Темы статей
Выбрать темы

В акте — одно, в НН — другое

Павленко Алексей, налоговый эксперт
В акте выполненных работ исполнитель расписывает наименование и стоимость всех покупных материалов, использованных им при выполнении этих работ, а в налоговой накладной указывает только работы и общую сумму оплаты по договору. Верно ли это? И могут ли у нашего предприятия (заказчика) быть какие-то последствия от такого оформления документов?

Конечно, для четкого ответа на вопрос нужно взглянуть на договор и иные документы. Но, скорее всего, в вашем случае исполнитель (подрядчик) оформил упомянутые документы — и акт, и налоговую накладную (НН) корректно.

Поясним, почему мы так думаем. Судя по всему, в данной ситуации речь идет о договоре подряда. Основные положения, регулирующие такие договоры, изложены в гл. 61 «Подряд» ГКУ. Суть такого вида договоров состоит в том, что одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик — принять и оплатить выполненную работу. Согласно ст. 839 ГКУ подрядчик обязан выполнить работу, определенную договором подряда, из своего материала и своими средствами, если иное не установлено договором.

То есть предметом такого договора является именно работа, а не ее составляющие (в том числе материальные)

Использование подрядчиком при выполнении договора как собственных, так и покупных ТМЦ, как правило, не приводит к отдельной их продаже заказчику вне или в рамках договора подряда. Их стоимость обычно включается в общую стоимость выполненной работы, которую оплачивает заказчик.

Проблемы, изложенные в вопросе, обычно возникают на практике при выполнении ремонтных работ. Смятение в умы зачастую вносят некоторые ремонтные мастерские и автомобильные СТО. Они отдельно выделяют в счетах/актах из стоимости работ также и замененные (согласно дефектной ведомости) материалы и комплектующие, а затем «копируют» их оттуда в графу 2 «Номенклатура товарів/послуг продавця» раздела Б НН.

На наш взгляд, такой подход может быть «стопроцентно» верен только в том случае, когда в договоре (или счете) сторонами предусматривалось два отдельных предмета договора — работы/услуги и покупные материалы. Или же — вообще было два отдельных договора/счета: один — на приобретение материалов, а другой — на выполнение работ (уже фактически — из материала заказчика). Однако о таком специфическом документальном оформлении читатель в своем вопросе не упоминает.

Когда же речь идет просто о компенсации заказчиком стоимости израсходованных материалов, то такие суммы просто являются составляющими сметы и общей себестоимости (стоимости) работ.

Теперь — ближе к... НДС. ☺

Напомним, что для целей обложения НДС весьма широкий термин «поставка услуг» (см. п.п. 14.1.185 НКУ) включает в себя операции как собственно по предоставлению услуг, так и по выполнению работ.

Поскольку объектом обложения НДС в данном случае является операция по поставке услуг, то и НН должна выписываться именно на поставленные услуги (сиречь — выполненные работы). Ведь отдельных операций по поставке подрядчиком заказчику товаров (т. е. покупных материалов), если мы правильно поняли изложенную читателем ситуацию, не было.

Видимо, на практике в этом вопросе плательщиков несколько сбивает ч. 3 ст. 843 «Цена работы» ГКУ. В этой норме указано, что цена работы в договоре подряда включает возмещение расходов подрядчика* и плату за выполненную им работу. Однако эта норма вовсе не превращает предмет договора из одного в два и не «прибавляет» для целей НДС к поставке услуг (работ) еще и поставку подрядчиком покупных материалов и других его расходных статей. Эта норма просто говорит, что общая цена работы складывается из двух показателей. Она, кстати, отнюдь не обязывает подрядчика в акте выполненных работ выделять и расшифровывать сумму возмещаемых расходов подрядчика...

* Куда помимо упомянутых в вопросе покупных материалов может входить еще оплата субподрядчикам и другие виды расходов.

Впрочем, в определенных случаях предварительное (в договоре, смете) и окончательное (в акте) выделение при расшифровке цены работ расходных составляющих подрядчика может быть предусмотрено договором и оказаться весьма полезным. Например, для последующего обоснования изменения цены работ или даже расторжения договора. Однако сам этот факт (выделение расходных статей, в том числе покупных материалов «попозиционно») в договоре только с «одним предметом» не должен влиять на заполнение НН.

Согласно Порядку заполнения НН, утвержденному приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307, в графу 2 раздела Б НН заносятся данные о номенклатуре товаров/услуг поставщика/продавца. А потому в случае, когда предмет договора — только услуги, в НН лучше вносить только номенклатуру этих услуг. Что исключает указание там компенсируемых в составе стоимости услуг покупных материалов.

Потому считаем, что приводить в данной ситуации в номенклатуре НН стоимость работ (без стоимости покупных ТМЦ), а также отдельно — стоимость таких ТМЦ («попозиционно» или «скопом») — будет не совсем корректно.

Заметим, что

описание (номенклатура) товаров/услуг — один из обязательных реквизитов НН

Если же указать в НН— точно как в акте — и услуги, и материалы, то какой-нибудь проверяющий может попить заказчику кровь из-за такой «некрасивой» номенклатуры НН. В подобной ситуации стоит показать инспектору упомянутую ч. 3 ст. 843 ГКУ и повторять как мантру: «all correct».☺

Может выйти и наоборот — недалекий фискал заявит, что в НН нужно было дублировать то же, что и в акте. Такому говорите, что у вас имела место только поставка услуг, и демонстрируйте договор, где о покупке вами материалов — ни слова. Можно тут вспомнить и постановление Окружного административного суда г. Киева от 24.12.2015 г. по делу № 826/24854/15. Там речь шла о ситуации, когда в графе номенклатуры НН фигурировали только услуги, но акты сдачи-приемки услуг содержали расшифровку предоставленных услуг. Суд счел это корректным и не мешающим установить содержание хозоперации.

Кроме того, на практике, например, бывают ситуации, когда подрядчик для исполнения договора сначала требует от заказчика предоплату на приобретение каких-то материалов и комплектующих, необходимых для выполнения работ. В таких случаях в НН, оформляемой на полученную предоплату, мы бы тоже рекомендовали указывать в графе 2 («Номенклатура...») — конкретный вид «услуг» (работ), являющихся предметом договора подряда, а в графе 6 («Кількість (об’єм, обсяг)») — ту часть, которая соответствует доле предоплаты в общей сумме договора. А в разделе «содержание платежа» платежного документа желательно указывать не «за материалы», а что-то типа — «предоплата за услуги (для приобретения расходных материалов)». Помимо того, что это, на наш взгляд, корректнее, будет и меньше возни. Особенно, когда часть расходных ТМЦ — импортные (т. е. не нужно будет возиться еще и с кодами УКТ ВЭД).

Как мы уже упоминали, исключение составляют те случаи, когда такие «расходные» ТМЦ тоже будут предметом договора**. И такой договор уже фактически будет иметь признаки договора, предусматривающего выполнение работ/услуг из материала заказчика (см. ст. 840 ГКУ).

** Например, одна сторона реализует другой пластиковые окна, а также предоставляет услуги по их установке.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше