(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 42
  • № 41
  • № 40
  • № 39
  • № 38
  • № 37
  • № 35-36
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
9/23
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Май , 2016/№ 43

Тучи над наличными сгущаются

http://tinyurl.com/y5srpq6s
Наличные — тема щекотливая практически для всех субъектов хоздеятельности. К сожалению, после кризисных сотрясений банковской системы эти самые субъекты зачастую предпочитают хранить свои сбережения не в коммерческих банках, а в трехлитровых. А такие действия (особенно когда деньги выводятся из хозоборота) подрывают финансово-банковскую систему страны. Естественно, НБУ не остается от таких процессов в стороне. Сегодня мы обсудим очередной из его «наличных» документов.

Уже становится традицией, что НБУ в апреле (типа «подсчитали — прослезились») издает письма на тему налички-обналички. Вспомните: в письме от 06.04.2015 г. № 25-04001/22852 регулятор весьма широко расписал признаки рисковых операций с наличными средствами. Потому любителям «поиграться» с «наличкой» сначала рекомендуем ознакомиться с его содержанием.

А мы сегодня поговорим об очередном, более свежем, письме НБУ на ту же («нал/обнал») тему — от 13.04.2016 г. № 25-0004/31760. Сразу отметим, что это письмо фактически является «сиквелом» упомянутого прошлогоднего письма. И этот свежий документ (как, собственно, и предыдущий) не сулит ничего хорошего ряду участников наличного обращения.

Итак, какие наличные «сюрпризы» там, внутри?

Мощную вступительную часть письма о том, как все плохо в Украине по части наличных, пересказывать не будем. А вот далее НБУ приводит пару примеров «обнальных» схем, «которые могут иметь признаки осуществления банком рискованной деятельности в сфере финансового мониторинга».

В первой схеме речь идет об операциях, когда

предприятие «под соусом» беспроцентных возвратных финпомощей «перекачивает» «безнал» в «нал» путем перечислений на карточные счета физлиц, с которых затем снимаются наличные средства

Во второй наличные «вымываются» при помощи перечисления средств на картсчета физлиц с формулировкой «под отчет». Причем на счета одного и того же лица приходят суммы «под отчет» по «договорам поручения» (например, на закупку этим физлицом сельхозпродукции, текстиля, стройматериалов, продуктов питания или др.) от разных предприятий. При этом имеют место перечисления одному и тому же физлицу на его разные картсчета, т. е. открытые в разных банках. Причем общая сумма таких перечислений этому физлицу превышает подпадающий под финмониторинг 150-тысячный гривневый предел, а каждая в отдельности — нет…

НБУ отмечает, что такие «поверенные» физлица, как правило, из числа незащищенных слоев населения. А «сливающие» им на карточки юрлица получают свой «безнал» от большого количества контрагентов с различными назначениями платежей.

Приводятся, в частности, следующие признаки, которые могут указывать на рисковый характер операции: юрлицо, которое перечисляет средства, зарегистрировано менее года назад; у юрлица «копеечный» уставный капитал; у юрлица одно и то же физлицо является одновременно учредителем и руководителем (и/или бухгалтером); перед открытием счета в банке у юрлица сменились собственники; средства, которые переводятся физлицам, обналичиваются в тот же день или на следующий день и др.

НБУ также указывает, что перечень таких схем далеко не исчерпывающий, и предписывает банкам в каждом конкретном случае осуществлять детальный анализ финансовых операций с целью недопущения использования клиентом услуг банка для легализации криминальных доходов и привлечения банка к осуществлению рисковой деятельности.

Кроме того, НБУ приводит следующие факты, которые могут свидетельствовать о высоком риске использования услуг банков для легализации криминальных доходов и о том, что проведенные финансовые операции отдельных клиентов содержат признаки осуществления банками рисковой деятельности в сфере финансового мониторинга:

— проведение клиентами банка финансовых операций, не имеющих очевидной экономической целесообразности (смысла);

— участие банка (предоставление банком услуг) в проведении финансовых операций, характер или последствия которых дают основания считать, что целью их осуществления является легализация криминальных доходов (в частности, связанных со снятием наличных средств);

— проведение банком или клиентами банка финансовых операций, характер или последствия которых дают основания считать, что целью их осуществления является уклонение от выполнения требований и ограничений, предусмотренных банковским, валютным законодательством, законодательством по вопросам финансового мониторинга.

Далее НБУ указывает, что банки должны осуществлять надлежащие меры по изучению клиентов, в том числе сути их деятельности, анализа их финансового состояния, цели проведения клиентами финансовых операций не только с наличными, но и с «безналом», а также осуществлять меры для предотвращения и противодействия легализации криминальных доходов, ведению рисковой деятельности.

Затем НБУ напоминает банкам об их правах отказаться от:

проведения финансовой операции в случае, если такая операция содержит признаки такой, которая согласно закону подлежит финансовому мониторингу;

деловых отношений* с клиентом или от проведения финансовой операции в случае непредставления клиентом необходимых для изучения клиентов документов или сведений или установления клиенту неприемлемо высокого риска по результатам оценки или переоценки риска. Это предусмотрено ст. 10 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» от 14.10.2014 г. № 1702-VII.

* Или расторгнуть таковые отношения (договор).

А также о том, что

банки имеют право приостановить осуществление финансовой (финансовых) операции (операций), которая (которые) содержит (содержат) признаки операций, подлежащих финансовому мониторингу**

** См. ст. 15 и 16 упомянутого Закона.

При этом НБУ «мягко» угрожает банкам, что если они не будут принимать упомянутые меры, то это будет расценено одним из признаков осуществления банком рискованной деятельности в сфере финансового мониторинга, за что можно схлопотать от НБУ так называемые меры воздействия, т. е. санкции, вплоть до лишения лицензии.

Поэтому не удивляйтесь, когда сейчас увеличится количество проблем с банками в отношении упомянутых выше операций по перечислению на карточные счета физлиц, а также по снятию наличных с картсчетов. Да и не только с ними, но и с другими операциями, которые покажутся банку подозрительными. На всякий случай приготовьте необходимые документы и пояснения, чтобы при «вставке» в ваши «финколеса» банковских палок вы были во всеоружии. Кроме того, «любителям налички» не помешает просветиться и на сайте Госфинмониторинга, на который НБУ отсылает в данном письме банкиров с целью изучения ряда «левых» финансовых операций и схем***…

*** Например, по ссылке http://www.sdfm.gov.ua/content/FATF_Typology02-03.pdf можно ознакомиться с отчетом FATF о типичных способах отмывания денег.

В общем, судя по этим письмам, будущее сулит клиентам все больше проблем с банками, в том числе при проведении даже нерисковых и бессомнительных операций.

Ну что ж, вспоминайте пионерский клич:

— Будь готов!

— Всегда готов!

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
наличные добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье