Нет ТТН — нет расходов

В избранном В избранное
Печать
редактор Наталья Вороная и налоговый эксперт Максим Нестеренко
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2016/№ 66
Учитываются ли при определении объекта налогообложения расходы по договорам о предоставлении автотранспортных услуг при отсутствии товарно-транспортных накладных (ТТН)?

Согласно положениям частей первой и третьей ст. 909 ГКУ, с изменениями и дополнениями, по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз к пункту назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или другого документа, установленного транспортными кодексами (уставами)).

Товарно-транспортная накладная является документом, который составляется грузоотправителем для оформления перевозок грузов в соответствии с заключенным договором и используется для проведения окончательных расчетов за предоставленные услуги по перевозке грузов. Оформленная товарно-транспортная накладная должна быть у водителя транспортного средства во время осуществления перевозок грузов по договору перевозки.

В соответствии с п.п. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 НКУ объектом налогообложения является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями разд. III НКУ.

Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями (далее — П(С)БУ 16), и Международным стандартом бухгалтерского учета 2 (МСБУ 2) «Запасы» от 01.01.2014 г.

Согласно п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246, с изменениями и дополнением, и п. 10 МСБУ 2 расходы на транспортировку запасов включаются в себестоимость запасов.

Кроме того, расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки, включаются в расходы на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16).

Пунктом 1 ст. 9 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями, определено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в ходе осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 25.02.2009 г. № 207, в соответствии с п. 1 которого для водителя юридического или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях, в наличии среди других документов должна быть товарно-транспортная накладная. Применение указанных форм первичного учета всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности являются обязательным.

В соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363, с изменениями и дополнениями, товарно-транспортная документация — комплект юридических документов, на основании которых осуществляют учет, прием, передачу, перевозку, сдачу груза и взаимные расчеты между участниками транспортного процесса. Товарно-транспортная накладная — это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы.

Учитывая указанное, в случае отсутствия товарно-транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке груза, в том числе товарно-транспортной накладной, которая относится к первичным документам и на основании которой ведется бухгалтерский учет, плательщик налогов при определении финансового результата до налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета не имеет оснований для учета стоимости таких услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

По материалам подкатегории 102.21 БЗ

комментарий редакции

Расходы по приобретению автотранспортных услуг — нужна ли ТТН?

Вопрос, которого касается комментируемая консультация, обсуждается уже много лет. А именно: какова роль ТТН в учете и какие расходы она подтверждает? В последнее время налоговики «со скрипом» согласились, что ТТН не имеет отношения к расходам на приобретение собственно перевозимых товаров (см. письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128). А вот в части подтверждения расходов на услуги перевозки их точка зрения остается неизменной.

По мнению налоговиков, отсутствие ТТН лишает плательщика права отразить расходы на приобретение автотранспортных услуг. В обоснование своей позиции налоговики ссылаются на определения ТТН и товарно-транспортной документации в Правилах № 363*. Кроме того, в консультации упоминается Перечень № 207**, устанавливающий, какие документы необходимо иметь водителю при перевозке грузов.

* Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

** Перечень документов, необходимых для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207.

По нашему мнению, для подтверждения правомерности грузоперевозки ТТН действительно нужна. Однако актуальность ее как подтверждающего документа имеет большее значение не для налоговиков, а, скорее, для сотрудников патрульной полиции, которые могут остановить автомобиль и попросить у водителя документы на перевозимый товар.

Поэтому мы признаем важную роль ТТН и настоятельно рекомендуем составлять ее при перевозке товаров на договорных основаниях (т. е. когда осуществляется перевозка товара, право собственности на который принадлежит другому субъекту хозяйствования). Однако в то же время мы считаем, что ТТН — не единственный документ, которым можно подтвердить расходы на приобретение автотранспортных услуг.

Эту функцию, помимо ТТН, может выполнить также акт предоставленных услуг либо другой подобных документ, который отвечает требованиям первичного (в понимании ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV).

Подробнее о роли и значении ТТН читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 58, с. 47; 2014, № 10, с. 18; 2013, № 36-37, с. 30.

Теги ТТН
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить