Автострахование

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Свириденко Алла, Алешкина Наталья
Налоги и бухгалтерский учет Июль, 2016/№ 58
«На Бога надейся, а сам не плошай». Эта поговорка очень подходит к теме страхования рисков. Приобретая автомобиль, хочешь думать только о положительных моментах его использования. И это правильно. Однако не стоит забывать о том, что автомобиль — это средство повышенной опасности, а значит, повышенной ответственности. Ведь его эксплуатация связана с рисками нанесения вреда как самому транспортному средству и его владельцу, так и третьим лицам.
Поэтому надеемся на лучшее, но не забываем о необходимости страховать свою ответственность (возможные риски, потери).
Об этом подумал и законодатель, предусмотрев обязательные формы страхования для владельцев транспортных средств. Помимо обязательного страхования, никто не лишает права автовладельцев дополнительно применять добровольное страхование.
В этом разделе рассмотрим подробно все самые важные вопросы, которые могут быть связаны со страхованием транспортных средств.

2.1. Страхование: основные моменты

Страхование — это достаточно специфический вид деятельности. Поэтому, прежде чем начать разговор о нем, обратимся к основным терминам, которые применяются в данной сфере.

Страхование представляет собой вид гражданско-правовых отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц в случае наступления соответствующих событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством, за счет денежных фондов, формируемых путем уплаты физическими и юридическими лицами страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) и доходов от размещения средств этих фондов ( ст. 1 Закона № 85).

Субъектами правоотношений при этом выступают страховщики и страхователи.

Страховщиками, как правило, являются финансовые учреждения или зарегистрированные филиалы иностранных страховых компаний, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности ( ст. 2 Закона № 85).

Страхователи — это юридические или физические лица, заключившие со страховщиками договор страхования или являющиеся страхователями согласно законодательству Украины ( ст. 3 Закона № 85).

Факт заключения такого (обязательно письменного!) договора может удостоверяться страховым свидетельством, полисом, сертификатом, которые являются формами договора страхования. Важно! В таком договоре наряду с другими условиями устанавливается размер страховой суммы.

Страховая сумма — это денежная сумма, в пределах которой страховщик согласно условиям договора страхования обязан произвести выплату при наступлении страхового случая ( ст. 9 Закона № 85).

В свою очередь, страховая выплата — это денежная сумма, которая выплачивается страховщиком согласно условиям договора страхования при наступлении страхового случая ( ст. 9 Закона № 85). Виды страховых случаев указываются в договоре страхования.

Страховая выплата, осуществляемая страховщиком в пределах страховой суммы по договору имущественного страхования и страхования ответственности при наступлении страхового случая, называется страховым возмещением ( ст. 9 Закона № 85). Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба, который понес страхователь.

Зачастую страховщик покрывает не всю сумму убытков. Часть убытков, не компенсируемая страховщиком согласно договору страхования, называется франшиза ( ст. 9 Закона № 85).

Размер франшизы может быть установлен как в процентах к страховой сумме, так и в абсолютной величине

Если убыток страхователя меньше франшизы, то страховой выплаты не ждите, если больше — франшиза уменьшит страховую выплату.

Естественно, договор страхования предполагает уплату страхователем страховых платежей.

Страховой платеж (страховой взнос, страховая премия) — плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором ( ст. 10 Закона № 85).

С основной терминологией разобрались. Теперь посмотрим, какие формы и виды страхования предусмотрены законодательством.

Статья 5 Закона № 85 устанавливает две формы страхования: обязательная и добровольная. Формы страхования, в свою очередь, включают определенные виды страхования. При этом отдельные виды страхования добровольной формы повторяют виды обязательного страхования, только содержат более широкий спектр покрытия рисков. Сгруппируем в табл. 2.1 наиболее распространенные виды автострахования.

Таблица 2.1. Виды страхования

Добровольное страхование

Норма Закона № 85

Обязательное страхование

Норма Закона № 85

Страхование от несчастных случаев

П. 2 ст. 6

Личное страхование от несчастных случаев на транспорте

П. 6 ст. 7

Страхование наземного транспорта (например, КАСКО)

П. 6 ст. 6

Страхование грузов и багажа

П. 9 ст. 6

Страхование гражданской ответственности владельцев наземного транспорта (включая ответственность перевозчика)

П. 12 ст. 6

Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств

П. 9 ст. 7

2.2. Обязательное страхование

Рассмотрим подробнее виды обязательного страхования, приведенные в табл. 2.1.

Личное страхование от несчастных случаев на транспорте

Нормативным документом, который регулирует порядок осуществления данного вида обязательного страхования, является Положение № 959 (ср. 025069200). В соответствии с ним обязательное страхование распространяется, в частности, на работников транспортных предприятий, непосредственно занятых на транспортных перевозках (водителей). В свою очередь, транспортным считается предприятие, которое осуществляет перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты и оказывает прочие транспортные услуги. При этом такие услуги должны быть предусмотрены уставными документами ( ст. 6 Закона № 232).

Следовательно, личное страхование от несчастных случаев водителей предприятий других сфер деятельности (например, торговых предприятий) не является обязательным.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

Правоотношения в данной сфере обязательного страхования регулируются специальным Законом № 1961.

Этот вид страхования гражданско-правовой ответственности («автогражданка») осуществляется с целью обеспечения возмещения ущерба, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП), и защиты имущественных интересов страхователя ( ст. 3 Закона № 1961).

ОСАГО действует только в случае ДТП. Страховое возмещение получает не страхователь, а пострадавший

При этом обязанность застраховать свою ответственность возложена на всех владельцев транспортных средств. Имеются в виду как физические, так и юридические лица, которые являются собственниками или законными владельцами (пользователями) наземных транспортных средств на основании права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды либо правомерно эксплуатируют такие транспортные средства на других законных основаниях ( п. 1.6 Закона № 1961).

Важно! Эксплуатация автомобиля в Украине без полиса страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств запрещена ( п. 21.1 Закона № 1961). Кстати, обязательность наличия такого полиса у водителя автомобиля предусмотрена еще и ст. 16 Закона № 3353, а также п. 2.1 Правил дорожного движения.

Акцентируем внимание: наличия только карточки, которую выдают вместе с полисом и которая размещается на лобовом стекле автомобиля, недостаточно! Обязательно иметь в автомобиле оригинал полиса (договора)!

Заметим также, что контроль за наличием у водителей таких полисов осуществляют ( п. 21.2 Закона № 1961):

— сотрудники органов Государственной пограничной службы Украины при пересечении границы;

— сотрудники Национальной полиции в двух случаях: (1) при составлении протоколов о нарушении Правил дорожного движения и (2) при оформлении материалов ДТП.

Помните: за отсутствие или непредъявление указанного полиса ст. 126 КУоАП предусматривает штраф в размере 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (425 грн.).

Перечислим основные особенности договора «автогражданки», которые вам важно знать:

1) как правило, такой договор заключается сроком на 1 год (не календарный, а просто 12 месяцев). Договор на меньший срок, но не менее 15 дней, можно заключить в отношении автомобилей ( п. 17.1 Закона № 1961):

— незарегистрированных— на время до их регистрации;

— временно зарегистрированных — до момента постоянной регистрации;

— зарегистрированных за границей — на время их пребывания на территории Украины;

2) страхователь вправе выбирать страховщика на свое усмотрение ( п. 14.1 Закона № 1961);

3) обязательные лимиты ответственности страховщика с 19.02.2016 г. были увеличены ( п. 1 распоряжения № 566):

— за ущерб, причиненный имуществу потерпевших, — с 50 тыс. грн. до 100 тыс. грн. на одного потерпевшего;

— за ущерб, причиненный жизни и здоровью потерпевших, — со 100 тыс. грн. до 200 тыс. грн. на одного потерпевшего;

4) если потерпевшим является юридическое лицо, то ему возмещается только материальный ущерб, причиненный транспортному средству ( п. 22.2 Закона № 1961);

5) при наступлении страхового случая страховщик вправе выплатить страховое возмещение как непосредственно потерпевшему лицу, так и — по согласованию с ним — прямо на банковский счет станции технического обслуживания (далее — СТО) ( п. 36.4 Закона № 1961);

6) размер франшизы при возмещении ущерба, нанесенного имуществу потерпевшего, не может превышать 2 % от страховой суммы, в пределах которой осуществляется возмещение ( п. 12.1 Закона № 1961). При возмещении ущерба, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, франшиза не применяется.

Страхователь обязан за свой счет компенсировать пострадавшему сумму франшизы, если она предусмотрена договором ( п. 36.6 Закона № 1961)

Помимо обязательного страхования вы можете дополнительно приобрести страховой полис добровольной формы страхования. О нем пойдет речь в следующем подразделе.

2.3. Добровольное страхование автомобиля

К сожалению, страховая сумма по «автогражданке» не всегда полностью покрывает расходы на восстановление дорогих автомобилей. Поэтому страховые компании зачастую предлагают дополнительно заключить договор добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО). Благодаря этому виду страхования предприятие может серьезно увеличить сумму, компенсируемую страховой компанией в случае ДТП. При этом, как и в случае с ОСАГО, страхуется ответственность владельца автомобиля перед третьими лицами.

Но помните: ДСАГО — не альтернатива ОСАГО, а дополнение к нему. То есть полис ОСАГО придется приобрести в любом случае.

Также распространенным видом добровольного страхования является КАСКО. Он включает страховую защиту самого автомобиля от широкого диапазона рисков (ДТП, угона, стихийных бедствий, пожара и др.). Однако КАСКО не включает в себя страхование перевозимого имущества и ответственности перед третьими лицами.

Таким образом, приобретая КАСКО,

автовладелец защищает свой автомобиль, но не страхует ответственность перед другими участниками дорожного движения

Как указывалось ранее, предназначение ОСАГО и ДСАГО страхование на случай причинения вреда чужому имуществу, жизни и здоровью. Однако эти виды страхования не обеспечивают страхование транспортного средства автовладельца-виновника. Вот здесь и приходит на помощь КАСКО.

Давайте подробнее рассмотрим, какие же риски вы сможете добровольно застраховать. Это:

— повреждение или уничтожение транспортного средства либо его частей (в том числе фар, зеркал, стекол) вследствие ДТП;

— угон транспортного средства, кража, повреждение или уничтожение его частей, деталей, приборов и принадлежностей, вызванных преднамеренными действиями третьих лиц;

— повреждение или уничтожение транспортного средства в результате стихийного бедствия, падения деревьев и других предметов, нападения животных, а также пожара или самовозгорания транспортного средства.

При заключении договора обратите внимание на исключения из страховых случаев и ограничения страхования. Ведь при их наступлении страхователь лишится страховой выплаты.

Полисы КАСКО могут включать разное количество рисков и, соответственно, иметь разную стоимость. Срок действия такого договора, как правило, от 2 недель до года.

Главный недостаток КАСКО — это высокая стоимость полиса. Но это плата за защиту автомобиля во всех случаях, покрытых данным страхованием, а не только в результате ДТП (как в случае с ОСАГО).

Кроме того, есть случаи, когда от КАСКО не уйти. Например, при приобретении автомобиля в кредит его страхование зачастую является одним из условий предоставления кредита банком.

Отметим также, что застраховать можно не только собственный автомобиль, но и арендованный. Так, в случае предоставления в аренду транспортного средства собственник автомобиля может установить в договоре аренды обязанность арендатора заключить договор страхования ( ч. 2 ст. 771 ГКУ). Учитывая степень рисков, которым подвергаются автомобили на наших дорогах, большинство договоров аренды наверняка содержат подобное положение.

Транспортное средство уже было застраховано арендодателем? В такой ситуации передача застрахованного автомобиля в аренду не прекращает действия соответствующего договора страхования ( ч. 1 ст. 771 ГКУ).

При добровольном и/или обязательном страховании автомобиля предприятие-страхователь сталкивается с необходимостью осуществления предварительных страховых платежей. И сразу же возникает вопрос о порядке их учета. Этому посвящен наш следующий подраздел.

2.4. Учет страховых платежей

Для бухгалтерского учета страховых платежей важны три составляющие: (1) направление расходов, (2) дата их признания и (3) размер.

1. Направление расходов. Отражение в бухгалтерском учете страховых платежей зависит от направления использования застрахованного транспортного средства.

Так, если автомобиль:

— непосредственно оказывает транспортные услуги либо используется для других производственных и общепроизводственных целей, то страховой платеж попадает в себестоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в составе прочих прямых расходов (счет 23) или общепроизводственных расходов (счет 91);

обслуживает админаппарат предприятия, то соответствующие расходы на его страхование включайте в состав административных расходов (счет 92);

— обеспечивает сбытовые функции предприятия, то таким страховым расходам самое место в составе сбытовых расходов (счет 93);

— используется для нехозяйственных целей (например, для волонтерской деятельности), то расходы на страхование относите в прочие расходы операционной деятельности (субсчет 949).

2. Дата признания расходов. Как правило, оплата страховых платежей осуществляется единоразово при заключении договора за весь срок страхования.

В этом случае страховые платежи, перечисленные авансом, сначала показывают по дебету счета 39 «Расходы будущих периодов», а потом включают в себестоимость или расходы тех периодов, к которым они относятся согласно договору страхования ( п.п. 9.2 П(С)БУ 16).

Таким образом,

момент признания расходов определяется не датой уплаты страхового платежа, а датой его начисления согласно договору страхования

При этом страховые платежи, которые по дате начисления попали в себестоимость готовой продукции, работ, услуг, попадут в расходы того периода, в котором будут признаны доходы от реализации такой готовой продукции, работ, услуг.

Если действие договора страхования приходится на один отчетный период (например, международный договор «Зеленая карта» может заключаться на гораздо более короткий срок, чем внутренняя «автогражданка»), то у вас нет нужды применять счет 39. Такой сумме прямая дорога «одноразово» на соответствующий расходный счет (Дт 23, 91, 92, 93, 949).

Учет расчетов по страхованию ведут на следующих субсчетах счета 65:

— 654 «Расчеты по индивидуальному страхованию». На этом субсчете учитывают расчеты со страховыми организациями по индивидуальному страхованию работников предприятия (на основании их заявлений в письменной форме в случае добровольного страхования или по договорам в случае обязательного страхования);

— 655 «Расчеты по страхованию имущества». Здесь ведут учет расчетов со страховыми организациями по страхованию имущества предприятия и имущества его работников.

Как видим, отдельного субсчета для «автогражданки» Инструкция № 291 не предусматривает. Поэтому предприятие вправе самостоятельно открыть отдельный субсчет (например, 657) для учета расчетов по ОСАГО и ДСАГО. А вот для учета страховых платежей по добровольному договору КАСКО вполне подойдет субсчет 655.

Аналитический учет ведут в разрезе страховщиков по отдельным договорам страхования.

3. Размер расходов. Страхователь осуществляет страховые платежи на основании договора, в котором прописаны их размер, порядок и условия уплаты. С 2015 года налоговый учет базируется на данных бухгалтерского учета, поэтому со стороны фискалов будет особо пристальное внимание уделяться первичным документам. Страховой полис (договор страхования) и расчетные (платежные) документы будут именно теми первичными документами, которые подтверждают как собственно факт осуществления таких расходов, так и их размер.

Напомним: с 01.01.2015 г. объектом обложения налогом на прибыль является бухгалтерский финансовый результат до налогообложения. При этом высокодоходные предприятия (с годовым доходом более 20 млн грн.) или малодоходные добровольцы (с годовым доходом, не превышающим 20 млн грн.) дополнительно должны корректировать финрезультат на налоговые разницы, перечисленные в ст. 138 — 140 НКУ.

Поскольку в этих статьях НКУ нет ни слова о налоговых корректировках в отношении страховых платежей, налоговоприбыльный учет не будет отличаться от бухгалтерского, независимо от размера годового дохода предприятия. Причем заметьте: порядок учета таких расходов не связан с фактом использования застрахованного автомобиля в хозяйственной деятельности. Следовательно, если автомобиль является «непроизводственным», то расходы на его страхования все равно будут уменьшать объект обложения налогом на прибыль.

Важно! Для целей налогового учета страховых платежей не имеет значения форма страхования: добровольная или обязательная

Напомним также, что согласно п.п. 196.1.3 НКУ не являются объектом обложения НДС операции по предоставлению услуг страхования, сострахования или перестрахования лицами, имеющими лицензию на страховую деятельность, а также связанных с такой деятельностью услуг страховых (перестраховых) брокеров и страховых агентов. Поэтому не ждите ни уплаты НДС в таких платежах, ни, разумеется, налогового кредита.

Предлагаем вам числовой пример.

Пример 2.1. Предприятие перечислило страховой платеж за страховой полис:

— 12426,00 грн. за один квартал (договор КАСКО) за легковой автомобиль, который используется для административных нужд;

— 1800,00 грн. за 12 месяцев (договор ОСАГО) за грузовой автомобиль, который используется для оказания транспортных услуг на сторону.

В бухгалтерском учете предприятия будут отражены следующие проводки (см. табл. 2.2):

Таблица 2.2. Учет платежей по автострахованию

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Перечислен страховой платеж по договору КАСКО

655

311

12426,00

2

Перечислен страховой платеж по договору ОСАГО

657

311

1800,00

3

Страховые платежи за легковой автомобиль отнесены на расходы будущих периодов (получен полис КАСКО)

39

655

12426,00

4

Страховые платежи за грузовой автомобиль отнесены на расходы будущих периодов (получен полис ОСАГО)

39

657

1800,00

5

Списана в себестоимость транспортных услуг сумма затрат по страхованию грузового автомобиля в первом месяце* (1800,00 грн. : 12 мес.)

23**

39

150,00

6

Списана сумма затрат по страхованию легкового автомобиля в первом месяце*

(12426,00 грн. : 3 мес.)

92

39

4142,00

791

92

4142,00

* Проводку отражают в последний день месяца, к которому согласно договору страхования относится соответствующая сумма страхового платежа.

** На финансовый результат страховой платеж повлияет в периоде признания доходов от реализации таких услуг ( п. 7 П(С)БУ 16).

Учет получения потерпевшим страхового возмещения и сопутствующих хозопераций при «автогражданке» практически ничем не отличается от соответствующего учета при добровольном автостраховании, поэтому опишем эти вопросы в отдельном подразделе.

2.5. Учет страховых убытков и страхового возмещения

Итак, рассмотрим ситуацию, когда страховка «сработала», т. е. наступил страховой случай: предприятие понесло убытки и имеет право на получение страхового возмещения. Конечно, эта ситуация (ДТП, стихийное бедствие или пр.) — во всех отношениях событие неприятное. Возникает масса организационных вопросов: документирование страхового случая, оценка ущерба, получение страхового возмещения, осуществление ремонтных работ и пр. Ну а перед бухгалтером, прежде всего, ставится задача правильного отражения таких операций в учете. О том, как это сделать, пойдет речь в этом подразделе.

Отражаем последствия страхового случая

Прежде чем описывать порядок учета страхового возмещения, разберемся с последствиями страхового случая, в результате которого автомобиль либо (1) полностью уничтожен, либо (2) поврежден частично и подлежит восстановлению (ремонту).

1. Начнем с худшего случая — автомобиль уничтожен.

Как указано в п. 6 П(С)БУ 7, объект ОС (в нашем случае — автомобиль) признается активом, если существует вероятность получения в будущем экономических выгод от его использования. Если объект перестает соответствовать этому критерию, например, вследствие уничтожения, то согласно п. 33 П(С)БУ 7 он подлежит списанию с баланса.

Для признания непригодности ОС к использованию, неэффективности или нецелесообразности их улучшения (ремонта, модернизации и т. д.) руководителем предприятия создается постоянно действующая комиссия. Такая комиссия ( п. 41 Методрекомендаций № 561):

— осуществляет непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию;

— устанавливает причины несоответствия критериям признания активом;

— устанавливает лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие ОС из эксплуатации, и вносит предложения об их ответственности;

— определяет возможность продажи объекта другим субъектам хозяйствования или использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации) ОС, устанавливает их количество и стоимость;

— составляет и подписывает акт на списание.

Основанием для списания с баланса автомобиля является Акт на списание автотранспортных средств типовой формы № ОЗ-4

Если ОС выбывают в результате аварии или стихийного бедствия, к Акту прилагают копию аварийного сертификата и указывают обстоятельства стихийного бедствия ( п. 42 Методрекомендаций № 561).

Составленные комиссией акты на списание ОС отражают в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем предприятия.

Начисление амортизации автомобиля прекращаем в месяце, следующем за месяцем его выбытия ( п. 29 П(С)БУ 7). Поэтому сначала начисляем амортизацию за месяц, в котором происходит ликвидация объекта ОС, а затем остаточную стоимость автомобиля списываем в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов». По дебету этого субсчета отражают также расходы, связанные с ликвидацией объекта ОС: на разборку, транспортировку и пр. ( п. 29 П(С)БУ 16).

В свою очередь, накопленную амортизацию списываем проводкой: Дт 131 — Кт 105.

2. Не исключено, что авария приведет к частичной ликвидации автомобиля. При этом автомобиль после проведения восстановительных ремонтных работ будет продолжать использоваться по своему первоначальному назначению.

В таком случае в бухгалтерском учете первоначальную/переоцененную стоимость и износ транспортного средства уменьшают соответственно на сумму первоначальной/переоцененной стоимости и износа ликвидированной части ( п. 35 П(С)БУ 7 и п. 46 Методрекомендаций № 561). Остаточную стоимость ликвидированной части автомобиля следует отнести в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов».

О том, каким образом учитывать расходы на ремонт автомобиля, вы можете узнать из подраздела 4.2 на с. 62.

Очень часто в результате полной либо частичной ликвидации ОС остаются детали, узлы, агрегаты и прочие материалы. Их отражают в Акте на списание автотранспортных средств по форме № ОЗ-4. Такие материалы зачисляйте на баланс с одновременным признанием дохода (Дт 20 — Кт 746). При этом полученные от ликвидации активы оценивайте по чистой стоимости реализации (если вы планируете их продать) либо в оценке возможного использования (если предполагаете их использовать в деятельности предприятия).

Налог на прибыль. В налоговом учете отражение операции по ликвидации автомобиля как объекта ОС зависит от того, осуществляет предприятие корректировки финансового результата на налоговые разницы или нет.

Хорошо известно, что налогоплательщики, которые не корректируют финансовый результат, объект обложения налогом на прибыль определяют исключительно по данным бухгалтерского учета. Для остальных (высокодоходников и малодоходников-добровольцев) при ликвидации автомобиля финансовый результат подлежит корректировке на его остаточную стоимость. А именно, бухгалтерский финансовый результат:

— увеличиваем на остаточную стоимость, определенную по правилам бухучета ( п. 138.1 НКУ);

— уменьшаем на сумму остаточной стоимости автомобиля, определенную с учетом положений ст. 138 НКУ ( п. 138.2 этого Кодекса).

Обратите внимание: ст. 138 НКУ предусматривает осуществление корректировок финансового результата на остаточную стоимость только при полной ликвидации ОС. Поэтому при частичной ликвидации автомобиля вышеуказанные налоговые корректировки не проводят. Соответственно,

независимо от того, осуществляет предприятие налоговые корректировки или нет, операции по частичной ликвидации ОС учитывают в налоговом учете по данным бухгалтерского

Это означает, что при изменении бухгалтерской остаточной стоимости автомобиля (в результате его частичной ликвидации и восстановления) в таком же размере изменяется его остаточная стоимость в налоговом учете.

Ваш автомобиль используется в нехозяйственной деятельности? Тогда обратите внимание на особенности учета операций с непроизводственными ОС. Для малодоходников, не определяющих налоговые разницы, все безоблачно. Они полностью ориентированы на бухучет. А вот у высокодоходников и малодоходников-добровольцев вопросы могут возникнуть.

При формальном подходе непроизводственные ОС не соответствуют определению ОС, приведенному в п.п. 14.1.138 НКУ. В связи с этим можно было бы сделать вывод, что корректировки финансового результата по ним осуществляться не должны. Однако не все так просто!

Виной тому п.п. 138.3.2 НКУ, в котором сказано, что расходы на приобретение, ремонты, модернизацию, улучшение непроизводственных ОС не подлежат амортизации, а «проводятся за счет соответствующих источников финансирования».

В связи с этим, на наш взгляд, корректировать финрезультат на налоговые разницы по операциям с непроизводственными ОС все же нужно. То есть при ликвидации нехозяйственного автомобиля на его бухгалтерскую остаточную стоимость необходимо увеличить финансовый результат в соответствии с п. 138.1 НКУ.

При этом на уменьшение финрезультата по п. 138.2 НКУ рассчитывать не приходится. Ведь в налоговом учете остаточная стоимость непроизводственного ОС не формируется. Да и налоговики наверняка будут придерживаться именно такого подхода.

Таким образом, остаточная стоимость непроизводственного автомобиля при его ликвидации не учитывается в расчете объекта обложения налогом на прибыль.

НДС. Ликвидация объекта ОС по самостоятельному решению налогоплательщика приравнивается к его поставке ( п. 189.9 НКУ). Но у нас особый случай, подпадающий под исключения, прописанные в этом пункте.

Так, не нужно начислять налоговые обязательства по НДС при ликвидации автомобиля в связи с его уничтожением или разрушением, вследствие чего он не может использоваться по своему первоначальному назначению.

При этом необходимо вместе с декларацией по НДС за период такой ликвидации предоставить документы об уничтожении ОС (см. категорию 101.06 БЗ)

Рекомендованные документы об уничтожении: Акт на списание автотранспортных средств по форме № ОЗ-4; копия акта аварии. Помните: подавать любые приложения к декларации по НДС необходимо в электронном виде ( пп. 46.4 и 49.4 НКУ).

И еще один важный момент. Если при покупке ликвидируемого объекта ОС суммы НДС были включены в налоговый кредит, то не исключено, что налоговики, опираясь на п. 198.5 НКУ, потребуют начислить налоговые обязательства по НДС исходя из балансовой стоимости автомобиля на начало периода ликвидации. Такое начисление они связывают с тем, что объект ОС якобы не будет использоваться в хоздеятельности (см. категорию 101.02 БЗ). Следуя новым правилам, действующим с 01.07.2015 г., для этих целей составляется сводная налоговая накладная с указанием типа причины «13» (не позднее последнего дня отчетного периода) и регистрируется в ЕРНН.

Но! На наш взгляд, нормы п. 198.5 НКУ не должны касаться случая ликвидации объекта ОС в связи с его полным уничтожением, и начислять налоговые обязательства в таком случае не нужно. Поскольку после ликвидации объекта его использование в какой либо деятельности (ни в освобожденной, ни в необъектной, ни в нехозяйственной) вообще невозможно. И уж точно нельзя говорить о переводе объекта в состав непроизводственных ОС.

Если в результате ликвидации необоротных активов остаются комплектующие изделия, составные части, компоненты или другие отходы, которые приходуются на материальных счетах с целью их использования в хозяйственной деятельности плательщика, то на такие операции налоговые обязательства начислять не нужно. На это прямо указывает п. 189.10 НКУ.

Теперь поговорим об учете страховой выплаты.

Учитываем выплату страхового возмещения

Начнем с того, что размер страховой выплаты (страхового возмещения) определяется договором страхования. Он не может превышать размера прямого убытка (ущерба), понесенного страхователем. В свою очередь, размер убытка определяется страховым комиссаром ( ст. 25 Закона № 85) и указывается в страховом акте (аварийном сертификате).

Основанием для получения страхового возмещения являются:

1) заявление страхователя, в котором можно указать, какому именно лицу и на какой банковский счет следует перечислить страховое возмещение. Смысл в том, что страхователь может указать здесь не свои реквизиты, а реквизиты той СТО, которая будет ремонтировать поврежденный автомобиль страхователя на средства страхового возмещения;

2) страховой акт (аварийный сертификат) — документ, содержащий сведения об обстоятельствах и причинах наступления страхового случая, а также размере причиненного ущерба (п. 16 Положения № 8). Страховой акт составляет аварийный комиссар.

Напомним, что размер страховой выплаты уменьшается на сумму франшизы. Поэтому если убыток оказался меньше франшизы, то компенсации от страховщика не ждите вообще. В то же время, как мы уже упоминали (см. с. 16), убытки в сумме франшизы должна компенсировать виновная сторона.

Страховое возмещение может получить на банковский счет предприятие — собственник автомобиля либо субъект хозяйствования, который будет непосредственно заниматься ремонтом транспортного средства (СТО). Посмотрим, как избранный вариант расчета влияет на учет операции получения страхового возмещения.

Страховое возмещение получено владельцем автомобиля

Как указывалось выше, страховые убытки и их размер фиксируются аварийным комиссаром в страховом акте (аварийном сертификате). Следовательно, на дату утверждения страхового акта приходится дата согласования суммы, которая должна быть возмещена страховщиком. Поэтому в бухгалтерском учете сумма страхового возмещения, которая направлена для компенсации расходов (убытков) предприятия вследствие наступления страхового случая, признается дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода ( п. 19 П(С)БУ 15).

Доходы следует признать и отразить в учете согласно дате составления страхового акта (аварийного сертификата)

При этом кредитуют субсчет 746 «Прочие доходы» в корреспонденции с дебетом субсчета 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков».

В налоговом учете не предусматривается проведение каких-либо корректировок финрезультата, связанных с выплатой сумм страхового возмещения. Поэтому не имеет значения, какой статус у налогоплательщика: высокодоходник он или малодоходник. Вышеуказанные операции в налоговом учете будут отражаться в полном соответствии с бухгалтерскими правилами.

Начисление страховых сумм не имеет никаких НДС-последствий для сторон, так как это необъектная операция (п.п. 196.1.3 НКУ). На это указывают и налоговики в консультации, размещенной в категории 101.02 БЗ. В указанном разъяснении сказано, что поскольку предоставление услуг по страхованию и перестрахованию не является объектом обложения, то выплата страховых платежей также не является объектом обложения НДС. Поэтому операция по получению таких страховых платежей или операция по их выплате не изменяет сумму налогового кредита или налоговых обязательств ни у застрахованного лица, ни у страховой компании (страховщика).

Более того, на наш взгляд, сумма компенсации в размере франшизы, полученная от виновного лица, также не подлежит обложению НДС. Дело в том, что операция по выплате возмещения не является поставкой товаров (работ, услуг). При этом не имеет значения: выплачена такая компенсация страховой компанией либо, в соответствии с условиями страхования, виновным лицом в размере франшизы.

Кроме того, предприятие — владелец автомобиля отражает полностью сумму налогового кредита в стоимости полученных ремонтных работ на основании налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН. Но если автомобиль используется в нехозяйственной (необъектной или освобожденной от налогообложения) деятельности, то придется начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ.

Страховое возмещение перечислено на счет СТО

Особенность этой ситуации заключается в том, что сумма страхового возмещения на счет страхователя не заходит вовсе. Мы считаем, что подобный вариант расчетов не влияет ни на бухгалтерские, ни на налоговые последствия для страхователя. Фактически речь идет только о том, что денежные средства (страховое возмещение) не проходят транзитом через счет страхователя, а прямиком попадают на счет СТО. Ведь выгодополучателем при этом все равно является страхователь! Отремонтированный автомобиль будет использоваться в его хозяйственной деятельности и ему приносить экономические выгоды...

Более того, договорные отношения на проведение ремонтных работ СТО заключает с предприятием-страхователем. Поставка работ (т. е. объектная операция для целей НДС) будет осуществляться также между ними. По сути, отличительной особенностью такого договора будет только то, что оплату за работу осуществляет третье лицо по поручению страхователя. Все! Поэтому

всю необходимую «первичку» СТО должно оформлять не на страховщика (хотя именно он перечисляет деньги), а на предприятие-страхователя

Соответственно, ремонтные расходы и налоговый кредит по НДС отражает в учете получатель таких работ — страхователь! Именно он несет расходы на ремонт. Он же будет фигурировать и в налоговой накладной, составленной ремонтным предприятием. Аналогичной позиции придерживаются и контролеры (см. категорию 101.17 БЗ).

Таким образом, порядок отражения страхового возмещения через поступление средств на счет СТО в учете страхователя в целом аналогичен тому, который применяется в случае получения страхового возмещения непосредственно страхователем.

А теперь проиллюстрируем сказанное выше на примере.

Пример 2.2. Легковой автомобиль, используемый в административных целях, попал в ДТП и восстановлению не подлежит. Ущерб предприятия оценен в сумме 100000,00 грн. Его возмещает страховая компания виновника ДТП. Согласно договору страхования франшиза составляет 3000,00 грн. Страховая компания выплачивает предприятию страховое возмещение в сумме 97000,00 грн. Ущерб в сумме франшизы компенсирует виновная сторона.

Первоначальная стоимость ликвидируемого автомобиля составляет 145000,00 грн. Сумма начисленного износа на конец месяца, в котором автомобиль списывается с баланса, — 15000,00 грн.

В результате списания автомобиля были оприходованы запчасти на сумму 25000,00 грн.

В бухгалтерском учете предприятия указанные операции отражаем следующим образом (см. табл. 2.3):

Таблица 2.3. Учет страхового возмещения

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Утвержден страховой акт, отражены бухгалтерские доходы в сумме, подлежащей возмещению страховой компанией

375

746

97000,00

2

Отражены доходы, подлежащие возмещению виновным лицом

375

746

3000,00

3

Списан износ по уничтоженному автомобилю*

131

105

15000,00

4

Списана остаточная стоимость уничтоженного автомобиля**

976

105

130000,00

5

Оприходованы образовавшиеся в результате списания автомобиля запчасти

207

746

25000,00

6

Закрыты финансовые результаты

746

793

125000,00

793

976

130000,00

7

Получено страховое возмещение от страховщика

311

375

97000,00

8

Получено страховое возмещение в сумме франшизы от виновного лица

311

375

3000,00

* Начисление амортизации прекращается со следующего календарного месяца после аварии.

** При ликвидации объекта ОС в связи с его уничтожением предприятие имеет право не начислять налоговые обязательства по НДС при условии предоставления налоговому органу документа, подтверждающего, что объект был разобран и не может использоваться по первоначальному назначению (абзац второй п. 189.9 НКУ). Кроме того, по нашему мнению, в этом случае не должны начисляться налоговые обязательства и по п. 198.5 НКУ, хотя фискалы считают иначе.

выводы

  • Эксплуатация автомобиля в Украине без полиса страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО) запрещена.
  • Страховые платежи в бухгалтерском и налоговом учете подлежат распределению по периодам, к которым они относятся согласно договору страхования.
  • Если в результате ДТП автомобиль подлежит ликвидации, то обязательства по НДС не начисляются при условии предоставления вместе с декларацией по НДС документов об уничтожении ОС.
  • Доходы на сумму страхового возмещения признают в учете согласно дате составления страхового акта (аварийного сертификата).
  • Порядок отражения операции по получению страхового возмещения не зависит от того, на чей счет оно перечислено: СТО или предприятия — владельца автомобиля.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить