Переходная возвратная финансовая помощь

В избранном В избранное
Печать
Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2016/№ 44
Из предыдущих статей вы уже узнали о правилах налогообложения возвратной финансовой помощи в учете плательщика налога на прибыль и в «единоналожном» учете. Но иногда бывает так, что возвратная финансовая помощь получена на одной системе, а возвращена на другой. Какими будут особенности учета возвратной финансовой помощи в этом случае? Об этом поговорим прямо сейчас!

Из предыдущих статей мы уже знаем, что для «налоговоприбыльного» учета теперь актуальными являются исключительно бухучетные правила. Плюс (для высокодоходников) НКУ установлены корректировки на разницы, среди которых возвратной финансовой помощи нет. Тем временем для «единоналожного» учета ключевым является срок в 12 месяцев пользования без обложения единым налогом ( п.п. 3 п. 292.11 НКУ).

Таким образом, по своим «подвидам» переходная возвратная финансовая помощь делится на две категории:

(1) полученная на упрощенной системе (далее — ЕН) и возвращенная после перехода на общую систему (далее — ОС). Срок 12 месяцев истек уже во время пребывания на ОС;

(2) полученная на ОС и возвращенная после перехода на ЕН. Срок 12 месяцев истек уже во время пребывания на ЕН.

Рассмотрим обе эти ситуации по очереди.

Получена на ЕН, возвращена на ОС

Взглянем, какую мы имеем ситуацию. Плательщик единого налога получил возвратную финансовую помощь, после чего перешел на общую систему. Полученная финпомощь не возвращена, но поскольку 12 месяцев на момент перехода не истекло, сумма финпомощи в «единоналожные» доходы не включена.

Какие же последствия будут в налоговоприбыльном учете, когда пройдет 12 месяцев и финпомощь не будет возвращена? А никаких! Норма п.п. 3 п. 292.11 НКУ касается исключительно действующих плательщиков единого налога. Это прямо следует из содержания указанной нормы.

Поскольку получатель финпомощи перешел на общую систему налогообложения, указанная норма его вообще не касается. С того времени, как он перешел на ОС, для него начинают работать нормы ст. 177 или разд. ІІІ НКУ.

Разделом ІІІ НКУ не предусмотрены особенности налогообложения возвратной финансовой помощи и не предусмотрено начисление условных процентов на сумму не возвращенной до конца отчетного периода беспроцентной финансовой помощи, срок возврата которой по договору еще не наступил.

Финансовая помощь не увеличивает активы и не уменьшает обязательства, обуславливающие рост собственного капитала. Поэтому такая помощь (независимо, от кого она получена, даты ее получения, и срока возврата) не увеличивает доходы плательщика и не отражается в налоговом учете при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль (см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 26.02.2016 г. № 4419/10/26-15-11-02-11).

Таким образом, юрлицам, перешедшим с упрощенной системы на общую, «прихватив» с собой невозвращенную финпомощь, переживать вообще не о чем. У них невозврат финпомощи вообще никак на налогооблагаемую прибыль не повлияет. По крайней мере, до тех пор, пока по невозвращенной финпомощи не истек срок исковой давности.

А что же физические лица, перешедшие с ЕН на ОС с невозвращенной финпомощью? По логике, и у них никаких «доходных» последствий быть не должно. Но налоговики считают иначе. По их мнению, у предпринимателей-общесистемщиков возвратная финансовая помощь не отражается в «общесистемных» доходах предпринимателя только в течение действия договора. Если же такая финпомощь остается невозвращенной в определенный в договоре срок — налоговики обязывают включать сумму такой финпомощи в доходы препринимателя-общесистемщика (см. консультацию из БЗ, подкатегория 104.04).*

Такая позиция налоговиков не находит своего обоснования в ст. 177 НКУ. Но чтобы не создавать «конфликтную» ситуацию, рекомендуем предпринимателям, которые перешли с ЕН на ОС и не могут вернуть финпомощь в установленный договором срок, продлить срок пользования такой финпомощью в договоре. И тогда невозвращенную переходную финпомощь предприниматель также может не включать в состав доходов.

Получена на ОС, возвращена на ЕН

В этом случае имеем обратную ситуацию. Плательщик налога на прибыль получает возвратную финансовую помощь на общей системе, никаких «налоговых» последствий для него это не имеет, после чего плательщик переходит на упрощенную систему.

Согласно разъяснениям налоговиков, для физлиц-единоналожников такую ситуацию нужно рассматривать так, как будто возвратная финпомощь была получена на упрощенной системе. Поэтому если срок возврата пришелся на период пребывания на упрощенной системе и с момента получения прошло более 12 месяцев — новоиспеченный плательщик единого налога должен сумму такой финпомощи включить в доходы (см. консультацию из БЗ, подкатегория 107.04).

А вот в отношении юрлиц-единоналожников у налоговиков почему-то другая позиция. Здесь налоговики заявляют следующее:

юридическое лицо, получившее возвратную финансовую помощь в период пребывания на ОС, при переходе на ЕН не включает такие средства в доход плательщика единого налога

Такая консультация содержится в БЗ, подкатегория 108.01.02. Аргумент — средства в виде возвратной финансовой помощи поступили предприятию тогда, когда оно не находилось на упрощенной системе.

Это уже не первый случай, когда налоговики проявляют двойные стандарты в отношении физлиц-единоналожников и юрлиц-единоналожников. Но налоговики не смогли объяснить, в чем же разница между предпринимателями и предприятиями, находящимися на ЕН. Почему первым нужно отражать доход, а вторым — нет?

По нашему мнению, доход, к сожалению, все же нужно отражать. И физ- и юрлицам, являющимся плательщиками ЕН. Причина в том, что п.п. 3 п. 292.11 НКУ не конкретизировано, что правило «12 месяцев» распространяется только на тех единоналожников, которые получили финпомощь, находясь на упрощенной системе. Для сравнения — в прежнем п.п. 135.5.5 НКУ конкретизировалось, что идет речь о финпомощи, полученной плательщиком налога на прибыль (финпомощи, полученной до перехода на ОС, эта норма не касалась).

Таким образом, по нашему мнению, нет оснований выводить переходную возвратную финпомощь из-под действия п.п. 3 п. 292.11 НКУ. Поэтому, если возвратная финпомощь получена на ОС, а возвращена на ЕН — такую финпомощь следует включать в доход плательщика ЕН в периоде, когда истекает срок 12 месяцев. Впрочем, этого очень легко избежать — достаточно вернуть финпомощь до того, как пройдет 12-месячный срок, и получить ее уже согласно новому договору. Причем вернуть и заново получить финпомощь, по нашему мнению, вполне можно в один и тот же день.

выводы

  • Возвратная финансовая помощь, полученная на ЕН и не возвращенная до перехода на ОС, не включается в доходы общесистемщика.
  • Возвратная финансовая помощь, полученная на ОС и не возвращенная до перехода на ЕН, включается в состав «единоналожных» доходов после того, как пройдет 12-месячный срок, определенный в п.п. 3 п. 292.11 НКУ.
  • Чтобы избежать налогообложения возвратной финпомощи единым налогом, достаточно вернуть ее до того, как пройдет 12-месячный срок, и заново получить уже по другому договору.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить