Темы статей
Выбрать темы

Новации госрегистрации: полный онлайн!

Голенко Александр, шеф-редактор
Все, что имело родиться в этот день, — родилось и было записано в толстые книги. И. Ильф, Е. Петров. «12 стульев»
О госрегистрации бухгалтер обычно вспоминает раз в год — плюясь из-за бестолковой подачи финотчетности и подтверждения сведений по «форме 6». Чаще это бывает лишь у тех, кто из-за жульничества фискалов вдруг (задним числом) узнает о внесении в ЕГР записи о том, что его предприятие, дескать, «отсутствует по местонахождению»… Хотя иногда бывает нужным воспользоваться возможностью получения сведений из ЕГР. Наконец-то прогресс настиг и эту сферу…
img 1

Начнем с того, что Закон Украины от 26.11.2015 г. № 835-VIII:

во-первых, изложил в новой редакции старый «госрегистрационный» Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — старый закон). Теперь он называется иначе: Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (далее — новый закон). Дата его вступления в силу — 01.01.2016 г.;

во-вторых, внес изменения и дополнения еще в 34 (!) кодекса и закона, которые вступают в силу с трех заходов: (1) с 13.12.2015 г., (2) с 01.01.2016 г. и (3) с 01.01.2017 г. (см. подробности ниже).

Понятно, что мы не ставим задачу в рамках одной статьи разобрать по косточкам абсолютно все эти изменения, а лишь акцентируем ваше внимание на новациях:

а) глобальных в обсуждаемой сфере и

б) нового закона по сравнению со старым законом — причем только касательно предприятий и ФЛП.

Итак, сперва кратко о мегановациях.

«СуперЕГР»: добро пожаловать в регистрационную «матрицу»…

Теперь ЕГР* превращается в суперреестр (суперЕГР) ☺.

* Его новое полное название — Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Он включит в себя наряду с прежним ЕГР несколько других (ныне локальных) реестров:

1) Единый реестр общественных формирований — начиная с 01.01.2016 г.;

2) Реестр общественных объединений — с той же даты;

3) Реестр документов разрешительного характера — начиная с 01.01.2017 г. Кстати, с этой же даты весь документооборот в сфере лицензирования и системе документов разрешительного характера (от обращения за ними до выдачи) тоже станет исключительно электронным. Причем сама запись в суперЕГР о наличии разрешительного документа с 01.01.2017 г. будет приравнена по статусу к соответствующему разрешительному документу, дубликаты последних выдаваться не будут, а решения разрешительного органа и сведения о таких документах будут подлежать обязательному обнародованию на портале электронных сервисов (о нем см. ниже). Вообще в этой сфере грядут кардинальные изменения, но это предмет отдельного разговора;

4) Единый лицензионный реестр — тоже начиная с 01.01.2017 г. Соответствующие революционные изменения в Законе Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII аналогичны описанным в п. 3 для разрешительной системы, но их подробное рассмотрение давайте-ка тоже отложим до лучших времен;

5) Единый реестр предприятий, относительно которых открыто производство в деле о банкротстве, — начиная с той же даты;

6) Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов).

Кроме того, суперЕГР становится составной частью общегосударственной информационной системы, обеспечивающей взаимодействие с другими всевозможными реестрами — и, в частности, реестрами/базами данных, которые ведут ГФСУ (плательщиков НДС, единого налога и т. д.) и органы статистики (финотчетность), а также Единым госреестром судебных решений, госреестром актов гражданского состояния граждан и т. д.

Пожинать плоды именно этой новации вы можете уже с Нового года:

предприятиям отныне не нужно ни подавать госрегистратору финотчетность, ни подтверждать свои сведения в ЕГР

То есть отменена подача формы 6. Так в обиходе называют регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице… утвержденную приказом Минюста от 02.11.2015 г. № 2140/5.

И еще одна большая радость в связи с отменой процедуры подтверждения сведений: в новом законе не осталось и следа от злосчастных положений ч. 12 и ч. 14 ст. 19 старого закона, позволявших фискалам химичить с присвоением плательщикам НДС так называемого «стана 9» на основании мнимого «отсутствия юрлица по местонахождению»! Получается, что теперь подобная запись в суперЕГР не предусмотрена! Так что, «стан 9», до свидания? ☺

Отметим еще один нюансик, касающийся возможностей суперЕГР, который вам полезно знать. Он сумеет

автоматически разыскать взаимосвязи между юрлицами и их учредителями (участниками), конечными бенефициарными собственниками (контролерами)

в том числе такими собственниками учредителя, руководителями юрлиц, причем — с визуализацией всех прямых и косвенных связей ( п. 6 ч. 3 ст. 7 нового закона). Вот какая «прозрачность»!

«Кто был ничем — тот станет»… госрегистратором

Функции госрегистратора по госрегистрации юридических лиц и ФЛП (с доступом к суперЕГР) делегированы:

1) органам местного самоуправления и местным госадминистрациям* — с момента принятия ими соответствующих решений (после 01.01.2016 г.);

2) нотариусам (уже с 13.12.2015 г.).

* Кроме областных.

Прерогативой самого Минюста останется регистрация общественных формирований и их символики.

И вот еще некоторые подробности.

1. Важно, что наконец-то именно законом прописан порядок обжалования решений, действий или бездействия госрегистратора ( ст. 34 нового закона).

2. Так называемый принцип экстерриториальности позволит вам воспользоваться услугами госрегистратора независимо от его и вашего местонахождения. Хотя, по-видимому, в полной мере — не раньше, чем заработает портал электронных сервисов (см. ниже).

3. Теперь в п. 1 ч. 1 ст. 26 нового закона для юрлиц и ФЛП установлен единый срок рассмотрения документов, поданных для госрегистрации, — 24 часа после их поступления госрегистратору (не считая выходных и праздничных дней).

Виртуальная жизнь ЕГР: будем коннектиться и чатиться?

Весь документооборот в сфере госрегистрации с 01.01.2016 г. начинает переводиться в электронный формат. Заявители получат возможность осуществления регистрационных действий и взаимодействия с суперЕГР через так называемый персональный кабинет на портале электронных сервисов, защищенный своим кодом доступа.

Но не будем пока что бежать впереди портала… ☺ Сделают — расскажем.

Впрочем, отметим-таки интересный «мотиватор» — скидку 25 % при подаче или получении документов не в бумажной, а именно в электронной форме. К вопросам оплаты мы еще вернемся в конце статьи.

Кстати, держателем госреестра (это новый термин!) прямо назван Минюст. Функции технического администратора ЕГР Минюст может возложить на государственное унитарное предприятие из сферы своего управления.

Однако несмотря на повальную ЕГР-электронизацию,

заявителям оставили возможность подачи документов не только в электронной форме — через портал электронных сервисов, но и в бумажной, причем лично заявителем или почтовым отправлением

Перейдем к новациям собственно нового закона в отношении таких категорий заявителей, как предприятия и ФЛП.

Сведения суперЕГР: ничего лишнего

Что касается перечня сведений, содержащихся в суперЕГР о юрлицах, то кроме того, что мы сказали выше относительно молчания нового закона на тему оснований для внесения в ЕГР записи об отсутствии юрлица по местонахождению, изменения не слишком серьезные. Можно отметить лишь то, что многие сведения теперь будут доступны в порядке взаимодействия суперЕГР с реестрами фискалов, пенсионщиков и др.

Заслуживают отдельного упоминания разве что такие моменты:

(1) в случае, когда учредителями юрлица являются исключительно физлица, то информация о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юрлица не подается;

(2) если госрегистратор усомнится в подлинности поданных заявителем документов — он направит уведомление об этом правоохранителям и включит информацию об этом в суперЕГР. Кстати, ст. 2051 Уголовного кодекса Украины

предусматривает уголовную ответственность за внесение в регистрационные документы заведомо ложных сведений и умышленную подачу подобных документов для регистрации

(3) подлежат включению сведения о смерти учредителя (участника) юрлица, признании его без вести отсутствующим или объявлении умершим, сведения о смерти руководителя юрлица и лица, уполномоченного совершать действия от имени юрлица;

(4) зато исключена такая экзотика, как дата и номер записи об утрате оригиналов учредительных документов юрлица.

Что же касается сведений ЕГР о ФЛП, то эти новации не серьезнее, чем описанные для юрлиц, и в частности:

(1) указывается дата рождения;

(2) в качестве информации о местонахождении теперь можно указывать не обязательно место проживания, как раньше, но и «другой адрес, по которому осуществляется связь» с ФЛП;

(3) вносятся сведения о лицах, уполномоченных совершать действия от имени ФЛП (в частности, по госрегистрации), а также о наличии ограничений относительно такого представительства;

(4) сведения о «сомнениях» госрегистратора в подлинности документов — аналогично юрлицам, см. (2) выше;

(5) сведения о смерти ФЛП — аналогично юрлицам, см. (3) выше.

Регистрационные документы и процедуры

В отношении регистрационных документов и процедур для заявителей-юрлиц отметим только следующее:

(1) в отличие от прежнего порядка теперь при регистрации создания достаточно подать один экземпляр учредительного документа;

(2) если раньше внесение изменений в сведения ЕГР отличалось для вариантов, когда сначала изменения надо было внести в уставные документы (если надо) и когда они вносились прямо в ЕГР, то теперь такие изменения вносятся в одинаковом порядке для обоих вариантов;

(3) в случае регистрации прекращения дополнительно подаются: экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) документа, которым утвержден персональный состав комиссии по прекращению (реорганизации, ликвидации) или ликвидатора, их идентификационные номера, срок заявления кредиторами своих требований — если такие сведения отсутствуют в решении участников или органа управления юрлица.

Об особенностях уплаты админсбора за регистрационные действия (а такие нюансы есть) мы скажем в конце статьи, а пока отметим, что теперь самые главные требования к наименованию юрлица и его обособленного подразделения изложены прямо в теле нового закона (ст. 16). Но, видимо, следует ждать также внесения изменений в действующие Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Минюста от 05.03.2012 г. № 368/5.

Кстати, обратите внимание:

при изменении своего наименования с 01.01.2016 г. юрлицо уже не обязано ни публиковать об этом объявление, ни уведомлять контрагентов

(хотя последнее, как мы думаем, сделать все равно надо бы).

Мало того: с этой же даты не нужно публиковать уведомление о принятии решения о прекращении юрлица.

В отношении регистрационных документов и процедур для заявителей-физлиц и сказать-то почти нечего. «Почти» — потому что тут не обошлось без халепы законодателя: с одной стороны, в случае прекращения ФЛП с связи с его смертью п. 2 ч. 4 ст. 18 нового закона требует предоставления госрегистратору ксерокопии свидетельства о смерти, с другой — согласно ч. 3 ст. 6 этого же закона госрегистратор «обязательно использует сведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан путем непосредственного доступа к нему»! Спрашивается: зачем ему тогда еще и ксерокопия? ☹

Аттракцион невиданной прозрачности

Все сведения суперЕГР, кроме (1) ИНН и (2) паспортных данных физлиц, абсолютно открыты и общедоступны ( ч. 1 ст. 11 нового закона).

Отметим только, что из прежних трех форм выдачи сведений ЕГР (а это были: извлечение, справка и выписка) теперь в ст. 11 нового закона предусмотрены только две из них — извлечение* и выписка.

* Зачастую его название не переводят, а так и говорят — «витяг».

Кроме возможности доступа к такой информации через портал электронных сервисов и через свой кабинет — к своим документам из регистрационного дела, у вас есть возможность получить как в электронной, так и в бумажной формах:

выписку (для проставления апостиля — в бумажной);

извлечение;

любой документ из регистрационного дела.

Кстати, в связи с этими новациями ожидаются изменения в Порядке предоставления сведений из ЕГР, утвержденном приказом Минюста от 31.03.2015 г. № 466/5.

Что почем?

Раз уж разговор зашел о выдаче выписок, извлечений и экземпляров документов, то скажем вам, сколько все это стоит (в соответствии с ч. 5 ст. 36 нового закона расчет админсбора, как и раньше, ведется в минзарплатах (МЗП) на 1 января, округленных до 10 грн., и на 2016 год это округленные 1378 грн. т. е. 1380 грн.):

— выписка или извлечение в бумажной форме — 0,05 МЗП или 69 грн.;

— документ в бумажной форме — 0,07 МЗП или 96 грн. 60 коп.;

— те же документы в электронной форме — 75 % размера соответствующей платы за документы на бумаге.

Что же касается стоимости регистрационных действий для предприятий и ФЛП, то тут законодатель, к счастью, не пожадничал! ☺

Теперь плата берется только за регистрацию изменений

Согласно ч. 1 ст. 36 нового закона изменение:

— сведений ЕГР о юрлице (кроме изменения информации об осуществлении связи с юрлицом) — 0,3 МЗП или 414 грн.;

— Ф. И. О. или местонахождения ФЛП — 0,1 МЗП или 138 грн.;

— если все документы для регистрации подаются в электронной форме — 75 % от указанного размера.

И наконец, исправление технической ошибки (описки, печатной, грамматической или арифметической), допущенной по вине заявителя, обойдется вам в 30 % от указанного размера платы.

В завершение отметим, что порядок взаимодействия суперЕГР с базами госорганов в ст. 13 нового закона прописан гораздо предметнее, чем раньше. Взять хотя бы передачу сведений о наличии налоговой задолженности (видимо, для контроля правомерности перехода на упрощенку)…

Ну что же, как говорится в анекдоте: а теперь посмотрим, как вся эта… гм… суперЕГР попробует взлететь… ☺

выводы

  • Отменены обязанности предприятия подавать госрегистратору финотчетность и подтверждать свои сведения в ЕГР путем подачи формы 6.
  • Функции государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей делегированы органам местного самоуправления и местным госадминистрациям, а также нотариусам. Органы Минюста будут регистрировать общественные формирования.
  • Определен порядок обжалования решений, действий или бездействия госрегистратора и установлен единый срок рассмотрения документов, поданных для государственной регистрации, — 24 часа после их поступления субъекту госрегистрации (не считая выходных и праздничных дней).
  • После создания портала электронных сервисов весь документооборот в сфере госрегистрации (а с 01.01.2017 г. — в разрешительной системе и сфере лицензирования) станет электронным, хотя заявителям оставили возможность подавать документы в бумажной форме.
  • Получение сведений из ЕГР (платное) теперь возможно в виде выписки или извлечения (справка аннулирована). Также можно получить экземпляр документа из регистрационного дела, причем если вы получаете все это (или подаете документы на регистрацию) в электронной форме, все платежи — с 25 % скидкой.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше