вывод документа
Бывший единоналожник, проводя дооценку основных средств, может уменьшить свой финрезультат до налогообложения на сумму такой дооценки в пределах прошлых отнесенных в расходы уценок еще на упрощенной системе
Совершенно справедливые выводы налоговиков. Да другим по сути и взяться неоткуда.
Ведь, к счастью для бывших единоналожников (!), эта «уменьшающая» дооценочно-уценочная разница завязана на данных исключительно бухгалтерского учета основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА).
Как следует из п. 138.2 НКУ, финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму дооценки и выгод от восстановления полезности ОС или НМА в пределах предварительно отнесенных в расходы уценок в соответствии с НП(С)БУ или МСФО.
Так что если плательщик, будучи на упрощенной системе, отражал расходы по уценке основных средств в соответствии с НП(С)БУ, то он может учесть прошлую уценку для расчета налоговой разницы в целях определения и уплаты налога на прибыль. Здесь нужно только проштудировать прошлогодние бухгалтерские данные, касаемые уценок. И все.
Что дает эта разница? Если проводится дооценка, то доход, отраженный в пределах предыдущих уценок, увеличит бухгалтерский финрезультат ( п. 20 П(С)БУ 7 «Основные средства»). Однако благодаря разнице, предусмотренной п. 138.2 НКУ, финрезультат будет уменьшен на сумму дооценки, отраженную в пределах прошлых попавших в расходы уценок.
Правда, будьте внимательны! Во-первых, обычная дооценка (без предварительной уценки) разницу не формирует. На это обращали внимание и налоговики (см. письмо МГУ ГФС от 04.12.2015 г. № 26508/10/28-10-06-11). Объект налогообложения можно будет уменьшить только на дооценку ранее уцененных объектов.
Во-вторых, это можно сделать только в части, в которой уценка попала в прошлом в расходы. В ином случае (если предыдущая уценка была, но расходов не сформировала, например, поскольку до нее была еще большая дооценка) финрезультат на сумму дооценки не уменьшают.
От себя сделаем поправку. Эта консультация касается только тех плательщиков, которые согласно п.п. 134.1.1 НКУ вынуждены (так как имеют доход за последний годовой период выше 20 млн грн.) применять разницы. У них выбора, корректировать либо не корректировать финрезультат на разницы, нет. Показать «уменьшающую» дооценочно-уценочную разницу такой бывший единоналожник должен в стр. 1.2.2 приложения PI к декларации по налогу на прибыль.
А вот малодоходным бывшим упрощенцам (с доходом за последний годовой период не более 20 млн грн.) советуем не связываться с разницами и уже по итогам первого отчетного периода (для тех, кто перешел на общую систему в 2016 году — в декларации по налогу на прибыль за 2016 год) отказаться от них. Для этого в основной части первой налоговоприбыльной декларации обязательно:
— сделать пометку в поле «Наявність рішення»;
— в поле «Прийнято рішення про незастосування коригувань фінансового результату до оподаткування на усі різниці» указать номер и дату распорядительного документа предприятия, на основании которого принято такое решение (см. БЗ 101.23.02).
Ведь, помимо дооценочно-уценочных разниц, бывшим единоналожникам придется иметь дело и с «амортизационной» разницей из п. 138.2 НКУ. Однако эта разница пока висит в воздухе. Дело в том, что переходные правила для расчета налоговой амортизации для бывших единоналожников в НКУ не урегулированы. А то, что предлагают налоговики — расчет налоговой амортизации с «нуля» по старым правилам, внедрить крайне сложно (см. подробнее «Налоги и бухгалтерсий учет», 2016, № 33, с. 4).
Так что хотелось бы услышать от налоговиков внятные разъяснения и в отношении этой разницы.