(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 52
  • № 51
  • № 50
  • № 49
  • № 47
  • № 46
  • № 45
  • № 44
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
10/19
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Июнь , 2016/№ 48

Если покупатель отказывается регистрировать РК

В предыдущей статье мы рассмотрели ситуации, в которых договориться не удается с поставщиком. А теперь давайте рассмотрим другой вариант развития событий. Что делать поставщику, если покупатель отказывается регистрировать направленный ему уменьшающий РК? Грозит ли что-то покупателю в этом случае? Разбираемся.

Сразу же оговоримся. На практике отказ покупателя регистрировать РК встречается гораздо чаще, если речь идет о пересмотре (уменьшении) цен или частичном возврате товара/предоплаты. Видимо, в таком случае покупатель надеется тем самым оттянуть срок уменьшения ранее отраженного НК. Хотя, конечно, такие его надежды напрасны. Налоговики в этом вопросе непреклонны и однозначно требуют, чтобы НК в такой ситуации покупатель уменьшил уже в периоде составления РК (см. письмо ГФСУ от 10.02.2016 г. № 2643/6/99-99-19-03-02-15, БЗ 101.20). А вот при исправлении ошибки покупатель и сам заинтересован поскорее зарегистрировать РК, ведь только тогда он сможет отразить НК по ошибочной НН. И все же случается, что и при исправлении ошибки покупатель регистрировать РК совсем не торопится. Тогда возникает первый вопрос.

Какая ответственность грозит покупателю?

Итак, если допущенная ошибка исправляется через уменьшающий РК, то поставщик должен направить его покупателю, чтобы тот зарегистрировал его в ЕРНН.

Только после того, как РК будет зарегистрирован, поставщик сможет уменьшить ошибочные налоговые обязательства

Такой порядок действий следует из требований п. 192.1 НКУ.

Срок, отведенный покупателю на регистрацию, — все те же 15 календарных дней ( абз. 11 п. 201.10 НКУ). Да и ответственность в случае несвоевременной регистрации/нерегистрации РК в ЕРНН ему грозит та же, что и поставщику за аналогичное нарушение. Предусмотрена она пп. 1201.1 и 1201.2 НКУ и составляет от 10 до 50 % суммы НДС, указанной в ошибочном РК. Размер штрафа зависит от того, на сколько дней покупатель опоздал с регистрацией. Так,

Если срок регистрации нарушен

то штраф составит

до 15 календарных дней

10 %

от 16 до 30 календарных дней

20 %

от 31 до 60 календарных дней

30 %

от 61 до 180 календарных дней

40 %

более 180 календарных дней

50 %

О том, что эти штрафы распространяются и на покупателей, не раз напоминали налоговики (см., например, письмо ГФСУ от 10.02.2016 г. № 2643/6/99-99-19-03-02-15, БЗ 101.07).

Обратите внимание: механизм привлечения к ответственности по пп. 1201.1/1201.2 НКУ отличается от механизма, предусмотренного п. 1201.4 НКУ. Так, если ответственность по п. 1201.4 НКУ применяется только в результате проверки, проведенной на основании заявления-жалобы, то для привлечения к ответственности по п. 1201.1 НКУ проводить такую проверку совсем необязательно. Поэтому, если поставщик, не желающий исправлять ошибки в обязательных реквизитах НН, вполне может избежать ответственности, то покупатель, несвоевременно зарегистрировавший/не зарегистрировавший РК, от штрафов никак не отвертится. Кстати, именно поэтому покупатели, которые не желают быть оштрафованными, затягивать с регистрацией вряд ли станут. И здесь возникает второй вопрос.

Как повлиять на покупателя, который штрафов не боится?

В НКУ на этот вопрос есть только один ответ. Он общий и для поставщиков, и для покупателей: подавайте заявление-жалобу (приложение Д8 к декларации по НДС). Такое право закреплено за ними в абз. 17 п. 201.10 НКУ. В части, обеспечивающей соответствующее право поставщика, этот абзац звучит так:

в случае нарушения покупателем граничных сроков регистрации в ЕРНН РК продавец таких товаров/услуг имеет право подать к налоговой декларации за отчетный период заявление с жалобой на такого покупателя

К заявлению поставщик прилагает копии расчетных и/или первичных документов, подтверждающих необходимость проведения корректировки.

Право пожаловаться сохраняется за поставщиком на протяжении 365 календарных дней, которые наступают за предельным сроком предоставления декларации за период, в котором нарушены предельные сроки регистрации. Правда, подавать жалобу после истечения 180 календарных дней со дня составления РК смысла нет — зарегистрировать его в ЕРНН все равно уже не получится. А просто факт предоставления жалобы уменьшить НО поставщику не позволит.

Какие последствия для покупателя несет жалоба?

В первую очередь, налоговики направят ему запрос ( п.п. 4 п. 73.3 НКУ), на который он в течение месяца должен будет ответить, а также предоставить документальное подтверждение того, что РК зарегистрирован. Если покупатель этого не сделает, налоговики придут с внеплановой проверкой ( п.п. 78.1.9 НКУ). И РК, скорее всего, ему таки придется зарегистрировать. Правда, в результате проведения проверки максимум, что грозит покупателю, — все те же штрафы по пп. 1201.1 и 1201.2 НКУ. Хотя, учтите: штрафы по пп. 1201.1 НКУ по итогам проверки получится применить только том в случае, если покупатель зарегистрирует РК в ходе ее проведения. Так как штрафы по этому подпункту применяются уже после того, как запоздалая регистрация состоялась. Во всяком случае, такой подход налоговики озвучили в отношении НН (см. БЗ 101.30). Думаем, в отношении РК он должен быть аналогичным. Ведь достоверно определить сумму штрафа можно только в таком случае.

Помните также о моратории на проверки, который действует в 2016 году согласно п. 3 разд. II Закона Украины от 28.12.14 г. № 71-VIII (ср. 025069200). Благодаря ему покупатели, чей доход не превышает 20 млн грн. (кроме импортеров/производителей/реализаторов подакцизной продукции), от проверок защищены. Воздействовать на таких покупателей налоговики смогут только с помощью запроса, ну и, конечно, штрафов, предусмотренных пп. 1201.1/1201.2 НКУ.

Если указанный в РК покупатель — ошибочный

Возможна еще одна ситуация: поставщик выписал НН на ошибочного покупателя — плательщика НДС. И именно такой ошибочный плательщик отказывается теперь зарегистрировать РК. Может ли он быть оштрафован и можно ли на него пожаловаться?

Налоговики считают, что пожаловаться можно (см. письмо ГФСУ от 29.01.2016 г. № 1721/6/99-99-19-03-02-15). Поэтому и штрафы ему, скорее всего, грозят такие же. Ведь еще в письме ГФСУ от 17.02.2015 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17 налоговики заявляли: РК, составленный плательщиком к НН, в которой допущена ошибка в ИНН контрагента (указан номер другого контрагента), подлежит регистрации в ЕРНН таким контрагентом покупателем — плательщиком налога, номер которого ошибочно указан в НН. Обратите внимание: здесь они говорят не только о том, что такой ошибочный контрагент должен зарегистрировать РК, но и называют его покупателем. А значит, штрафы по пп. 1201.1/1201.2 НКУ на такого хоть и ошибочного, но все же покупателя, вполне распространяются.

выводы

  • Покупателю, несвоевременно зарегистрировавшему/не зарегистрировавшему РК, грозит ответственность согласно п. 1201.1/1201.2 НКУ. Причем, на ошибочного покупателя их действие тоже распространяется.
  • Поставщик может подать заявление-жалобу на покупателя, отказывающегося регистрировать РК.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
покупатель, расчет корректировки добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье