Альтернативный источник энергии, или Какой же он, этот «зеленый» тариф?

В избранном В избранное
Печать
Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2016/№ 81
Повышение тарифов на электроэнергию подогрело интерес к использованию альтернативных источников ее получения. Каждый хотел бы стать полностью не зависимым от электроснабжающих организаций. В свою очередь, государство идет навстречу желающим обрести такую энергонезависимость. Для этого в Украине c 2009 года начата государственная программа с экзотическим названием «Зеленый тариф». Несмотря на относительную дороговизну и длительный срок окупаемости инвестиций, сегодня «зеленым» тарифом все больше интересуется бизнес и, соответственно, больше вопросов возникает у бухгалтеров. Давайте разбираться вместе: что такое «зеленый» тариф и как им воспользоваться? Начнем с основных понятий.

Сегодня альтернативные источники энергии (АИЭ) — это (ст. 1 Закона № 555*):

* Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» от 20.02.2003 г. № 555-IV.

1) возобновляемые источники энергии:

— солнечная;

— ветровая;

— геотермальная;

— волн и приливов;

— гидроэнергия;

— биомассы, газа из органических отходов, канализационно-очистных станций, биогаза,

2) вторичные энергетические ресурсы:

— доменный и коксующийся газы;

— газ метан дегазации угольных месторождений,

— преобразование сбросного энергопотенциала технологических процессов.

Согласно подписанному Соглашению об Ассоциации с ЕС (ст. 338 гл. 1 разд. V) Украина взяла на себя обязательства по постепенной интеграции электроэнергетической системы Украины к европейской электроэнергетической сети, а также по стимулированию производства энергии из возобновляемых источников энергии. Большинство европейских стран уже имеют удачный опыт использования альтернативных источников энергии по программе «Зеленый тариф», потому что для субъекта хозяйствования это экономически выгодно.

Самые распространенные источники альтернативной энергии в Украине — солнечные батареи и ветряные генераторы. Причем применять их можно не только чтобы обеспечить свое предприятие электричеством собственной генерации и стать независимым от поставок электроэнергии ее поставщиками, но еще и как хороший способ сохранить свои вложения и получать прибыль в будущем. А стране это позволит экономить традиционные энергоресурсы: газ, уголь и мазут.

Разумеется, начать нужно с экспертной оценки ваших ресурсов: свободных наружных площадей под размещение солнечных батарей или ветрогенераторов. А также и ваших финансовых возможностей.

Понятно, что вы можете ограничиться тем, что генерировать электроэнергию «только для себя», накапливая ее на те моменты, когда она не вырабатывается (темное время суток или «полный штиль»). Но есть «схема» гораздо интереснее: вы подключаетесь к энергосистеме через специальную умную автоматику с узлом учета, и во время недостаточной выработки своей электроэнергии получаете ее из системы, а когда у вас образуется избыток электроэнергии — она сбрасывается в систему, перераспределяясь другим потребителям. А фокус в том, что получаете/покупаете электроэнергию вы по обычному тарифу (т. е. наравне с другими потребителями), а отдаете/продаете ее — по гораздо более высокому (так называемому зеленому тарифу).

Но для того чтобы все это заработало, необходимо побеспокоиться о получении «зеленого» тарифа. Что это такое?

Программа «Зеленый тариф»

Как вы поняли, основное достоинство альтернативных источников энергии заключается в получении энергии, выработанной из бесплатных ресурсов, в частности солнечными батареями или ветряными генераторами. Поскольку для выработки такой энергии необходимы немалые стартовые инвестиции, государство, заинтересованное в поощрении такого бизнеса, устанавливает механизм, благодаря которому выкупает «зеленую» электроэнергию по завышенному тарифу. Специальный завышенный тариф, по которому происходит закупка энергии, произведенной на объектах электроэнергетики из альтернативных источников энергии, и называется «зеленым» тарифом.

Учтите, программа «Зеленый тариф» не распространяется на источники энергии доменного и коксующегося газов, а при использовании гидроэнергии «зеленый» тариф применяют к энергии, произведенной исключительно микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями (ст. 1 Закона 575**).

** Закон Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР.

Важно: государство гарантирует, что

вся произведенная электроэнергия из возобновляемых источников будет выкуплена по «зеленому» тарифу полностью в денежной форме, т. е. без каких-либо зачетов задолженности по расчетам за электроэнергию

По сути, программа «Зеленый тариф» — это механизм привлечения инвестиций в технологии использования альтернативных источников энергии.

Перечислим базовые составляющие механизма работы с «зеленым» тарифом для юрлица:

— гарантированное подключение к существующим энергетическим сетям (ст. 15 Закона № 575);

— гарантированное приобретение государством всей энергии, произведенной из возобновляемых источников (ст. 15 и 171 Закона № 575);

— привязка к евро и фиксация тарифов, по которым приобретается энергия в течение срока действия программы (ст. 171 Закона № 575).

Причем в случае внесения изменений в законодательство, регулирующее порядок стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии, субъекты хозяйствования могут (но не обязаны) избрать новый порядок стимулирования (ст. 171 Закона № 575).

Ставки «зеленого» тарифа

Срок действия «зеленого» тарифа закреплен законодательно до 2030 года для всех субъектов хозяйственной деятельности, вырабатывающих электроэнергию за счет возобновляемых источников энергии (ст. 17 устанавливается для каждого субъекта хозяйствования, который производит электрическую энергию из АИЭ, по каждому виду альтернативной энергии и для каждого объекта электроэнергетики (или для каждой очереди строительства электростанции (пускового комплекса) (ст. 15 Закона № 575).

В частности отметим, что для субъектов хозяйствования, которые производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения,

«зеленый» тариф устанавливается на уровне розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения на январь 2009 года, умноженного на коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии, выработанной из энергии солнечного излучения

Кроме того, можно получить доплату к основной ставке при использовании украинских комплектующих в составе оборудования (ст. 173 Закона № 575). Так, если в установке имеется 30 — 50 % комплектующих, выпущенных в Украине, ставка повышается на 5 — 10 %. То есть пользоваться украинскими солнечными батареями или ветряными генераторами экономически выгодно. Кстати, прежнее требование использовать оборудование исключительно отечественного производства сегодня не действует.

Важно: «зеленый» тариф для объектов электроэнергетики, введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2024 года, и частных домохозяйств, договоры о купле-продаже электрической энергии с которыми заключены до 31 декабря 2024 года, не может быть меньше фиксированного минимального размера «зеленого» тарифа (ст. 171 Закона № 575).

Фиксированный минимальный размер тарифа для субъектов хозяйствования устанавливается путем пересчета в евро «зеленого» тарифа, рассчитанного по правилам Закона № 575, на 1 января 2009 года по официальному валютному курсу НБУ на указанную дату (ст. 171 Закона № 575, п. 1.6 Порядка установления, пересмотра и прекращения действия «зеленого» тарифа на электрическую энергию, утвержденного постановлением НКРЭ от 02.11.2012 г. № 1421).

Перерасчет такой минимальной ставки осуществляется ежеквартально: на последнюю дату каждого квартала на заседании Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Для перерасчета берут средний официальный курс НБУ за последние 30 календарных дней, предшествующих дате такого заседания (п. 1.7 вышеупомянутого Порядка № 1421). Результаты таких перерасчетов размещают на официальном сайте НКРЭКУ и публикуют в информационном бюллетене Комиссии. По состоянию на 01.07.2016 г. размеры «зеленого» тарифа утверждены постановлением НКРЭКУ от 30.06.2016 г. № 1187.

Механизм реализации электроэнергии

Покупка всей электроэнергии, производимой на электростанциях, мощность или объем отпуска которых превышает некие предельные показатели (см. ст. 1 Закона № 575), и вся ее оптовая продажа осуществляются на Оптовом рынке электрической энергии Украины по договорам с потребителями или по договорам с энергопоставщиками. Функционирование других оптовых рынков электрической энергии в Украине запрещается (ст. 15 Закона № 575).

Оптовый рынок в лице Государственного предприятия «Энергорынок», представляющего интересы государства, в каждом расчетном периоде (месяце) обязан покупать*** у субъектов хозяйствования, которым установлен «зеленый» тариф, и осуществлять полную оплату стоимости электрической энергии, произведенной на объектах электроэнергетики из АИЭ. Оплата проводится по «зеленому» тарифу с учетом надбавки к нему, установленной в соответствии со ст. 173 Закона № 575. Причем покупка осуществляется независимо от величины установленной мощности или объемов отпуска электроэнергии.

*** Примерный договор купли-продажи электроэнергии между ГП «Энергорынок» и субъектом хозяйствования, который производит электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии, размещен на сайте ГП «Энергорынок» по адресу: http://www.er.gov.ua/doc.php?c=1276

В каждом расчетном периоде (месяце) объем отпуска электрической энергии определяется за вычетом объема расходов электроэнергии на собственные потребности в электрической энергии соответствующего объекта электроэнергетики (ст. 15 Закона № 575)

То есть избыток выработанной вашей энергоустановкой энергии продается в общую сеть по специальному высокому «зеленому» тарифу. В то же время вы по необходимости покупаете электроэнергию из сети по стандартному тарифу. Допустим, за месяц было выработано электроэнергии 1000 кВт•ч, а использовано на собственные нужды 100 кВт•ч. То есть в сеть передано 900 кВт•ч. Кроме того, за тот же период в связи с отказом системы генерации «зашло» из сети 30 кВт•ч . Таким образом, оплате по «зеленому» тарифу «живыми» деньгами подлежит 900 кВт•ч электроэнергии (1000 - 100). Причем за полученную из сети электроэнергию (30 кВт•ч), по нашему мнению, вам придется уплатить денежными средствами по стандартному тарифу. Ведь, как сказано в ст. 5 Закона № 575, не может быть каких-либо зачетов задолженности по расчетам за электроэнергию.

Естественно, что для бизнеса экономически выгодней всю сгенерированную энергию направлять на реализацию по завышенному тарифу, а для собственных нужд — покупать ее по стандартному тарифу. А для этого есть смысл разделить бизнес на две несвязанные части: которая только генерирует и продает ГП «Энергорынок» по «зеленому» тарифу всю выработанную из альтернативных источников электроэнергию и которая лишь потребляет электроэнергию, приобретаемую на общих основаниях, т. е. по стандартной цене.

Еще один бюрократический момент на пути к оформлению «зеленого» тарифа. Для подтверждения происхождения электрической энергии, произведенной из АИЭ, субъекту хозяйственной деятельности — производителю такой энергии на его запрос Госэнергоэффективности Украины выдает гарантию происхождения электрической энергии (ст. 15 Закона № 575). Порядок выдачи, использования и прекращения действия гарантии происхождения электроэнергии для субъектов хозяйственной деятельности, которые производят электрическую энергию из АИЭ, устанавливается постановлением КМУ от 24.07.2013 г. № 771.

Нужна ли лицензия?

Лицензия предоставляется на деятельность по производству, передаче, распределению, поставке электрической энергии, осуществление функций гарантированного покупателя, осуществление функций системного оператора.

Деятельность по производству электроэнергии субъектов хозяйствования без лицензии разрешается, если величина установленной мощности или отпуск электрической энергии меньше показателей, определенных в условиях и правилах осуществления хоз. деятельности по производству электрической энергии.

Правила и условия осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии регулируются соответствующими Правилами, утвержденными постановлением НКРЭ от 08.02.96 г. № 3. Согласно п. 2.1 этих Правил лицензированию подлежит деятельность субъектов предпринимательской деятельности по производству электрической энергии, которые:

— имеют в своей собственности или пользовании оборудование установленной мощности не менее 5 МВт;

— имеют в своей собственности или пользовании оборудование, которое производит электрическую энергию с использованием АИЭ (кроме доменного и коксующегося газов) установленной мощности не менее 10 МВт или намерены продавать произведенную электрическую энергию указанным оборудованием независимо от установленной мощности на Оптовом рынке электрической энергии Украины.

Поэтому выходит, что для реализации электроэнергии по программе «зеленый» тариф получить лицензию на производство энергии необходимо независимо от мощности АИЭ.

Помните: оформляется «зеленый» тариф только на реализацию электроэнергии государству на Оптовом рынке, а любая поставка на Оптовом рынке требует лицензии.

«Зеленый» тариф для физлиц

В завершение небольшая ремарка в отношении физлиц. Отметим, что благодаря последним изменениям в законодательстве Украины физлица наравне с юридическими лицами тоже получили возможность «продавать в сеть» электроэнергию, которую вырабатывает их альтернативный источник. Однако верхний предел мощности установок (ст. 15 Закона № 575), которые они могут использовать, составляет 30 киловатт (ранее допустимый максимум был 10 киловатт). При этом никакой лицензии физлицам получать не нужно (ст. 15 Закона № 575).

На самом деле очень много вводных, которые необходимо учитывать при расчете окупаемости и доходности от инвестиций в программу «зеленый» тариф. Прежде чем принять решение использовать тот или иной источник альтернативной энергии и оформлять или нет «зеленый» тариф, каждое предприятие самостоятельно рассчитывает выгоду от его внедрения. Кстати, на рынке есть масса предложений по поставке «зеленых» энергосистем «под ключ» — от технико-экономической оценки, проектирования, монтажа до оформления всей разрешительной документации.

Если субъект хозяйствования все же решил встать на путь производства альтернативной энергии, то бухгалтера прежде всего интересует порядок отражения в учете предприятия операций по приобретению альтернативного источника энергии и продаже генерированного на нем электричества. Об этом мы вам расскажем в следующей статье.

выводы

  • Специальный завышенный тариф, по которому происходит закупка энергии, произведенной АИЭ, называется «зеленым» тарифом.
  • Государство гарантирует выкуп энергии по завышенным тарифам в полном объеме в денежной форме, без использования каких-либо видов зачетов погашения задолженности по расчетам за электроэнергию.
  • Размер «зеленого» тарифа рассчитывается с привязкой к евро и фиксируется на протяжении сроков действия программы (законодательно «зеленый» тариф установлен до 01.01.2030 г.).
  • Ежемесячно объем отпуска электрической энергии определяется за вычетом объема расходов электроэнергии на собственные потребности в электрической энергии соответствующего объекта электроэнергетики.
  • Если генерируемая солнечная энергия используется для собственных нужд, то лицензия на ее производство не требуется. Если оформлять «зеленый» тариф, который априори подразумевает реализацию генерируемой энергии на Оптовом рынке, получать лицензию необходимо.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить