Покупатель «вдруг» оказался плательщиком НДС

Павленко Алексей, налоговый эксперт
На операцию с контрагентом-юрлицом составили НН как на неплательщика НДС в ноябре 2016 года. В конце декабря контрагент нам прислал свидетельство о регистрации плательщиком НДС. Оказалось, что он был зарегистрирован уже на 1 ноября. Просит исправить НН как на плательщика. Обязаны ли мы исправлять НН? Если составим правильную НН, нам грозит штраф за несвоевременную регистрацию.

Ситуация из серии «доверяй, но проверяй»...

Сразу отметим, что в этой ситуации на неплательщика была оформлена отдельная НН, и этим она отличается от той ситуации, когда операцию с якобы неплательщиком включили в итоговую ежедневную НН при продаже ему через РРО (о такой ситуации читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 60, с. 7).

Если ваш контрагент на дату первого события уже присутствовал в реестре плательщиков НДС, то формально вы обязаны были оформить на него НН как на плательщика. При этом, полагаем, не имеет особого значения тот факт, что контрагент в момент этой операции поставки «позиционировал» себя как неплательщика НДС.

То есть, во-первых, вы не исполнили свою святую обязанность — не наделили вашего покупателя НН. У него появляется право (согласно п. 201.10 НКУ) накапать на вас путем подачи заявления-приложения 8 к НДСной декларации, с вытекающими из этого проверкой и возможными штрафами: по ст. 1201 НКУ (см. ниже) плюс админ — по ст. 1631 КУоАП.

Во-вторых, из изложенного следует тот факт, что НН была оформлена вами с ошибкой, а именно: в ней был указан неверный ИНН покупателя («неплательщицкий» — «100 млрд» ☺). А ведь ИНН является одним из обязательных реквизитов НН, так что здесь имеет место нарушение п. 201.1 НКУ (см. его п.п. «г»).

Объявив такую НН недействительной, фискалы все равно могут повести речь о невыписке и нерегистрации вами корректной НН. То есть могут попытаться с другой стороны подвести вас под тот же штраф из ст. 1201 НКУ — за нерегистрацию/несвоевременную регистрацию НН.

Алгоритм исправления допущенной в НН ошибки в ИНН, в принципе, известен*: вы должны выписать «минусующий» РК к этой НН и, кроме того, выписать старой датой новую НН (с ИНН вашего покупателя, вместо «100000000000» и без «типа причины») и зарегистрировать ее в ЕРНН. «Минусующий» РК в данном случае должен регистрироваться в ЕРНН продавцом (т. е. вами), поскольку он оформляется к НН, выписанной на неплательщика НДС.

* См. о нем также в консультации в БЗ (категория 101.17).

Итак, как нам кажется, избежать исправления ошибки и сопровождающего такие действия штрафа по ст. 1201 НКУ у вас вряд ли получится. Лишним тому подтверждением является консультация в БЗ (см. в категории 101.30). Там фискалы, отвечают на вопрос: применяется ли финответственность к поставщику при исправлении ошибки в ИНН покупателя по истечении 15-дневного срока? К сожалению, они фактически указали, что в таком случае при регистрации новой НН (с правильным ИНН) срок, установленный п. 201.10 НКУ, уже истек, и плательщику полагается штраф по ст. 1201 НКУ...

В данной ситуации радует разве что только то, что вам не нужно будет проводить никаких исправительных действий в налоговой отчетности. Дело в том, что НО по декларации было заявлено вами своевременно и в полной сумме (кстати, об этом говорят и фискалы в БЗ, категория 101.20). Впрочем, по-хорошему в данном случае следовало бы исправить приложение 5 (Д5) к декларации за период, в котором отразили НО, где сумма этой поставки из общей суммы с кодом «100000000000» должна быть отражена выше — по конкретному ИНН вашего покупателя**.

** О механизме исправления такой ошибки в Д5 см. консультацию в категории 101.23 БЗ (пример 3).

В общем — вы «попали»... ☹

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше