Продажа коктейлей

В избранном В избранное
Печать
Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Налоги и бухгалтерский учет Июль, 2016/№ 54
Непременным атрибутом «сладкой жизни» представляется наполненный напитком бокал модного дизайна с вставленной в него соломинкой, миниатюрным зонтиком и нанизанным на край ломтиком лайма, лимона или другого экзотического продукта. Но в мире все сбалансированно: для одних — отдых и праздник, для других — ежедневный труд. О заботах вторых мы сейчас и поговорим.

Что такое алкогольный коктейль

Для того, чтобы разобраться с госрегулированием оборота коктейлей, нужно выяснить, что это такое с точки зрения нормативных документов, а именно: алкогольный напиток или нет?

Определение алкогольных напитков вам уже известно: решающим критерием является содержание спирта этилового (свыше 0,5 процента объемных единиц), а также отнесение к одной из товарных позиций 2203, 2204, 2205, 2206, 2208 согласно УКТ ВЭД (по товарным позициям 2103 90 30 00, 2106 90 — 8,5 процента объемных единиц и больше).

Сначала разберемся с содержанием спирта. Согласно ДСТУ 3297:95 коктейль (ликеро-водочного производства) — это напиток крепостью от 20 до 40 об. %, с массовой концентрацией экстрактивных веществ от 5 до 25 г/100 см3, разбавляемый перед употреблением минеральной водой или плодово-ягодными соками, или безалкогольными напитками, приготовленный смешиванием готовых напитков или купажированием отдельных полуфабрикатов и ингредиентов.

Далеко не каждый из популярных сегодня коктейлей содержит такую крепость. Если согласно вашей рецептуре крепость коктейля меньше, то это вовсе не означает, что он не будет считаться алкогольным напитком. Он просто не будет считаться коктейлем согласно указанному ДСТУ, а согласно Закону № 481 — очень даже алкогольный (вряд ли крепость хоть одного современного алкоголесодержащего коктейля будет 0,5 или менее об. %).

А теперь перейдем ко второму вопросу: к какому коду УКТ ВЭД относить коктейль? В УКТ ВЭД есть две подходящие позиции:

1) 2206 00 — другие сброженные напитки (например, сидр, перри (грушевый напиток), напиток медовый); смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками (а точнее, 2206 00 39 00 — прочие);

2) 2208 90 69 — прочие напитки, содержащие спирт.

На наш взгляд, отнесение к той или иной позиции зависит от характера коктейля: если для его приготовления используются сброженные алкогольные напитки — это первый случай, если нет — второй. Как правило, большинство коктейлей будет относиться именно ко второй группе (приготовленные на основе водки, рома, джина, виски и т. п.).

Выходит, коктейль — это алкогольный напиток. Налоговики приходят к такому же мнению (консультация в категории 115.03 БЗ),

а значит, при его продаже нужно соблюдать все правила, присущие продаже алкогольных напитков (лицензирование, требования к местам хранения и реализации и т. п.)

Кстати, суды также рассматривают алкоголе­содержащий коктейль как полноценный алкогольный напиток (см. определение ВАСУ от 23.07.2008 г. № К-35761/06).

Производство или розничная торговля?

Итак мы выяснили, что при продаже коктейлей заведению ресторанного хозяйства нужна лицензия. Но какая? На производство или на розничную торговлю? Налоговики в упомянутой выше консультации (категория 115.03 БЗ) упоминают только о розничной лицензии. И мы с ними согласны:

никакого производства здесь нет

Во-первых, Порядком № 833 деятельность заведений ресторанного хозяйства отнесена к торговой деятельности (п. 1, п. 3). Из определений терминов «розничная торговля» и «ресторанное хозяйство», приведенных в пп. 2.1 и 2.2 Инструкции о заполнении форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 24.10.2005 г. № 327, четко прослеживается, что ресторанное хозяйство включается в розничную торговлю.

Во-вторых, согласно п. 23 Правил № 854 запрещается во время продажи алкогольных напитков на разлив в заведениях ресторанного хозяйства смешивать напитки разных видов и марок, кроме изготовления коктейлей. Технологические, калькуляционные карточки на коктейли согласовываются с санитарно-эпидемиологической службой, утверждаются руководителем предприятия, бухгалтером и скрепляются печатью.

Из этой нормы следует, что изготовление коктейлей (для реализации) охватывается термином «продажа алкогольных напитков на разлив» (иначе (если это производство) зачем о коктейлях упоминать в этой норме, еще и в правилах розничной продажи алкогольных напитков?).

А согласно определению розничной торговли из Закона № 481 — это деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других субъектах хозяйствования общественного питания.

Получается, что кафе, бар, ресторан, разливающий коктейли, не занимается производством алкогольных напитков, он — субъект розничной торговли. Поэтому ему достаточно ограничиться лишь лицензией на розничную торговлю.

«Розничный» акциз

Не секрет, что розничной реализации алкогольных напитков всегда сопутствует «розничный» акциз. Облагается ли реализация коктейлей этим налогом?

Тут двух мнений быть не может — конечно, облагается (оба кода УКТ ВЭД фигурируют в п.п. 215.3.1 НКУ). Причем базой обложения будет вся стоимость коктейля, а не тех алкоголесодержащих ингредиентов, которые в него входят. Ведь согласно п.п. 214.1.4 НКУ базой обложения является стоимость (с НДС) подакцизных товаров, т. е. самого алкогольного напитка.

Этот вопрос появился не на пустом месте. Для того, чтобы разобраться в нем, сделаем небольшой экскурс в историю. В свое время госорганы по-разному толковали обложение коктейлей хмелесбором. Так, в письме Минэкономики от 27.06.2007 г. № 91-28/165 было сказано, что объектом обложения хмелесбором должна быть лишь стоимость водочных изделий, которые входят в состав коктейлей, в количестве, определенном утвержденной рецептурой (в том числе калькуляционной карточкой).

А вот налоговики, похоже, сами толком не могли разобраться, как взимать хмелесбор с коктейлей. Сначала они говорили, что хмелесбор платится со всей стоимости коктейля (действовавшая до 01.11.2014 г. консультация в категории 518.02 БЗ), потом — что только со стоимости алкогольных напитков, которые входят в состав коктейля (действовавшая до 01.01.2015 г. консультация в категории 518.02 БЗ).

Отсюда и вопрос читателей: как платить акциз — со всей стоимости коктейля или только с алкогольных составляющих?

Со своей стороны, отметим, что делить коктейль по составляющим совершенно нет оснований, ведь никому не приходит в голову при продаже, например, водки облагать налогом только спирт, входящий в ее состав?!

В любом случае на сегодня налоговики определились с обложением коктейлей акцизом:

им облагается вся стоимость алкогольного напитка, т. е. коктейля

Это мнение было высказано в действовавшей до 01.01.2016 г. консультации в категории 116.02 БЗ. Она утратила силу, видимо, не в связи с изменением позиции ГФСУ, а в связи с уточнением порядка расчета акциза Законом № 909.

«Розничная» алкоотчетность

Вы уже знаете, что субъекты хозяйствования, которые получили предусмотренные Законом № 481 лицензии, должны подавать отчет об объемах производства и/или оборота алкогольных напитков.

Заведению ресторанного хозяйства, продающему коктейли, не нужно подавать отчетность по форме № 2-РС, поскольку оно не производитель. Его удел — подача отчета по форме № 1-РА. Но как заполнить эту отчетность?

Ведь на «входе» у него алкогольные напитки, входящие в состав коктейля (водка, джин, ром и т. д.), а на «выходе» — сам коктейль

А коды продукции согласно приложению к  приказу № 49 у этих напитков могут быть разные. Скорее всего налоговики пойдут по самому простому варианту: будут рассматривать продажу коктейля как реализацию алкогольных напитков, входящих в него. Например, в состав коктейля Мохито входит ром. При таком подходе в отчете будет показана только одна строка: на «входе» и на «выходе» — приобретение и «реализация» рома, а не коктейля. Слово «реализация» мы взяли в кавычки не зря. Фактически это будет не реализация рома, а его расходование на приготовление коктейля в объемах, предусмотренных технологической картой.

Сразу скажем: этот вариант не самый удачный. Мы уже установили, что дробить коктейль на составляющие некорректно: был продан не ром, а коктейль Мохито. Это все равно, что при продаже какого-либо товара говорить, что были проданы сырье и материалы, из которых он состоит (например, при продаже дома был «продан» кирпич, арматура, балки, плиты перекрытий и т. д.). Понятно, что такой подход экономически не выдерживает никакой критики.

Экономически правильнее рассматривать продажу коктейля как реализацию именно коктейля, т. е. на «входе» показывать алкогольные ингредиенты, а на выходе — коктейль. Проблема в том, что форму № 1-РА при таком подходе заполнить будет очень проблематично. И скорее всего налоговики не будут заморачиваться с тонкой экономической материей, а заставят идти по наиболее простому варианту.

выводы

  • Коктейль — это алкогольный напиток. А значит, его реализация регулируется общими алкогольными правилами.
  • Приготовление и продажа коктейлей не могут считаться производством, а значит, заведению ресторанного хозяйства нужно приобретать только «розничную» алколицензию.
  • Дробить коктейль на составляющие его ингредиенты для целей расчета «розничного» акциза неправильно.
  • Из-за того, что на «входе» алкогольные напитки, входящие в состав коктейля, а на «выходе» — сам коктейль, заполнение отчетности по форме № 1-РА теоретически может вызвать сложности.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить