет-реклама
Поисковая оптимизация (SEO) является одним из важнейших этапов продвижения сайта. Предприятие, рекламирующее свою продукцию, может заниматься поисковой оптимизацией самостоятельно или привлекать сторонние организации.
Достаточно часто первичные SEO-работы проводятся еще при создании сайта и потому входят в его первоначальную стоимость. Расходы на SEO, понесенные предприятием в дальнейшем, направлены на популяризацию сайта с целью получения ранее запланированных от его использования экономических выгод. Такой характер расходов на SEO позволяет отнести их к сбытовым расходам периода (счет 93).
Интернет-реклама. Расходы на интернет-рекламу включаются в сбытовые расходы периода (списываются на счет 93 в периоде подачи акта предоставленных рекламных услуг).
Актуальным остается традиционный вопрос о подтверждении «хозяйственности» расходов на рекламу. И хотя для определения налога на прибыль и отнесения рекламных сумм НДС в налоговый кредит это сейчас неважно, доказывать «хозяйственность» придется, во избежание необходимости начислять НДС согласно п. 198.5 ПКУ.
В принципе, для того, чтобы подтвердить хозяйственное назначение расходов на интернет-рекламу, достаточно, чтобы акт предоставленных услуг содержал детализированное описание предоставленной услуги. Но лишними не будут «принт-скрины» экрана с изображением рекламы, отчеты, расшифровывающие ключевые слова, тексты, статистику показов и осуществленных кликов.