Напомним, что в 2015 году параллельно действовали два моратория — мораторий, установленный Законом № 71, и мораторий, установленный Законом № 76*. Давайте посмотрим, каким образом действует «проверочный» мораторий в 2016 году.
* Законы Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII и № 76-VIII соответственно.
Мораторий, установленный Законом № 76
Указанный мораторий был установлен п. 8 разд. ІІІ Закона № 76. Этот мораторий предусматривал, что в течение января — июня 2015 года проверки проводятся исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины либо по заявке субъекта хозяйствования о его проверке.
Исключениями для указанного моратория были только проверки, проводимые Государственной фискальной службой Украины и Государственной финансовой инспекцией Украины.
В настоящее время этот мораторий на проверки уже не действует
Данное обстоятельство констатирует Минюст в письме от 04.12.2015 г. № 2112/14157-0-4-15/8.1 (ср. ). Следовательно, в 2016 году действует только один мораторий — установленный Законом № 71.
Мораторий, установленный Законом № 71
Этот мораторий установлен п. 3 разд. ІІ Закона № 71. Основные характеристики данного моратория следующие:
1) действует в 2015 и 2016 годах;
2) распространяется на субъектов хозяйствования с объемом дохода до 20 млн грн. за предыдущий календарный год. Заметьте: речь идет о доходе, отраженном не в финотчетности, а в декларации по налогу на прибыль (см. письмо ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-04-17). Судебная практика право субъектов хозяйствования на «проверочный» мораторий также связывает с доходом, указанным в декларации по налогу на прибыль (см. определение ВАСУ от 16.02.2016 г. № К/800/52508/15)**. Хотя на сегодняшний день это уже не так принципиально, поскольку последние два года налоговоприбыльная декларация составляется исходя из данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
** См.: http://reyestr.court.gov.ua/Review/ 56061479.
3) мораторий распространяется на проверки, проводимые контролирующими органами в понимании п. 41.1 НКУ. Именно в таком значении термин «контролирующие органы» употребляется в п. 3 разд. ІІ Закона № 71. То есть
указанный мораторий действует именно для проверок, которые проводят налоговые органы, а на проверки, проводимые другими органами, он не распространяется
Об этом идет речь в письмах Минюста от 04.12.2015 г. № 2112/14157-0-4-15/8.1 и Минэкономразвития от 21.01.2016 г. № 3632-06/1443-03;
4) проверка «в обход» моратория возможна лишь:
— с разрешения Кабинета Министров Украины;
— по заявке субъекта хозяйствования о его проверке;
— согласно решению суда;
— согласно требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины;
5) мораторий не распространяется на проверки:
— субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят, и/или реализуют подакцизные товары;
— соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий;
— полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального взноса;
— по вопросам возмещения НДС;
— плательщиков единого налога (физических лиц — предпринимателей) второй и третьей групп*** по вопросам соблюдения порядка применения РРО****.
*** За исключением тех предпринимателей-единоналожников, которые освобождены от обязанности применять РРО согласно п. 296.10 НКУ.
**** Предприятия-единоналожники второй и третьей групп, начавшие применять РРО в фискальном режиме до 30.06.2015 г., до 1 января 2017 года освобождаются от проведения проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО ( п. 28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Иногда у плательщиков возникает вопрос: а если у плательщика не было операций с подакцизными товарами и вдруг они появились? При буквальном понимании нормы Закона № 71, которая устанавливает мораторий, получается, что плательщик «слетает» с моратория непосредственно с той даты, когда впервые возникли такие операции. В этом случае налоговики могут проверить и те отчетные периоды, когда на плательщика распространялся мораторий.
Наконец, заметим:
налоговики, кажется, определились с тем, что указанный мораторий распространяется на все виды проверок (БЗ 136.06)
Это важное умозаключение. В то же время напомним: ранее налоговики настаивали на том, что мораторий, установленный Законом № 71, не распространяется на: (1) встречные сверки ( п. 73.5 НКУ); (2) документальные проверки, начатые до 01.01.2015 г.; (3) проверки плательщиков, которые несвоевременно и до начала проверки подали декларацию по налогу на прибыль (см. письмо ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17).
Заметим: в некоторых случаях налоговики все же назначают проверки вопреки мораторию. Для борьбы с этим явлением сейчас сформировалась достаточно положительная для плательщиков судебная практика. В частности, ВАСУ отмечает, что без надлежащих доказательств того, что плательщик не охвачен мораторием, налоговики не имеют права проводить проверку (см. определение ВАСУ от 02.02.2016 г. № К/800/25701/15*****). Более того, если проверка незаконная, она автоматически является недействительной и не имеет правовых последствий (см. определение ВАСУ от 28.04.2016 г. № К/800/38796/15******).
***** См.: http://reyestr.court.gov.ua/Review/ 55800352.
****** См.: http://reyestr.court.gov.ua/Review/ 57493053.
Итак, действие «проверочного» моратория продолжается! Наслаждаемся им еще полгода.
выводы
- До конца 2016 года действует только мораторий, установленный п. 3 разд. ІІ Закона № 71. Действие моратория, установленного Законом № 76, в настоящее время закончилось.
- Мораторий распространяется только на проверки, которые проводят налоговые органы. Проверки, проводимые другими органами, этим мораторием не охвачены.
- Мораторий распространяется на все виды проверок, установленные ст. 75 НКУ, и касается субъектов хозяйствования с прошлогодним доходом до 20 млн грн.
- В случае если налоговики назначат проверку вопреки мораторию, обжаловать это решение можно в судебном порядке. Судебная практика в целом является благоприятной для плательщиков.