А какие у вас докУменты? ТТН — вот мой документ!

В избранном В избранное
Печать
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2017/№ 62
История применения товарно-транспортной накладной (ТТН) помнит разное: ее то отменяют, то снова возвращают в обиход, то вводят обязательную форму накладной, то послабляют требования и разрешают выписывать ТТНку в произвольной форме. А уж какие жаркие споры все это время ведутся вокруг права на «безТТНные» налоговые расходы и налоговый кредит по НДС! Именно поэтому не лишним будет разобраться с тем, как дела с применением ТТН обстоят сейчас. Вот и давайте выясним, когда нужна ТТН, а когда можно обойтись без нее, какова ее форма и как правильно ее заполнить.

Когда (не) нужна ТТН?

Упоминание о ТТН можно найти сразу в нескольких нормативных актах. Прежде всего основным документом, который оформляют при перевозке грузов автомобильным транспортом, ТТН называют Правила № 363*. Кроме того, среди документов водителя хотят видеть ТТНку п. 1 Перечня № 207**, а также ст. 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

* Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

** Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207.

Но это все же не значит, что оформлять ТТН обречены абсолютно все и всегда. Если проанализировать положения перечисленных документов, ТТН нужна, только когда груз перевозят с привлечением сторонних лиц (перевозчиков) на основании договора перевозки. То есть вопрос, применять или не применять ТТН, решается так:

Таблица 1. Когда (не) нужна ТТН

ТТН

обязательна

необязательна

Груз перевозят сторонние лица на основании договоров на перевозку.

Причем ТТНка в этом случае пригодится независимо от того, каким автотранспортом (легковым или грузовым) перемещают груз

(см. письма Минтранса от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07 и Госкомстата от 25.06.2007 г. № 05/2-8/46)

Предприятие перевозит собственный груз собственным автотранспортом для обеспечения хозяйственной деятельности (например, транспортировка груза осуществляется автотранспортом покупателя, или предприятие перевозит собственный груз со склада на склад, из магазина в магазин, предприятие на собственном транспорте доставляет груз на склад транспортной компании, которая и отвозит груз покупателю)

При перевозке особых групп товаров, для которых установлены типовые формы ТТН (спирта этилового, алкогольных напитков, нефтепродуктов, хлебобулочных изделий и т. д., см. ниже)

Предприятие-поставщик доставляет груз покупателям собственным автотранспортом

Первый случай необязательности ТТН прямо следует из п. 2 Перечня № 207. Право собственности на перевозимый груз достаточно подтвердить любым первичным документом, например, расходной накладной, чеком, закупочным актом и т. д. Кстати, такой же точки зрения придерживаются и в Мининфраструктуры (см. письмо от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14). Кроме того, этот вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановление Херсонского окружного административного суда от 15.06.2017 г. по делу № 821/589/17 и определение ВАСУ от 14.01.2014 г. № К800/31054/13 и др.).

Единственное помните: это все справедливо лишь в том случае, если покупатель перевозит груз собственным автотранспортом за свой счет, т. е. не требует компенсацию своих транспортных расходов с предприятия-продавца. В противном случае без ТТН все же не обойтись.

Что касается второго случая неприменения ТТН из нашей таблицы, то Правила № 363 и Перечень № 207 не требуют обязательного оформления ТТН. Здесь нет места договорным отношениям с перевозчиком, а подтвердить происхождение груза на борту можно любыми другими первичными документами. Однако Мининфраструктуры считает иначе и настаивает на оформлении ТТНки в подобных случаях, причем независимо от того, собственным или арендованным транспортом доставляют груз (см. письмо от 03.09.2013 г. № 10092/25/10-13). Да и налоговики издавна предвзято относятся к «безТТНным» расходам и НДС. Поэтому предприятию, которое хочет обезопасить себя, желательно оформлять ТТН даже при «самотранспортировке» (особенно если стоимость доставки не входит в цену товара и ее прописывают в договоре отдельно).

Итак, мы с вами разобрались, когда нужно/не нужно оформлять ТТН. А теперь поговорим о форме этого документа и вспомним особенности заполнения отдельных ее реквизитов.

Форма ТТН: типовая или произвольная?

Правилами № 363 установлена типовая форма ТТН — форма № 1-ТН (приложение 7 к Правилам № 363). Кроме того, этот документ разрешает не «заморачиваться» с оформлением типовой формы и дает «добро» на выписку ТТНок произвольной формы.

Главное условие применения «произвольной» ТТН — она должна содержать набор обязательных реквизитов, перечисленных в абзаце втором п. 11.1 Правил № 363

Что же это за реквизиты? В ТТН, выписанной «не по форме», должна быть обязательно указана такая информация:

— наименование документа («Товарно-транспортная накладная»);

— дата и место его составления;

— наименование (Ф. И. О.) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

— наименование и количество груза;

— основные характеристики и признаки, которые дают возможность однозначно идентифицировать груз;

— марка, модель, тип, регистрационный номер автомобиля, прицепа/полуприцепа;

— пункты погрузки и разгрузки с указанием полного адреса;

— должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

Получается, что сегодня вы уже не «привязаны» к типовой форме № 1-ТН, которая приведена в Правилах № 363. Вы можете разработать бланк накладной на свой «вкус», т. е. с учетом специфики деятельности именно вашего предприятия. Например, из формы можно «выбросить» лишние в большинстве случаев реквизиты «Транспортные услуги, предоставляемые автомобильным перевозчиком», «Переадресация груза» или «Погрузочно-разгрузочные работы». В то же время кому-то могут понадобиться дополнительные графы для отражения специфической информации о грузе.

Важно! Прежде чем принимать в «оборот» самостоятельно разработанную форму ТТН, ее нужно утвердить приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию.

Право на применение «произвольной» ТТН не распространяется на перевозку некоторых видов грузов, для которых установлены специализированные формы ТТН

То есть произвольная ТТН не облегчит жизнь субъектов предпринимательства, осуществляющих перевозку:

— молочного сырья (заполняют спецТТН по форме № 1-ТН (МС));

— алкогольных напитков (составляют спецТТН по форме № 1-ТН (алкогольні напої));

— спирта этилового (оформляют спецТТН по форме № 1-ТН (спирт));

— высокооктановых кислородосодержащих добавок (заполняют спецТТН по форме № 1-ТН (вкд));

— нефтепродуктов (нефти) (составляют спецТТН по форме № 1-ТТН (нафтопродукт));

— хлебобулочных изделий (оформляют спецТТН по форме № 1-ТТН (хліб));

— древесины (составляют спецТТН по форме ТТН-ліс).

Правила оформления ТТН

ТТН выписывает заказчик транспортных услуг (как правило, это грузоотправитель*) в количестве не менее 4 экземпляров. Таковы требования п. 11.4 Правил № 363. Больше ТТНок потребуется, например, в том случае, если в цепочке грузоотправитель — перевозчик — грузополучатель появляется еще одно звено — экспедитор, которому тоже нужен свой экземпляр ТТН.

* Именно поэтому дальше мы будем исходить из того, что выписывает ТТН грузоотправитель. Однако вам всегда нужно помнить, что заказчиком транспортных услуг может быть и предприятие-грузополучатель и тогда оформление ТТН ложится на его плечи.

И учтите!

Оформлять менее 4 экземпляров ТТН нельзя даже в том случае, когда грузоотправитель, грузополучатель товаров и заказчик услуг по перевозке являются одним и тем же лицом

Это происходит, например, когда предприятие привлекает транспортную компанию для перевозки собственного груза. На этот нюанс заполнения ТТНок обращало внимание Мининфраструктуры в письме от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14.

Более того, отдельный комплект ТТНок в количестве не менее 4 экземпляров понадобится, если перевозчик доставляет груз для одного грузополучателя, но в несколько торговых точек по разным адресам. В таком случае возникает искушение отделаться одной ТТН. Но не спешите! Среди обязательных реквизитов ТТН указана информация о пункте разгрузки товаров с указанием полного адреса. Ну а поскольку адреса в данной ситуации у разных торговых точек будут разные, то для каждой точки нужно оформить отдельную ТТН. Такой вывод следует из разъяснений Мининфраструктуры в упомянутом выше письме от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14.

Что касается обратной ситуации (когда автомобиль за день делает несколько «ходок» по одному и тому же адресу и перевозит однородный товар), то тут, на наш взгляд, выбор за вами: можно оформить несколько комплектов ТТН на каждую поездку, а можно ограничиться одним, выписанным на общее количество груза, которое планируется перевезти за день. При этом оформление промежуточных «ходок» проводится с выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную «ходку».

Первый экземпляр ТТН остается у заказчика (грузоотправителя), второй — достается грузополучателю, ну а третий и четвертый — получает перевозчик (п. 11.6 Правил № 363). При этом на основании третьего экземпляра перевозчик выписывает заказчику счет за предоставленные транспортные услуги. Вместе с этим счетом третий экземпляр ТТН возвращается к заказчику. Четвертый экземпляр перевозчик прилагает к путевому листу. Он служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю**.

** Такая норма содержится в уже отмененной Инструкции № 228. Однако этими правилами можно пользоваться и сейчас.

Заполнять ТТН (и типовой, и произвольной формы) можно как печатным способом, так и вручную. Более того, совершенно спокойно можно оформить ТТНку комбинированным способом, когда часть реквизитов отпечатана на принтере, а часть — заполнена от руки (см. письмо Мининфраструктуры от 11.03.2014 г. № 2455/25/10-14 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 24, с. 5, далее — письмо № 2455).

Все экземпляры ТТН должны быть заверены подписью, а при необходимости (!) печатью или штампом заказчика (грузоотправителя). Такая норма до сих пор содержится в п. 11.4 Правил № 363.

Но обратите внимание!

Правила № 363 не требуют обязательно удостоверять ТТН печатями грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика

Да и согласно ст. 581 ХКУ (с учетом изменений, внесенных Законом Украины от 23.03.2017 № 1982-VIII, который вступил в силу с 19.07.2017 г.) субъект хозяйствования может (но вовсе не обязан) иметь печать. Получается, что ТТН вполне может и не быть заверена печатями сторон, но от этого она не станет недействительной и не утратит силу первичного документа. Кстати, тот факт, что в ТТН не обязательно должна стоять печать предприятия-перевозчика, специалисты Мининфраструктуры говорили еще в письме № 2455.

Кроме того, после приема груза все экземпляры ТТН подписывает водитель (экспедитор) (п. 11.5 Правил № 363). Ну и, конечно же, в форме ТТН предусмотрено место для подписи грузополучателя. Он заверяет своей подписью второй, третий и четвертый экземпляры ТТНки (п. 11.6 Правил № 363).

Кстати, при желании для оформления ТТН можно использовать и факсимиле

Об этом говорили налоговики в своем письме от 04.09.2015 г. № 18936/5/99-99-10-03-02-15. Главное условие — использование факсимильного воспроизведения подписи должно быть предусмотрено письменным соглашением сторон (договором), в котором приведены образцы собственноручных подписей.

Познакомившись с общими правилами оформления ТТН, самое время разобраться с особенностями заполнения некоторых ее реквизитов.

Особенности заполнения некоторых реквизитов ТТН

К сожалению, ни Правила № 363, ни какой-либо другой нормативный акт не устанавливают четких правил оформления ТТН. Но форма у нее, в принципе, не сложная, поэтому заполнить ее не составит особого труда. Тем более в некоторых случаях на помощь нам с вами приходят разъяснения Мининфраструктуры. Итак, давайте разберемся, как заполнить наиболее неоднозначные реквизиты ТТН.

Таблица 2. Порядок заполнения отдельных реквизитов ТТН

№ п/п

Реквизиты ТТН

Порядок заполнения

1

Вид перевезень

В этом поле указывают вид работы перевозчика: по сдельному тарифу, по почасовому тарифу, по покилометровому тарифу, централизованная перевозка и т. д. (см. письмо № 2455)

В тех случаях, когда заполнить этот реквизит таким образом нет возможности (например, предприятие-поставщик перевозит товар покупателю собственным автотранспортом и заполняет ТТН для «подстраховки»), здесь указывают вид перевозок в зависимости от типа — внутригородская, пригородная, междугородная, международная

2

Замовник

Как видно из самого названия поля, здесь указывают наименование предприятия — заказчика транспортных услуг (Ф. И. О физлица- заказчика), т. е. грузоотправителя или грузополучателя, который заключил с перевозчиком договор о перевозке грузов (раздел 1 Правил № 363). Но бывает, что договор на перевозку не заключают, а ТТН выписывают «на всякий случай». Например:

покупатель перевозит груз собственным автотранспортом и за свой счет. Здесь ТТН не нужна, что подтверждает и Мининфраструктуры в письме от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14. Но если вы все же оформляете ТТНку для подстраховки, тогда в этом поле можно поставить прочерк (или как вариант — указать здесь наименование предприятия-покупателя);

продавец доставляет покупателю груз собственным автотранспортом и за свой счет. Мы уже упоминали, что и в этом случае оформлять ТТН вовсе не обязательно, поскольку договор на перевозку здесь не заключается. Но, учитывая мнение Мининфраструктуры (см. письмо от 03.09.2013 г. № 10092/25/10-13), а также фискальную позицию налоговиков в отношении «безТТНных» расходов и НДС, запастись ТТНкой все же будет не лишним. Тогда поле «Замовник» можно не заполнять. Или, как это нередко делается на практике, здесь можно указать наименование предприятия-продавца, за счет которого происходит доставка. Действующее законодательство тонкости заполнения этого реквизита не регламентирует, поэтому вы можете выбрать любой из предложенных вариантов

3

Вантажовідправник, Вантажоодержувач

Указывают полное наименование предприятия-грузоотправителя и грузополучателя соответственно или Ф. И. О. физлица грузоотправителя (грузополучателя). Также не забудьте указать здесь адреса их местонахождения или места жительства.

В том случае, когда грузоотправитель, грузополучатель товаров и заказчик услуг по перевозке являются одним и тем же лицом (например, предприятие привлекает транспортную компанию для перевозки собственного груза), эти поля будут заполнены одинаково

Как видите, по Правилам № 363 грузоотправителем может считаться как юридическое, так и физическое лицо. Поэтому физлица-предприниматели должны выписывать ТТН на общих основаниях, причем независимо от применяемой системы налогообложения

4

Пункт навантаження и Пункт розвантаження

По возможности, здесь указывают полный юридический адрес (населенный пункт, улица, дом) пунктов погрузки и разгрузки груза. Если же склад находится за пределами населенного пункта (например, в поле), можно указать соответствующую административно-территориальную единицу (например, Харьковская обл., Богодуховский р-н, пгт. Гуты). По крайней мере так рекомендует указывать информацию о месте составления первичного документа в аналогичной ситуации Минфин в своем письме от 26.08.2011 г. № 31-08420-07-25/21247

5

Переадресування вантажу

Предприятие-заказчик, которое оформляет ТТН, на этапе ее выписки этот реквизит не заполняет (см. письмо № 2455). Заполнит его впоследствии грузополучатель, если он согласно п. 13.11 Правил № 363 не может принять груз от перевозчика. При этом в данном поле указывают новый пункт назначения, который определяют по согласованию с грузоотправителем.

Если же в процессе перевозки переадресации груза не происходит, тогда при приемке груза грузополучатель проставляет здесь прочерк

6

масою брутто

Понятно, что здесь указывают общую массу перевозимого груза. Помните: определять массу и количество груза у грузоотправителя и у грузополучателя нужно одинаковыми способами. При этом при измерениях следует руководствоваться специальными правилами измерения, установленными главой 6 Правил № 363, в зависимости от вида груза (упакованные, штучные неупакованные, насыпные, навалочные или наливные)

7

Супровідні документи на вантаж

Здесь перечисляют сопроводительные документы на груз, о которых речь идет в п. 11.1 Правил № 363. То есть в зависимости от вида груза это могут быть ветеринарные, санитарные и качественные документы (сертификаты, свидетельства, справки, паспорта и т. д.). По каждому документу нужно указать его название, номер и дату составления

8

Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником

Этот реквизит также в ведении не заказчика, а уже перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. А значит, грузоотправитель, составляя ТТН, оставляет это поле пустым.

Так что же здесь должен указать перевозчик? В письме № 2455 Мининфраструктуры рекомендует при необходимости перечислять здесь дополнительные услуги, связанные с транспортировкой грузов, которые он предоставляет согласно договору на перевозку. Например, кроме собственно перевозки, перевозчик может предоставлять услуги по:

— погрузке-разгрузке груза (п. 8.7 Правил № 363);

— экспедированию груза (п. 10.10 Правил № 363);

— очистке загрязненной грузовой платформы (кузова) автомобиля (п. 13.10 Правил № 363);

— снятию и установке контейнеров на подвижной состав (п. 17.17 Правил № 363);

— снятию и загрузке поддонов на подвижной состав (п. 18.10 Правил № 363)

9

Найменування вантажу

Здесь указывают наименования всех товаров (номера контейнера), перевозимых по договору транспортных услуг. При транспортировке опасных грузов дополнительно указывают класс опасных веществ, к которому отнесен груз. Вроде бы все понятно. Вопросы могут возникнуть у тех предприятий, которые от руки заполняют покупные бланки ТТН. В таком случае может случиться, что все наименования товаров в готовом бланке просто не поместятся. Пункт 11.7 Правил № 363 рекомендует в таком случае приложить к ТТН документ произвольной формы с указанием сведений о грузе (графы 1 — 9 ТТН).

Таким «произвольным» документом может послужить накладная на отпуск товара (см. письмо Госкомстата от 14.12.2007 г. № 05/2-8/100) или другой документ.

Тогда в разделе «Відомості про вантаж» ТТН указывают, что к ней в качестве товарного раздела прилагается документ (указывают наименование, номер и дату его выписки), без которого ТТН считается недействительной и не может быть использована для расчетов с заказчиком.

Конечно же, при применении «произвольных» ТТН, а также в случае самостоятельного «изготовления» бланка ТТН типовой формы таких вопросов не возникнет. Добавить еще пару строк, чтобы вместить всю товарную номенклатуру, — не проблема

10

«Кількість місць» раздела «Відомості про вантаж»

Если понимать название реквизита дословно, то здесь нужно указывать количество мест груза (например, количество мешков, ящиков, бочек, контейнеров и т. п.).

В таком случае:

— в графе «Одиниця виміру» нужно указывать упаковку (мешок, ящик, контейнер, бочка и т. п.);

— в графе «Кількість місць» — количество упаковок (т. е. количество мест);

— в графе «Ціна без ПДВ за одиницю, грн» придется поставить цену за одну упаковку товара (т. е. за один мешок, ящик, контейнер, бочку и т. д.).

Однако при перевозке грузов навалом, насыпью или наливом количество мест не определяют (п. 10.12 Правил № 363). Да и для данных о количестве мест груза в шапке бланка ТТН уже есть отдельное поле. А значит, дублировать его еще и в разделе «Відомості про вантаж» смысла нет. Поэтому, на наш взгляд, при заполнении этого поля можно поступить иначе. Здесь можно показать количество отгруженного товара. Ведь если его не указать здесь, то другого места для этой информации в бланке ТТН вообще нет. При этом варианте заполнения:

— в графе «Одиниця виміру» указывают единицу измерения груза (кг, л, шт. и т. п.);

— в графе «Кількість місць» — количество отгруженного товара (в кг, л, шт. и т. п.);

— в графе «Ціна без ПДВ за одиницю, грн» проставляют цену за одну единицу товара (т. е. за один кг, л, шт. и т. п.).

Кстати, если вы используете «произвольную» форму ТТН, то при заполнении ее вторым способом рекомендуем изменить название поля «Кількість місць» на более подходящее в данном случае, например, «Кількість (об’єм, обсяг)»

11

Документи з вантажем

Здесь перечисляют реквизиты документов, которые водитель получает от грузоотправителя и передает грузополучателю вместе с грузом (товарные, железнодорожные накладные, сертификаты, свидетельства и т. п.)

Вот, в общем-то, и все особенности оформления ТТН. Заполнение других полей этого документа вопросов, как правило, не вызывает. Главное, будьте внимательны и это позволит вам избежать ошибок. А это значит, что у вас проблем не будет. И главное — не будет проблем с отражением транспортных расходов и расходов на приобретение товаров у вашего контрагента-грузополучателя.

Но даже если вы обнаружили в ТТНке какие-то погрешности, не спешите расстраиваться

Дело в том, что неточности и ошибки при заполнении ТТН автоматически не делают этот документ недействительным и не влекут за собой каких-либо негативных налоговых последствий. На это не раз обращали внимание суды (см., например, постановление Донецкого окружного административного суда от 24.04.2017 г. по делу № 805/4960/16-а, постановление Харьковского окружного административного суда от 26.04.2017 г. по делу № 820/1124/17 и постановление Днепропетровского окружного административного суда от 03.05.2017 г. по делу № 804/1239/17). В этих и во многих других судебных решениях судьи регулярно приходят к схожим по сути выводам: ошибки, допущенные при оформлении некоторых первичных документов, не являются основанием для выводов об отсутствии хозяйственной операции при условии, что имеет место фактическое движение активов или изменения в собственном капитале и обязательствах предприятия. Поэтому недочеты в оформлении ТТН не лишают хозоперацию ее реального содержания, а имеющиеся налоговые накладные, оплаты за поставленный товар и дальнейшее использование товаров в собственной хоздеятельности подтверждают факт получения товаров.

Конечно же, искать справедливости в суде — дело хлопотное. Но, как видите, судя по сложившейся судебной практике, при необходимости ваши шансы отстоять свою правоту очень велики.

выводы

  • Если перевозка грузов осуществляется сторонними лицами на основании договоров на перевозку, заказчик транспортных услуг обязан оформлять ТТН.
  • В случае транспортировки собственных грузов на собственном автотранспорте ТТН можно не выписывать.
  • Предприятие-заказчик транспортных услуг, выписывая ТТН, может либо воспользоваться типовой формой № 1-ТН, либо оформить ТТН произвольной формы с указанием в ней обязательных реквизитов из п. 11.1 Правил № 363.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить