Рекламные конструкции: как это делается

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2016/№ 62
Сегодня довольно трудно представить человека, который желая приобрести тот или иной товар пойдет не в Интернет, а на улицу — чтобы поглазеть на вывески. Но невзирая на это рекламисты продолжают упорно осваивать бюджеты, выделяемые на внешнюю (наружную) рекламу, т. е. не сбрасывают со счетов отработанные визуальные приемы воздействия на покупателей — путем размещения рекламной информации на рекламных средствах «наружки».

Напомним, что согласно абз. шестому ст. 1 Закона о рекламе:

внешняя реклама — реклама, размещаемая на специальных временных и стационарных конструкциях — рекламоносителях, размещенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог

Вам наверняка сразу же пришли на ум такие термины, как рекламный щит и бигборд, но фантазия рекламистов и конструкторов не знает границ: те же щиты сегодня бывают стационарные, выносные (штендеры), на фасадах, крышах, оградах (в т. ч. пешеходных) и т. д. и т. п...

В соответствии с п. 1 Типовых правил № 2067 в обиходе «наружников» бытует термин «специальные конструкции». Это временные и стационарные рекламные средства (световые и несветовые, наземные и неназемные (воздушные), плоские и объемные), стенды, щиты, панно, транспаранты, тролли, таблички, короба, механические, динамические, электронные табло, экраны, панели, тумбы, складные пространственные конструкции, аэростаты (!), воздушные шары и т. д., используемые для размещения рекламы.

Разрешение на размещение: на щите или под щитом...

Мы детализируем этот перечень настолько подробно, чтобы привлечь ваше внимание к важному обстоятельству. Да, соответствующие нормы рекламного законодательства, касающиеся, в частности, внешней рекламы, более-менее добросовестно и регулярно (в связи с внесением изменений) переписываются из Закона о рекламе (ст. 16) в упомянутые Типовые правила № 2067, а оттуда — в соответствующие Правила, утверждаемые местными органами самоуправления... Но непосредственно контактировать вам придется именно с последними, а точнее и вероятнее всего — с созданными ими так называемыми рабочими органами (см. п. 5 Типовых правил № 2067). И если уж вы решили сунуться в мутную воду «наружки», не поленитесь предварительно узнать «брод», т. е. проштудировать именно местные Правила.

Почему? Да потому что согласно ч. 1 ст. 16 Закона о рекламе п. 3 Типовых правил № 2067):

размещение внешней рекламы в населенных пунктах проводится на основании разрешений, выдаваемых исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов

Эти их полномочия закреплены в п.п. 13 п. «а» ст. 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Кстати, процедура выдачи (отказа, переоформления, выдачи дубликата, аннулирования) разрешения на размещение внешней рекламы должна соответствовать требованиям Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV (который с 01.01.2017 г. претерпит глобальные изменения).

И еще один важный момент: взимать плату за выдачу таких разрешений запрещено (см. абз. пятый ч. 1 ст. 16 Закона о рекламе и п. 3 Типовых правил № 2067). Но не спешите радоваться: вообще бесплатно этот номер со щитом у вас не пройдет... ☹

Кстати, выдача разрешений на размещение внешней рекламы за пределами населенных пунктов — прерогатива областных госадминистраций. Эти вопросы регламентированы соответственно Типовыми правилами размещения внешней рекламы за пределами населенных пунктов, утвержденными постановлением КМУ от 05.12.2012 г. № 1135.

Прежде чем переходить к разговору о специфических требованиях, выдвигаемых к средствам внешней рекламы, уточним, что чаще всего рекламодатель остается только рекламодателем — т. е. не занимается непосредственно всем процессом размещения внешней рекламы: получением разрешения на размещение рекламного средства (специальной конструкции), разработкой его проекта, согласованиями, изготовлением и монтажом. Он чаще всего передает свою рекламу для платного размещения на заведомо оформленных площадях «профессионального» распространителя. Важно четко понимать: если вы решаете изготавливать, получать разрешение на размещение специальной конструкции и т. д. самостоятельно — то именно вы будете выступать распространителем такой внешней рекламы. Возможно, одновременно и рекламодателем, но важно, что — распространителем. Важно потому, что согласно п. 42 Типовых правил № 2067:

ответственность за техническое состояние рекламных средств, нарушение техники безопасности во время размещения и эксплуатации рекламных средств несет распространитель внешней рекламы согласно законодательству

Кстати, и за нарушение Типовых правил № 2067 тоже (п. 47).

Но самое главное — что касается нарушений рекламного законодательства и жестких наказаний за них: на внешнюю рекламу, разумеется, распространяются все общие запреты и ограничения, о которых все уже подробнейше расписано в статье на с. 3 этого номера. И прежде всего — в отношении рекламы алкогольных напитков (и алкогольного пива в том числе), а также табачных изделий... ☹

Чтобы покончить с формальной стороной дела, отметим еще два нюанса:

1) разрешение на размещение «наружки» (или уведомление об отказе) подлежит выдаче в срок 10 рабочих дней;

2) действует оно 5 лет — если, конечно, в заявлении вы не просили его на меньший срок (см. пп. 10, 23 Типовых правил № 2067).

Размещать можно везде. Кроме везде...

Говоря о содержательной стороне, предупредим вас, что тут все обстоит как обычно с прекрасным: оно или незаконно, или аморально, или ведет к ожирению... ☺ Так и с местами для размещения рекламных щитов: они либо в запретном месте (как правило, схема разрешенных мест строго ограничена), либо разрешенные в принципе места уже заняты (или на них оформлены разрешения), либо в разрешенном месте проходимость, как на северном полюсе...

Мало того: рекламные конструкции, разумеется, располагают не на пустыре, а на улице (желательно проходной). А значит, при этом обязательно соблюдать предписания Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденных постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198 (далее — Единые правила № 198).

Чтобы лишить вас ненужных иллюзий, обратим ваше внимание лишь на такие новеллы Единых правил № 198, касающиеся рекламных конструкций:

размещение в пределах полос отведения автомобильных дорог и ж/д переездов согласовывается с Укравтодором и ГАИ (п. 362), а в пределах охранных зон инженерных коммуникаций — с их балансодержателем (п. 363);

— разработка технической документации, монтаж (демонтаж) — внимание! осуществляются специализированными «конторами» (п. 363). Только специализированными, Карл!.. ☹

Ну, а о всяких там запретных метрах от «поверхности», «края» или «детских учреждений» мы здесь умолчим: это вам расскажут «специализированные», к которым вы будете вынуждены обратиться. Ну, или сам рабочий орган...

Учет расходов на специальную рекламную конструкцию

Порядок отражения расходов, понесенных на рекламное средство, зависит от того, как вы его классифицируете: как ОС, МНМА — а может, и МБП (если это, скажем, плакат или афиша).

Подробности учета поступления ОС вы знаете из тематического номера «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 75, их амортизации — из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 79. Заметим, что высокодоходникам плюс с бухучету придется вести и налоговый учет ОС (напомним: согласно п.п. 138.3.3 НКУ рекламный щит попадает в группу 9), а еще — корректировать финрезультат до налогообложения на амортразницы согласно пп. 138.1, 138.2 НКУ. Тонкости учета материальных активов, классифицированных как МНМА или МБП, вам тоже хорошо знакомы из «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 39, с. 24 (правда, на примере пресс-формы — но ведь и рекламный баннер «прессует» потребителей рекламы так, что о-го-го!)...

Тем не менее напомним вам основные проводки.

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

1

Получена техническая документация на изготовление и монтаж рекламной конструкции (договор, акт)

152

631

2

Отражен налоговый кредит по техдокументации:

2.1

до регистрации НН в ЕРНН

644/1

631

2.2

по дате регистрации НН в ЕРНН

641

644/1

3

Получена с доставкой готовая рекламная конструкция (ТТН)

152

631

4

Отражен налоговый кредит по изготовленной конструкции:

4.1

до регистрации НН в ЕРНН

644/1

631

4.2

по дате регистрации НН в ЕРНН

641

644/1

5

Получены услуги по монтажу рекламной конструкции (договор, акт)

152

631

6

Отражен налоговый кредит по услугам монтажа:

6.1

до регистрации НН в ЕРНН

644/1

631

6.2

по дате регистрации НН в ЕРНН

641

644/1

7

Принята в эксплуатацию рекламная конструкция как объект ОС (акт № ОЗ-1)

109

152

8

Начислена амортизация в процессе эксплуатации

93

131

9

Обновлена рекламная информация на щите

93

685

10

Внесена плата за временное пользование местом размещения рекламной конструкции его собственнику (договор, акт)

93

31

11

Уплачено контрагентам

631, 685

31

выводы

  • Размещение внешней рекламы (рекламных конструкций) в населенных пунктах проводится на основании разрешений, выдаваемых исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов. А обращаться за разрешением нужно к рабочему органу, действующему на основании местных правил размещения.
  • Разработку технической документации для изготовления и монтажа рекламной конструкции, ее монтаж и демонтаж разрешается производить исключительно специализированным организациям.
  • Если рекламодатель размещает внешнюю рекламу самостоятельно, то в статусе ее распространителя он несет всю полноту ответственности за техническое состояние рекламных средств, нарушение техники безопасности во время их размещения и эксплуатации.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить