(066) 87-010-10 Перезвоните мне
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
1/10
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Сентябрь , 2016/№ 75

Аренда без акта — деньги на ветер, или О первичке по договорам аренды

Письмо Минфина от 30.05.2016 г. № 31-11410-09-10/15182

вывод документа


Для подтверждения хозоперации по предоставлению и получению «арендных» услуг договора об аренде недостаточно — необходимо составление отдельного первичного документа

Вы, конечно же, знаете, что с правовой точки зрения составлять какой-либо документ, подтверждающий факт предоставления арендной услуги, совсем необязательно — достаточно договора и акта приемки-передачи самого объекта аренды.

Но бухгалтер живет не только нормами Гражданского кодекса Украины. И без первичного документа в этом случае ему не обойтись. Напомнил об этом и Минфин. Так, в комментируемом письме сказано, что основанием для бухучета хозопераций являются первичные документы. А собственник или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием, обязан обеспечить фиксирование в них фактов осуществления всех хозопераций. Этого требует ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV (далее — Закон о бухучете). А также п. 2.13 Положения о документальном обеспечении записей в бухучете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88). И «арендная» операция — не исключение.

При этом минфиновцы отметили, что для осуществления арендных платежей, как правило, составляется акт выполненных работ (услуг), который подписывается должностными лицами арендодателя и арендатора. Но условиями договора может быть предусмотрен и другой документ. Такой акт/документ подтверждает факт пользования объектом аренды на протяжении определенного периода времени и обязательно должен содержать стоимость услуги за этот период. Кроме того, в нем должны быть указаны и все другие обязательные реквизиты первичного документа (их перечень приведен в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете и в п. 2.4 Положения № 88).

Важна также дата составления первичного документа. Так, в письме сказано: датой составления первичного документа является дата его подписания. Но здесь нужно помнить, что первичный документ должен быть составлен во время осуществления хозоперации, а если это невозможно — непосредственно после ее завершения. В то же время он должен фиксировать факт осуществления хозоперации ( п. 5 ст. 9 Закона о бухучете). А потому «арендный» акт нельзя составить в начале или середине периода — в этот момент операция еще не завершена. С другой стороны, нельзя его составить и в следующем периоде — здесь «ограничителем» выступает п. 5 ст. 9 Закона о бухучете, устанавливающий, что хозоперация должна быть отражена в учетных регистрах в том периоде, в котором она осуществлена. Поэтому оптимальная дата для составления «арендного» акта — последний день того периода, за который этот акт составлен. А оптимальная периодичность его составления — месяц (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 7, с. 10).

Кроме того, своевременного отражения доходов и расходов требует и ст. 4 Закона о бухучете. Согласно этой статье бухучет и финотчетность должны основываться на принципе начисления и соответствия доходов и расходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухучете и финотчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств.

Учтите: первичный документ, не соответствующий требованиям законодательства, к обработке не принимается, а передается для принятия решения руководителю ( п. 2.16 Положения № 88).

арендные услуги, договор об аренде, первичные документы, акт приемки-передачи добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье