Покупатель ошибочно отклонил НН: что с НК?

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2016/№ 51
Бухгалтер предприятия ошибочно отклонил НН, присланную на согласование продавцом. Тем не менее продавец зарегистрировал эту НН в ЕРНН. Можно ли покупателю включить НДС по такой НН в НК?

Да, можно. Если, конечно, она составлена вашим продавцом — плательщиком НДС. А других оснований считать ее недействительной Порядок заполнения НН, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307, не предусматривает. Смотрите, почему можно.

Со стороны покупателя: п. 198.6 НКУ запрещает относить в НК суммы НДС, не подтвержденные НН, зарегистрированными в ЕРНН. Причем абзац второй п. 201.10 НКУ достаточно категоричен:

Налоговая накладная, составленная и зарегистрированная в Едином реестре налоговых накладных плательщиком налога, осуществляющим операции поставки товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг основанием для начисления сумм налога, которые относятся в налоговый кредит

То же самое гласит абзац третий п. 198.6 НКУ в отношении НН, полученной покупателем из ЕРНН.

Со стороны продавца: п. 201.1 НКУ и абзац первый п. 201.10 НКУ практически в унисон предписывают составить и зарегистрировать в ЕРНН соответствующую НН. А последняя из этих норм — еще и предоставить такую НН покупателю по его требованию.

Как видите, у покупателя есть два варианта заполучить НН: (1) из ЕРНН, направив туда запрос, и (2) непосредственно от поставщика (по требованию). Но очевидно, что «эталонной» НН считается именно тот ее вариант, который зарегистрирован в ЕРНН. Почему «вариант»?

Да потому что гарантий идентичности (1) и (2) нет, поскольку, в принципе, поставщик может отправить в ЕРНН и покупателю отличающиеся варианты НН. Например, по ошибке...

Может, для кого-то все еще «совесть — лучший контролер», но для НН лучший контролер — это бухгалтер покупателя! Вот уж кто проверит в такой НН каждую точку — ведь его совесть болит за НК!

При этом законодательство не предусматривает обязанности поставщика согласовывать с покупателем составленную на того НН на предмет ее правильности до направления ее на регистрацию в ЕРНН и самому покупателю. Составил, отправил НН в ЕРНН на регистрацию, получил квитанцию согласно абзацу четвертому п. 201.10 НКУ (а если покупатель потребовал, то и ему направил) — и давай, до свиданья!.. Если что не так — пусть покупатель плачет (жалуется)... ☹

Но соответствующие бухгалтерские инструменты обмена НН дают возможность действовать так:

1) поставщик составляет НН и направляет ее на согласование покупателю;

2) покупатель проверяет такую НН и, если там все ОК — согласовывает ее, а если нашел ошибки — отклоняет и указывает поставщику, что надо исправить;

3) получив уведомление о согласовании НН, поставщик направляет ее на регистрацию в ЕРНН, в противном случае — сперва исправляет ошибки, а потом направляет ее на регистрацию в ЕРНН, и уже в последнюю очередь — исправленный вариант — покупателю (у которого этот вариант автоматически заменяет первоначальный — ошибочный).

Возвращаясь к вашему вопросу: по-видимому, ваш поставщик, получив информацию об отклонении вами НН без конкретных замечаний, подумал, мол, «Галя балувана» ☺ да и зарегистрировал эту НН в ЕРНН.

Короче, если имеющаяся в ЕРНН зарегистрированная НН вас устраивает — смело берите ее в НК, если же там есть существенные ошибки — обращайтесь к поставщику с просьбой составить РК к ней (там есть свои нюансы регистрации, но, думается, они вам хорошо знакомы). Подробнее об исправлении НН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 48.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить