Темы статей
Выбрать темы

Перерасчеты по старым необоротным активам

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Письмо ГФСУ от 10.02.2016 г. № 2755/6/99-95-42-01-15

вывод документа


Перерасчет части использования необоротных активов, приобретенных до 01.07.2015 г., в облагаемых операциях должен осуществляться нарастающим итогом, независимо от наличия или отсутствия облагаемых или необлагаемых операций в том году, в котором осуществляется текущий перерасчет

Вопрос, который задавали налоговикам, заключается в следующем: надо ли продолжать проводить «необоротные» перерасчеты согласно п. 42 подразд. 2 разд. ХХ НКУ по необоротным активам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в 2012 — 2014 гг., если плательщик уже прекратил осуществлять необлагаемые операции?

Вывод налоговиков в целом правильный: безусловно, «необоротный» перерасчет проводить нужно. Но это, так сказать, в общем случае. А есть и нюансы. Обо всем по порядку.

Действительно, НКУ не предусматривает никаких освобождений от проведения перерасчета при отказе от льготных операций (и мы обращали на это внимание совсем недавно — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 4, с. 34). Несмотря на трудоемкую процедуру, перерасчеты на руку налогоплательщикам. Коэффициент ЧВ считается нарастающим итогом (стр. 3.2 и 3.3 таблицы 1 приложения Д7), а необлагаемых операций уже нет. Следовательно, из года в год облагаемая доля будет только расти, а значит, каждый такой перерасчет будет приводить только к увеличению налогового кредита. При этом с каждым перерасчетом нужно продолжать подавать приложение Д7 (с заполненными табл. 1 и табл. 3).

Более того, считаем, что в приложении Д7 за первый период года, следующего за тем, в котором прекратились необлагаемые операции, нужно показать еще и текущий показатель ЧВ (антиЧВ), определяемый исходя из оборотов предыдущего года. Для чего?

Все просто. Если вдруг опять выскочит необлагаемая операция, то для распределения НДС нужно использовать именно этот коэффициент. И только по итогам такого следующего года, если необлагаемых операций не будет, текущего ЧВ (антиЧВ) тоже не будет. Поэтому если в дальнейшем опять появятся необлагаемые операции, то плательщик будет рассчитывать ЧВ (антиЧВ) согласно п. 199.3 НКУ как вновь созданный, исходя из оборотов первого периода, в котором такие необлагаемые операции появились (стр. 2 таблицы 1 приложения Д7). И это при том, что налоговый кредит по старым необоротным активам будет еще пересчитываться по своему «нарастающему» коэффициенту.

Например, если необлагаемые операции прекратились в 2015 году, а в 2017 году опять начались, то в 2017 году нужно определять ЧВ как вновь созданному плательщику. При этом 2017 год — последний, в котором нужно будет пересчитывать налоговый кредит по необоротным активам, приобретенным в 2014 году.

А теперь о том нюансе, о котором мы говорили в начале комментария. Нарастающие объемы поставок для расчета ЧВ по трехгодичным перерасчетам определяются не с даты начала использования (введения в эксплуатацию) объекта, а с года, следующего за таким событием ( п. 42 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Безусловно, по итогам года введения в эксплуатацию этот объект также попал под первый общий перерасчет (вместе с товарами/услугами). Но такой перерасчет принципиального значения не имеет. Его результаты все равно будут нивелированы последующими трехгодичными перерасчетами.

Поэтому, если вы прекратили осуществлять необлагаемые операции в году приобретения объекта, то налоговый кредит по нему будет перерассчитываться только один раз — по итогам этого года. В следующих годах коэффициент распределения для «необоротных» перерасчетов (стр. 3.1 таблицы 1 приложения Д7) начинает рассчитываться заново, а значит, доля облагаемых операций будет 100 %.

Вполне возможно, у кого-то возникнет мысль: раз ЧВ будет 100 % — значит можно восстановить весь налоговый кредит по этому объекту? Спешим предостеречь от таких действий: объект все-таки участвовал в необлагаемых операциях, а значит, полноценного налогового кредита по нему быть не должно.

Поэтому считаем, что те объекты, которые приобретены в период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г., должны участвовать в перерасчете только один раз — по итогам 2015 года. Больше никаких перерасчетов по ним не будет. При этом, по нашему мнению, приложение Д7 нужно было подать к декларации только за декабрь 2015 года и январь 2016 года.

В комментируемом письме вызывает удивление противоречивость: с одной стороны, авторы письма отвечают на вопрос о перерасчете необоротных активов, приобретенных и введенных в эксплуатацию в 2012 — 2014 гг. Отсюда можно сделать вывод, что налоговики также солидарны с изложенной нами позицией (только такие необоротные активы будут участвовать в трехгодичном перерасчете).

С другой — окончательный вывод письма не разделяет объекты на приобретенные до 01.01.2015 г. и после этой даты. А это как бы предполагает, что приобретения первого полугодия 2015 года также должны проходить через трехгодичный перерасчет. Надеемся, что мы имеем дело просто с косноязычием авторов документа. Ведь двух мнений здесь быть не может. Иначе налогоплательщик полностью восстановит налоговый кредит, а это неправильно.

Другое дело, что гипотетически можно было бы пойти по аналогии с п. 36 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и восстановить налоговый кредит, приходящийся на балансовую (остаточную) стоимость объекта по состоянию на начало периода, в котором произошла такая операция*, как того требует п. 189.1 НКУ. Это было бы более справедливо.

* Видимо, речь должна идти о периоде перевода объекта из частично облагаемой деятельности в полностью облагаемую.

Но, к сожалению, этот пункт нам не подходит, ведь он говорит о переводе необоротных активов из полностью необлагаемой деятельности в использование частично в облагаемых, частично — в необлагаемых операциях (либо полностью в облагаемых операциях). А у нас как раз обратная картина. Причем для необоротных активов, участвующих одновременно в облагаемой и необлагаемой деятельности, предусмотрены свои «долгоиграющие» перерасчеты и исполнять надо именно эту норму (т. е. по п. 42 подразд. 2 разд. XX НКУ). К сожалению, она не дает оснований ни проводить дальнейшие перерасчеты, ни восстановить налоговый кредит.

Кстати, обращаем внимание еще на один нюанс: термин «приобретение» до 01.07.2015 г., использованный в п. 42 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, налоговики понимают не только как оприходование объекта или его введение в эксплуатацию до этой даты. Во главу угла они ставят момент формирования налогового кредита, а это могло произойти и при перечислении пред­оплаты ( письмо ГФСУ от 29.10.2015 г. № 23012/6/99-99-19-03-02-15).

Пусть эта позиция не совсем соответствует п. 42 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (там речь идет о начале использования (введения в эксплуатацию)), но она вполне соответствует идее самого перерасчета, поэтому здесь, пожалуй, стоит с ними согласиться.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше