Согласно Пояснительной записке к проекту принятие таких изменений «обусловлено необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета, адаптации к нормам европейского законодательства».
Цель таких мероприятий — «создание условий для увеличения поступлений в бюджет и обеспечение сбалансированности бюджета 2017 года, а также адаптации к нормам европейского законодательства».
Изменениями предполагается, в частности, повышение ставок акцизного налога и рентной платы, введение единой ставки акцизного налога на дизельное топливо вместо дифференцированной ставки и, что особенно важно для сельскохозяйственных предприятий, избравших специальный режим обложения НДС, планируются изменения в порядок электронного администрирования НДС и введение временного моратория на возврат сумм бюджетного возмещения.
О планируемых нововведениях для сельхозпредприятий поговорим подробнее.
Как указано в Пояснительной записке к законопроекту, с «целью предотвращения образования схем минимизации налоговых обязательств» с использованием сельскохозяйственных предприятий, которые избрали спецрежим по НДС, а также безосновательного бюджетного возмещения НДС, предлагается установить следующие изменения.
1. Отметим, что в первоначальной редакции законопроекта планировалось временно, до 1 января 2019 года ввести мораторий на возврат сумм бюджетного возмещения, расчет которых был сделан за счет отрицательного значения, сложившегося по операциям по приобретению сельскохозяйственных товаров/услуг (определенных п. 209.7 НКУ), которые не были фактически получены получателем.
Однако в доработанной редакции законопроекта от 03.11.2016 г. были внесены поправки, согласно которым отрицательное значение, сформированное сельхозпредприятиями по результатам последнего отчетного (налогового) периода 2016 года, переносится в налоговую отчетность следующего отчетного (налогового) периода, в котором отражаются расчеты с бюджетом. Причем запрет на бюджетное возмещение убрали.
2. Счета в системе электронного администрирования, которые ранее были дополнительно открыты сельхозспецрежимщикам (согласно п. 2001.2 НКУ), планируется закрыть со дня, следующего за предельным сроком уплаты НО за декабрь 2016 года, а для «квартальных» плательщиков — за IV квартал 2016 года.
Причем регистрация в ЕРНН налоговых накладных (НН) и/или расчетов корректировки (РК) к НН, составленных такими сельхозпредприятиями по операциям поставки сельскохозяйственных товаров/услуг, должна быть осуществлена не позднее 15 января 2017 года. Регистрация указанных НН и/или РК к НН с нарушением осуществляться не может ( п. 49 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).
Напомним: с 2017 года ст. 209 НКУ, которая регулирует специальный режим налогообложения, теряет свою силу (п.п. 4 п. 2 разд. XIX НКУ). О том, что 2016 год станет последним годом действия спецрежима по НДС, было известно еще с января 2016 года, когда Закон № 909* внес свои поправки в нормы НКУ.
Комментируемая статья законопроекта, по сути, описывает процесс «сворачивания» спецрежима: закрытие спецсчетов и сроки регистрации последних «спецрежимных» НН.
Таким образом, за январь 2017 года положительную разницу между НО и НК сельхозпредприятия будут перечислять в бюджет в общем порядке. Чтобы в последнем отчетном периоде максимально воспользоваться «уходящей» нормой НКУ, нужно, по возможности, как можно больше операций по поставке продукции успеть провести еще до 01.01.2017 г., чтобы первое событие прошло в рамках действия спецрежима. В то же время входящие НН логично попридержать и показать уже после 2017 года.