Акцизный налог: заправляемся! (и не только топливом)

В избранном В избранное
Печать
Ольховик Ольга, Хмелевский Игорь, налоговые эксперты
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2016/№ 5
Новогодние изменения в правилах взимания акцизного налога настолько широкомасштабны, что от них просто голова идет кругом! В нашем экспресс-комментарии остановимся лишь на новых ставках акцизного налога, скажем пару слов о новшествах по «розничному» акцизу, но производителей/импортеров подакцизных товаров сознательно касаться не будем. Основное внимание уделим попыткам законодателей «обакцизить» контрафактные и/или контрабандные (т. е. «левые») объемы топлива.

Вначале — пару слов о наиболее заметных переменах в акцизе, помимо «левотопливных». ☺

Новые ставки и база налогообложения

Увы, ставки в очередной раз возросли, причем значительно. Отметим следующие особенности их применения в 2016 году:

1) ставка акцизного налога на спиртные дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или вытяжек винограда (коды УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), предусмотренная новой редакцией п.п. 215.3.1 НКУ (105,80 грн. за 1 л 100-процентного спирта), применяется с 01.01.2017 г. При этом в течение I квартала 2016 года для них применяется ставка, установленная абзацем восьмым п. 1 подразд. 5 разд. ХХ НКУ (63,50 грн. за 1 л 100-процентного спирта), после чего с 1 апреля она увеличивается в соответствии с тем же абзацем (до 89,94 грн. за 1 л 100-процентного спирта) и действует до конца текущего года;

2) ставки акцизного налога, определенные новой редакцией п.п. 215.3.1 НКУ, на алкогольные напитки, которые подлежат маркировке марками акцизного налога, начинают действовать с 01.03.2016 г.* ( абзац третий п. 1 разд. II Закона № 909). Проанализируем эту норму чуть детальнее. Безусловно, вы знаете, что маркированию подлежат все алкогольные напитки, которые реализуются в Украине, с содержанием спирта этилового свыше 8,5 процента объемных единиц. С учетом этого получается, что пиво и слабоалкогольные напитки должны были подорожать еще с 1 января (поскольку они не маркируются). А так называемый «тяжелый» алкоголь — несколько позже;

3) ставки акцизного налога для топлива, установленные п. 14 подразд. 5 разд. ХХ НКУ, действуют с 01.01.2016 г. по 29.02.2016 г., а ставки, установленные п.п. 215.3.4 НКУ, действуют с 01.03.2016 г. Кстати, определение топлива (см. п.п. 14.1.1411 НКУ) значительно расширилось. Теперь под него подпадают нефтепродукты, сжиженный газ, топливо моторное альтернативное, топливо моторное смесевое, вещества, используемые как компоненты моторных топлив, другие товары, определенные в п.п. 215.3.4 НКУ. Имейте это в виду;

4) субъекты, осуществляющие розничную торговлю подакцизными товарами, как и ранее, применяют ставку «розничного» акциза 5 %. Однако теперь

для розничных торговцев топливом установлена отдельная ставка — 0,042 евро за каждый литр реализованного (отпущенного) товара

* Неоднозначная формулировка насчет даты, с которой заработает эта норма (с первого числа третьего месяца со дня вступления в силу Закона № 909), позволяет надеяться на более либеральную трактовку ее налоговиками. Например, не с 1 марта, а с 1 апреля.

Кстати, местные советы отныне не влияют на ставку розничного акциза — п.п. 12.4.4, дававший им такие полномочия, исключен из НКУ. Впрочем, эта поправка чисто формальная, поскольку никакого реального влияния у них и не было.

Урегулирован вопрос и с базой обложения розничным акцизом — с 01.01.2016 г. она определяется с учетом НДС, но без учета розничного акциза ( п.п. 214.1.4 НКУ).

Ну а теперь о «левотопливно-акцизных» новациях.

«Левотопливный» акциз

Плательщики. С 01.01.2016 г. плательщиками акцизного налога являются все лица, осуществляющие реализацию топлива (см. п.п. 212.1.15 НКУ*), однако объект обложения прописан специфическим образом (см. ниже). О том, что следует понимать под реализацией топлива, повествует обновленный п.п. 14.1.212 НКУ. Если в двух словах, то это любые операции по передаче топлива на таможенной территории Украины по любым (в том числе и посредническим) гражданско-правовым договорам, предусматривающим переход права собственности или права распоряжения (кроме договоров хранения).

* При этом в п.п. 212.1.11 НКУ плательщиками акциза (в данном случае другой его разновидности — «розничной») по-прежнему названы субъекты хозяйствования розничной торговли, осуществляющие реализацию подакцизных товаров, в число которых входит и топливо.

Идем дальше. Обратите внимание вот на что:

лица, которые будут реализовывать топливо, подлежат обязательной регистрации как плательщики налога контролирующими органами по своему местонахождению/месту проживания до начала осуществления реализации топлива

Для регистрации не позднее чем за три рабочих дня до начала осуществления реализации топлива они подают заявление, форма которого должна быть утверждена Минфином ( п.п. 212.3.4 НКУ). На этот же госорган возложена и обязанность ведения реестра плательщиков акцизного налога с реализации топлива. А за нерегистрацию п. 117.3 НКУ предусматривает штраф в размере 100 % стоимости реализованного топлива.

Здесь возникает несколько вопросов:

(1) подлежат ли такой регистрации субъекты хозяйствования, которые уже занимаются реализацией топлива? Ведь в п.п. 212.3.4 НКУ обязанность зарегистрироваться прописана глаголом будущего времени («особи, які здійснюватимуть реалізацію пального…»);

(2) как поступать тем, кто вот-вот собирается этим заняться, если регистрационной формы от Минфина, понятное дело, еще нет;

(3) можно ли вообще сейчас кому-либо торговать топливом без регистрации?

Ответ на все из них вообще-то одинаков — раз нет формы, то нет и обязанности, причем ни для старых торговцев, ни для новых. Но как только она появится, то, похоже, зарегистрироваться придется всем и сразу.

Объект налогообложения. Для торговцев топливом дополнительным объектом обложения акцизным налогом являются (см. новый п.п. 213.1.12 НКУ) операции по реализации любых объемов топлива, которые превышают объемы топлива:

— полученного от других плательщиков акцизного налога, что подтверждено зарегистрированными акцизными накладными в Едином реестре акцизных накладных (ЕРАН);

— ввезенного (импортированного) на таможенную территорию Украины, что подтверждено должным образом оформленной таможенной декларацией;

— произведенного в Украине, реализация которого является объектом обложения согласно п.п. 213.1.1 НКУ, что подтверждено зарегистрированными акцизными накладными в ЕРАН.

Иными словами, законодатель решил обложить акцизом «левое» (будем называть его так) топливо. Причем ставки акциза в данном случае будут применяться те, которыми пользуются легальные его производители.

Но как выловить такой «левак»? Для этого с 1 марта планируется внедрить так называемую систему электронного администрирования реализации топлива. Ничего не напоминает? Да-да, очень созвучно общеизвестной СЭА по НДС, но только по топливу. И как это будет работать? Читайте дальше.

Акцизная накладная. Вводится понятие «акцизная накладная». О том, что это такое, когда она составляется и куда передается, повествует ст. 231 НКУ.

С 01.03.2016 г. составлять акцизную накладную должны все плательщики налога, осуществляющие торговлю топливом ( п. 231.1 НКУ)

Форму и порядок заполнения акцизной накладной должен разработать Минфин ( п. 231.2 НКУ). Поспеть ему нужно к 1 марта, иначе новая СЭА не заработает.

Задачу Минфину облегчает п. 231.1 НКУ, в котором перечислены следующие обязательные реквизиты акцизной накладной:

а) порядковый номер акцизной накладной;

б) дата составления акцизной накладной;

в) полное или сокращенное название юрлица либо фамилия, имя и отчество физлица, зарегистрированного в качестве плательщика акцизного налога, — лица, реализующего топливо;

г) код ЕГРПОУ (для юрлиц) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физлиц) лица, реализующего топливо, и получателя топлива;

д) полное или сокращенное название юрлица либо фамилия, имя и отчество физлица, зарегистрированного в качестве налогоплательщика, — получателя топлива;

е) код товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД;

ё) описание топлива:

ж) объем топлива в литрах, приведенных к температуре 15 оС.

В случае возврата топлива и исправления ошибок в акцизной накладной п. 231.7 НКУ предусматривает возможность откорректировать указанные в ней показатели путем составления расчета корректировки. Акцизная накладная/расчет корректировки подлежат регистрации в ЕРАН ( п. 231.5 НКУ).

Срок регистрации — не позднее 15 календарных дней, следующих за датой составления акцизной накладной/расчета корректировки

За нарушение порядка регистрации ст. 1202 НКУ предусмотрены штрафные санкции, которые не применяются для акцизных накладных/расчетов корректировки, выписанных с 01.03.2016 г. до 01.04.2016 г.

Электронное администрирование реализации топлива. Порядок электронного администрирования реализации топлива урегулирован ст. 232 НКУ. Плательщикам акцизного налога автоматически открываются учетные карточки в системе электронного администрирования реализации топлива по каждому коду товарной подкатегории в соответствии с УКТ ВЭД ( п. 232.2 НКУ).

Единицей учета объемов топлива в этой СЭА являются литры, приведенные к температуре 15 оС. Такая единица учета должна использоваться в первичных бухгалтерских документах, акцизных накладных/расчетах корректировки к акцизным накладным, декларации по акцизному налогу.

Формулу, по которой плательщик налога определяет объем реализованного топлива по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД, на который он имеет право зарегистрировать акцизные накладные/расчеты корректировки, а также корректировки к заявкам на пополнение объемов остатков топлива в ЕРАН, содержит п. 232.3 НКУ.

Также в этой формуле будут учтены остатки топлива по состоянию на начало дня 01.03.2016 г., о которых плательщик налога должен сообщить контролирующему органу до 20.03.2016 г. ( п. 9 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Для этого на начало дня 1 марта 2016 года необходимо провести инвентаризацию объемов остатка топлива с указанием адресов объектов, на которых хранятся соответствующие остатки, перечня резервуаров, их технических параметров, правоустанавливающих документов на такие объекты и т. п. Форму акта проведения инвентаризации также должен утвердить Минфин.

Сведения об объемах остатка топлива, отраженные в инвентаризационном акте, могут быть проверены контролирующим органом в установленном порядке в течение шести календарных месяцев со дня его подачи. В случае установления несоответствия объемов топлива, указанных в акте инвентаризации, фактическим данным и/или данным бухгалтерского учета предприятия, налоговики проведут соответствующие корректировки в ЕРАН на основании данных акта проверки.

Март 2016 года является переходным, на протяжении которого регистрация акцизных накладных/расчетов корректировок осуществляется без ограничения объемами, рассчитанными по «акцизной формуле счастья» из п. 232.3 НКУ

В целом, как видите, акцизные накладные очень схожи с налоговыми накладными, а система электронного администрирования реализации топлива — с системой электронного администрирования НДС.

Ну а как это заработает на практике, будем посмотреть… ☺

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить