(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 95
  • № 94
  • № 93
  • № 92
  • № 91
  • № 90
  • № 89
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/20
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Ноябрь , 2016/№ 88

В ГП-отношениях усомнилась Гоструда?

http://tinyurl.com/y4exhhgd
Добавили в договор подряда или договор на предоставление услуг «трудовую нотку» — и вот уже контролеры заговорили об ответственности. Чем грозит для предприятия и его должностных лиц подмена трудовых отношений гражданско-правовыми? Ответ на этот вопрос найдете в нашей статье.

Разбираемся с основаниями

При подмене трудовых отношений гражданско-правовыми на первый план выходит ч. 3 ст. 24 КЗоТ. О чем она говорит? Работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом (распоряжением) работодателя, и уведомления органа фискальной службы о приеме работника на работу. Отметим, что форма такого Уведомления приведена в приложении к постановлению КМУ от 17.06.2015 г. № 413.

Когда отношения с физлицом изначально строились по принципу гражданско-правовых, никто и не думал о ст. 24 КЗоТ. Ведь ГПД — это зона действия ГКУ. О заключении ГПД налоговиков уведомлять не нужно.

Сейчас, когда вчерашний исполнитель/подрядчик вдруг превратился в наемного работника, получилось, что работодатель:

1) не издал приказ (распоряжение) о приеме на работу такого работника. А значит, работник работал без заключенного трудового договора. При этом форма договора (письменная или устная) значения не имеет;

2) не направил налоговикам Уведомление о приеме на работу до того, как допустить работника к работе.

Что за это «светит»? Ни много ни мало:

— финансовые санкции, налагаемые на работодателя согласно ст. 265 КЗоТ;

— привлечение к административной ответственности для должностных лиц предприятия по ст. 41 КоАП;

— уголовная ответственность для должностных лиц по ст. 172 УКУ.

Начнем с финансовой и административной ответственности. Меры такой ответственности в зависимости от вида совершенного нарушения представим в таблице.

Финансовая и административная ответственность за нарушение трудового законодательства

Нарушение

Мера ответственности

Финансовая

(на работодателя)

Административная

(на должностных лиц и предпринимателей)

1. Допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

Штраф в размере 30 минзарплат, установленных законом на момент выявления нарушения (сейчас 43500 грн., а с декабря 2016 года увеличится до 48000 грн.) за каждого работника, в отношении которого оно совершено

( абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф в размере от 8500 до 17000 грн., а за повторное в течение года нарушение — от 17000 до 34000 грн.

( ч. 3 ст. 41 КоАП)

2. Неуведомление фискального органа о заключении трудового договора

Штраф в размере одной минимальной зарплаты (сейчас 1450 грн., а с декабря 2016 года увеличится до 1600 грн.)

( абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф в размере от 510 грн. до 1700 грн., а за повторное нарушение в течение года, либо нарушение, совершенное в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одиноких отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, — штраф в размере от 1700 до 5100 грн.

( ч. 1, 2 ст. 41 КоАП)

Заметьте, по нашему мнению, ч. 3 ст. 24 КЗоТ установлены два отдельных условия, после выполнения которых работник может быть допущен к работе.

Первое — издание приказа (распоряжения) о приеме на работу, который фиксирует факт заключения трудового договора.

Второе — направление налоговикам Уведомления о приеме на работу.

Соглашаются с нами и суды (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 79, с. 9). За нарушение каждого из этих условий ст. 265 КЗоТ и ст. 41 КоАП предусмотрены санкции (см. в табл. выше).

Но у специалистов Государственной службы Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) на этот счет другая точка зрения. Они не видят в ч. 3 ст. 24 КЗоТ двух отдельных условий, считая, что и приказ о приеме на работу и Уведомление — это этапы заключения трудового договора (см., например, письма Гоструда от 29.04.2016 г. № 5043/4/4.1-ДП-16, от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15). А поскольку нарушение одно – незаключение трудового договора, то работодателю и его должностным лицам грозят лишь санкции, предусмотренные в п. 1 нашей таблицы (см. с. 28).

Заметьте! В ситуации с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми такая позиция специалистов Гоструда нарушителю только на руку!

Ну и пару слов об уголовной ответственности. Она предусмотрена ст. 172 УКУ за грубое нарушение законодательства о труде.

А «на сладкое» давайте поговорим о том, кто может привлечь работодателя к ответственности по ст. 265 КЗоТ и ч. 1—3 ст. 41 КоАП.

Кого бояться

Контроль за соблюдением законодательства о труде — вотчина Гоструда! Означает ли это, что они «главные штрафователи» по ст. 265 КЗоТ и ч. 1—3 ст. 41 КоАП? И да и нет. Заинтриговали? Смотрите сами.

Налагать финансовые санкции по ст. 265 КЗоТ вправе инспекторы Гоструда:

— по результатам плановой или внеплановой проверки на основании вынесенных постановлений;

— без проведения проверки на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работы без оформления трудового договора ( ч. 5 ст. 265 КЗоТ). Такое возможно, когда в суд обратилось лицо, чьи трудовые права были нарушены.

Штраф следует уплатить в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении.

А вот админштрафы по ч. 1—3 ст. 41 КоАП – результат совместной работы Гоструда и суда. Протоколы по таким нарушениям составляет также Гоструда ( ст. 255 КоАП). Но вот

рассмотрение подобных дел и, собственно, наложение штрафа — компетенция местных судов общей юрисдикции

Это прямо предусмотрено ст. 221 КоАП.

Заметьте! Срок давности, в течение которого виновное лицо может быть привлечено к админответственности, определен ч. 2 ст. 38 КоАП. Этот срок зависит от вида нарушения: длящееся оно или разовое. Допуск работника к работе без заключения трудового договора и направления Уведомления фискалам — это длящееся правонарушение. Следовательно, взыскание может быть наложено не позднее чем через 3 месяца со дня выявления правонарушения. Если нарушение было выявлено при проверке Гоструда, то днем выявления будет день составления соответствующего протокола Гоструда.

Админштраф должен быть уплачен не позднее 15 дней со дня вручения постановления о его наложении.

Как видите, ответственность «за подмену отношений» более чем существенная. Но задача этой статьи — не заставить вас отказаться от ГПД, а нацелить на правильное оформление гражданско-правовых отношений.

выводы

  • Подмена трудовых отношений гражданско-правовыми может обернуться для нарушителя серьезными штрафами. Выявить такую подмену может при проверке Гоструда.
  • Налагать финансовые санкции согласно ст. 265 КЗоТ вправе инспекторы Гоструда. Привлечь к админответственности по ст. 41 КоАП может только суд.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
договор подряда, трудовые отношения, гражданско-правовые отношения добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье