(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 69
  • № 67-68
  • № 66
  • № 65
  • № 64
  • № 63
  • № 61
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
12/14
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Август , 2016/№ 62

Соцреклама о вреде алко-курения: «Зачем же? Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но... нет!»*

Социальную рекламу — если очень формально — называть рекламой вообще-то оснований нет. Иначе ту же религиозную проповедь вполне можно назвать соцрекламной промоакцией... Но здесь мы обратимся к особой разновидности соцрекламы, которая предписана законом для рекламодателей алкогольных напитков и табачных изделий. Предписана-то она предписана, но, как оказывается, так сказать... недописана. Разберемся с этим подробнее.

* Из к/ф «За двумя зайцами».

Для затравки скажем, что согласно определению социальной рекламы (см. абз. шестнадцатый ст. 1 Закона о рекламе): «социальная реклама — информация любого вида, распространенная в любой форме, направленная на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и распространение которой не имеет целью получение прибыли».

Но не станем распространяться о социальной рекламе вообще, а речь пойдет о такой общественно полезной цели, как предотвращение распространения табакокурения и злоупотребления алкоголем (и алкогольным пивом в том числе).

Заметим, что в соответствующей ст. 12 Закона о рекламе прописаны меры по всяческому поощрению распространения фактически неприбыльной социальной рекламы, но есть одно положение ч. 2 этой статьи, которому алкогольно-табачные рекламодатели наверняка симпатизируют: в такой рекламе не должно быть ссылок на конкретный товар и/или на производителя. То есть негативный контекст противо-алкоголе-табачной социальной рекламы говорит о вреде курения вообще и злоупотребления алкоголем вообще, но никак не о вредности конкретного бренда...

Так вот, в статье на с. 3 мы упомянули, что согласно ч. 8 ст. 22 Закона о рекламе

рекламодатели алкогольных напитков и табачных изделий обязаны в порядке, предусмотренном законами Украины, направлять на производство и распространение социальной рекламы о вреде табакокурения и злоупотребления алкоголем не менее 5 % средств, потраченных ими на распространение рекламы табачных изделий и алкогольных напитков в пределах Украины

При этом специальным Порядком отчисления на производство социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкогольных напитков, утвержденным постановлением КМУ от 08.09.97 г. № 997 (далее — Порядок № 997), плюс к уже сказанному в ч. 8 ст. 22 Закона о рекламе (и процитированному выше) также регламентировано, что:

— соответствующие суммы отчисляются рекламодателем в спецфонд госбюджета одновременно с перечислением средств производителям и/или распространителям коммерческой алко-табачной рекламы (п. 3 Порядка № 997). Кстати, в приложении № 1 к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII для этих поступлений в разделе «Інші неподаткові надходження» имеется код 24060500;

— в платежке делается примечание: «на соціальну рекламну інформацію» с указанием полного наименования производителя и/или распространителя рекламы табачных изделий и алкогольных напитков, а также даты заключения договора (п. 41 Порядка № 997);

— такие затраты относятся на оборотные расходы (себестоимость продукции) рекламодателя (п. 5 Порядка № 997) — это, конечно, понятно и так, но прямая норма не помешает... ☺ Кстати, поскольку при этом не говорится ни о какой непосредственной привязке такого платежа к факту заказа таким рекламодателем изготовления или распространения подобной социальной рекламы, то, во-первых, право на расходы у рекламодателя очевидно возникает «по деньгам», а во-вторых, по сути все это выглядит как некий обязательный бюджетный (?) платеж ☹;

— за нарушение Порядка № 997 его п. 7 грозит рекламодателям «ответственностью согласно законодательству».

Все так. И все выглядит довольно складно, т. е. почти как в песенке: «Ни одного печального сюрприза, за исключеньем пустяка»...

А «пустяк» заключается в том, что за невыполнение конкретно предписания ч. 8 ст. 22 Закона о рекламе ни вы, ни та же Госпродпотребслужба (как орган, уполномоченный казнить и миловать за самые распространенные нарушения законодательства о рекламе), ни другие органы, «заточенные» в ч. 1 ст. 26 Закона о рекламе под борьбу с другими правонарушениями по более узким направлениям рекламы, не смогут найти ни указания на конкретный карающий орган, ни конкретного состава правонарушения, ни конкретной санкции — ни в самом Порядке № 997, ни в профильной ст. 27 Закона о рекламе, ни в изданном согласно ч. 4 этой статьи Порядке № 693! ☺

Другими словами: с одной стороны — обязанность отчислять эти «5 %» (кстати, не от стоимости алко-табачной рекламы вообще, а только от стоимости ее распространения!) в ч. 8 ст. 22 Закона о рекламе таки есть, а с другой — в законодательстве нет ни конкретного «порядка, предусмотренного законами Украины» (упомянутого в этой ч. 8 ст. 22 Закона о рекламе), ни определенной «ответственности согласно законодательству» (см. п. 7 Порядка № 997). Да, формально соответствующему органу в ч. 1 ст. 26 Закона о рекламе даны широкие полномочия требовать от рекламодателей прекращения нарушений законодательства, но в отношении данного конкретного случая невыполнения предписаний ч. 8 ст. 22 Закона о рекламе по большому счету: (1) не определено, какой именно орган «соответствующий» и (2) какую санкцию применять. ☺

Кстати, ВСУ в постановлении от 11.12.2012 г. № 21-305а12 пришел к выводу, что обсуждаемый платеж «не имеет статуса обязательного платежа на уровне уплаты налогов», т. е. по сути добровольный... А постановления ВСУ, как известно, обязательны для исполнения всеми субъектами властных полномочий и не могут быть обжалованы. И хотя в данном постановлении ВСУ опирался на факт отсутствия обсуждаемого платежа в ныне уже не действующем Законе Украины «О системе налогообложения», этот аргумент по аналогии работает и сегодня — ведь такого по существу бюджетного (!) платежа нет и в современном НКУ.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
социальная реклама добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье