(044) 581-10-10 Перезвоните мне
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
1/9
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Август , 2017/№ 70

Профессиональное обучение работников: терминология

«Ни в каком возрасте не поздно сесть за парту», — уверяет американский исследователь Алексей Крол. Более того, чем старше «ученик», тем легче ему может даваться учеба. А все потому, что зрелые люди в мозгу имеют большой набор уже готовых решений тех или иных задач. Благодаря накопленному жизненному опыту они просто знают, как к ним подступиться. Так что работодатель, который помогает работникам повысить свою квалификацию, поступает дальновидно, ведь от этого в итоге выигрывают обе стороны. Вы тоже планируете организовать и финансировать профобучение работников? Тогда, друзья, давайте вместе разберемся во всех нюансах этого важного процесса.

Виды профессионального обучения работников

Профессиональное обучение работников осуществляется непосредственно у работодателя и на договорной основе в профессионально-технических и высших учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях или организациях (ст. 1 Закона № 4312).

Работодатель может осуществлять формальное и неформальное профессиональное обучение работников.

Формальное обучение это традиционный вид профессионального обучения работников, при котором знания, умения и навыки приобретаются в учебном заведении или непосредственно у работодателя в соответствии с требованиями государственных стандартов образования. По результатам такого обучения выдается документ об образовании установленного образца.

Под неформальным обучением ч. 1 ст. 1 Закона № 4312 понимает получение работниками профессиональных знаний, умений и навыков. При этом место получения таких знаний, умений и навыков, срок и форма обучения не регламентированы.

То есть формальное обучение отличается от неформального, в частности:

местом обучения — формальное обучение проводится в учебном заведении, у работодателя, на других предприятиях/учреждениях. Неформальное — непосредственно у работодателя;

программой обучения — формальное обучение проводится на основании требований государственных стандартов образования, типовых учебных планов и программ, стандартов высшего образования (ст. 1 Закона № 4312). Для неформального образования подобных требований нет;

сроками обучения — сроки формального обучения установлены государственными стандартами образования. Сроки неформального образования определяет работодатель;

документом, который выдается по результатам обучения. Итогом прохождения формального обучения является документ об образовании установленного образца — диплом бакалавра, магистра и т. п. (образцы документов о высшем образовании государственного образца утверждены приказом № 525) либо диплом квалифицированного работника, младшего специалиста и т. п. (образцы документов о среднем специальном и профессионально-техническом образовании государственного образца утверждены постановлением КМУ от 22.07.2015 г. № 645). Прохождение неформального обучения работодатель оформляет справкой произвольной формы. В то же время работник может подтвердить полученные в результате неформального обучения знания и официальным документом — свидетельством или сертификатом (об этом читайте ниже).

Интересно, что в формальном обучении рабочих выделяют:

первичную профессиональную подготовку рабочих — это получение профессионально-технического образования лицами, которые ранее не имели рабочей профессии, или специальности другого образовательно-квалификационного уровня, обеспечивающего соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной профессиональной деятельности;

переподготовку — профессионально-техническое обучение, направленное на овладение другой профессией рабочими, уже получившими первичную профессиональную подготовку;

повышение квалификации — профессионально-техническое обучение работников, позволяющее расширить и углубить ранее полученные знания, умения и навыки на уровне требований производства или сферы услуг.

А вот в отношении руководителей и специалистов, как правило, обучающая функция работодателя выражается в организации повышения их квалификации и стажировки.

Вместе с тем работодатель может поучаствовать в получении работниками (да и неработниками) высшего образования. Оно обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами степеней высшего образования, совершенствование их научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Формальное обучение может проводиться в различных формах — дневная, вечерняя (сменная), очно-заочная, дистанционная, экстернатная. Оно может проходить с отрывом/без отрыва от производства и по индивидуальному учебному плану (ч. 1 ст. 7 Закона № 4312).

Для проведения формального профессионального обучения работодатель, направляющий учиться своего работника, издает соответствующий приказ

С приказом работника ознакомляют под подпись. После этого при необходимости работодатель может выдать работнику направление на обучение по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 232.

С формальным обучением разобрались. Переходим к неформальному.

Неформальное обучение осуществляется с согласия работников непосредственно у работодателя по его решению и за счет его средств с учетом нужд собственной хозяйственной или другой деятельности (ч. 7 ст. 6 Закона № 4312).

Чтобы проводить такое обучение, лицензия не нужна. Ведь, как мы сказали выше, по результатам неформального обучения выдается не документ об образовании, а справка с указанием в ней профессии (специальности), по которой осуществлялось обучение, направления повышения квалификации, сроков обучения (п. 2.1 Положения № 127).

Впрочем, у работника есть возможность закрепить результаты такого обучения официально: свидетельством или сертификатом, порядок выдачи которых утвержден приказом Минсоцполитики от 17.07.2014 г. № 477*. Для этого работник должен подтвердить свои знания по правилам, утвержденным постановлением КМУ от 15.05.2013 г. № 340, в соответствующем центре при государственной службе занятости.

* Однако ни такое свидетельство, ни сертификат не являются документами об образовании.

Однако имейте в виду:

во-первых, такое подтверждение допускается лишь по ограниченному кругу рабочих профессий, указанных в Перечне, утвержденном приказом Минсоцполитики от 23.12.2013 г. № 886. Это: повар, сварщик, охранник, электросварщик ручной сварки, продавец непродовольственных товаров и слесарь-ремонтник;

во-вторых, за подтверждение придется заплатить.

Перед тем как направить работника на учебу любого формата, не забудьте получить от него заявление в произвольной форме с указанием направления обучения.

Что касается курсов, семинаров, тренингов и т. п., то такие мероприятия обучением не являются (подробнее см. с. 30).

Организуем профессиональное обучение

Заниматься организацией профессионального обучения работников обязан работодатель. Так утверждают ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 6 Закона № 4312. Причем это касается всех работников, в том числе тех, кто трудится на условиях неполного/сокращенного рабочего времени, по контракту, совместителей, сезонных и временных работников и т. п.

А вот на лиц, которые выполняют работы/предоставляют услуги по гражданско-правовому договору (даже если он называется «трудовое соглашение»), данные правила не распространяются. Ведь такие лица не состоят с предприятием в трудовых отношениях (подробнее об обучении неработников вы можете прочитать дальше).

Профессиональное обучение бывает обязательным и добровольным.

Обязательное обучение — когда это предусмотрено законодательством, коллективным договором, соглашением. Так, например, Положение № 127 предусматривает необходимость проходить:

— для рабочих — обучение на курсах повышения квалификации, как правило, не реже одного раза в 5 лет (п. 2.5);

— для руководителей, специалистов, профессионалов — повышение квалификации и стажировку в зависимости от производственной необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 2.6).

Если работник отказывается повышать квалификацию или не проходит профессиональное обучение в ситуации, когда этого требует от него законодательство, работодатель вправе уволить такого работника на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ (правда, при условии, что работника невозможно перевести по его же согласию на другую работу).

Если же необходимость периодического повышения квалификации работником (прохождения другого вида обучения) прописана в коллективном или трудовом договоре, то, на наш взгляд, за отказ от прохождения обучения работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Добровольное обучение — когда инициатива исходит либо от работника, либо от работодателя. Если работник отказывается от прохождения добровольного обучения, инициированного работодателем, то в общем случае на этом основании его нельзя ни привлечь к дисциплинарной ответственности, ни уволить.

Теперь о договорных моментах. Предположим, что работник будет обучаться в вузе. Тогда после утверждения приказа о его зачислении в это учебное заведение вы заключаете с таким учебным заведением договор об обучении (абзац второй п. 3 разд. X Условий приема и обучения в высших учебных заведениях Украины, утвержденных приказом Минобразования от 13.10.2016 г. № 1236).

Форма Типового договора для предоставления образовательных услуг между вузом и физическим (юридическим) лицом утверждена постановлением КМУ от 19.08.2015 г. № 634.

А вот примерная форма договора об обучении в других учебных заведениях утверждена приказом Минтруда от 10.08.2010 г. № 232.

Договор между работодателем и учебным заведением является двусторонним, но в пользу третьего лица — работника

Одной стороной договора выступает учебное заведение (исполнитель), другой — работодатель (заказчик). Работник как получатель образовательных услуг также проставляет в этом договоре свою подпись.

Данный договор является гражданско-правовым и не привязан к трудовым отношениям. А значит, даже в случае увольнения работника его обучение работодателю придется оплачивать и дальше. Правда, при определенных условиях уплаченную сумму с уволившегося гражданина можно взыскать. Об этих условиях мы поговорим на ниже.

А если работников не обучать?

Законодательные нормы, которые являются основой профессионального обучения работников, устанавливают, что работодатель:

— обеспечивает подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, их экономическое и профессиональное обучение — в собственных или других учебных заведениях по договорам (ч. 2 ст. 69 ХКУ);

— организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другое производственное обучение за счет предприятия (ст. 201 КЗоТ);

— периодически организует в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором и соглашениями, для работников профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации (ч. 3 ст. 34 Закона о занятости).

Легко заметить, что конкретных требований для работодателя по обязательному периодическому обучению работников данные нормы не содержат. Но это еще не значит, что их нет. Такие требования нужно искать в других законах (в том числе профильных), подзаконных нормативных актах.

Кроме того, обязательность обучения может быть зафиксирована в колдоговоре или соглашении.

Согласно законодательству. Как мы сказали выше, в п. 2.5 Положения № 127 прописано: рабочим необходимо периодически повышать квалификацию, как правило, не реже одного раза в 5 лет.

Конкретную периодичность обучения работодатель определяет самостоятельно — в зависимости от нужд своей хозяйственной деятельности

То есть, по идее, работодатель тут имеет свободу выбора — проводить с обучение в указанный пятилетний срок или нет. Зафиксировать конкретную периодичность такой процедуры он может, в частности, в коллективном договоре. Как только это будет сделано, требование о периодическом обучении работников станет для работодателя обязательным.

Руководители, профессионалы и специалисты тоже проходят повышение квалификации и стажировку. Делать это они должны в зависимости от производственной необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 2.6 Положения № 127). Здесь уже, как видите, все конкретнее — работодатель не может самостоятельно «выскакивать» за рамки пятилетнего срока.

Чего ожидать, если «забить» на обязанность обучения?

С одной стороны, Закон о занятости, который служит основой профобучения работников, не предусматривает санкций за его непроведение.

С другой стороны, существует штраф за нарушение трудового законодательства в размере одной минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения (на сегодня — 3200 грн.).

Можно ли непроведение обучения, периодичность которого установлена законодательством, стопроцентно назвать нарушением трудового законодательства? На наш взгляд, нет. Ведь такой вывод предприятие запросто может оспорить. Поэтому проверяющие вряд ли станут штрафовать за такое нарушение.

Однако это общие правила. Профильное же законодательство может предусматривать на этот счет и специальные нормы.

Согласно коллективным договорам/соглашениям. Условия колдоговоров и соглашений являются (ст. 5 Закона о колдоговорах) обязательными для всех предприятий, на которые они распространяются, а также для сторон, которые их заключили.

Если согласно колдоговору работодатель обязан проводить обучение работников, а он этого не делает, то ему может грозить штраф за нарушение трудового законодательства согласно абзацу восьмому ст. 265 КЗоТ в размере одной минзарплаты, установленной на момент выявления нарушения.

Аналогичная ситуация и с соглашениями. В п. 1.32 Генерального соглашения на 2016 — 2017 годы указано, что стороны договорились проводить:

— повышение квалификации работников — не реже одного раза в 5 лет;

— профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников — в периоды их неполной занятости и для работников, которые находятся под угрозой увольнения.

При этом объемы профессионального обучения работников и общие расходы средств на эти цели определяются в коллективных договорах (п. 1.43 Генерального соглашения на 2016 — 2017 годы). То есть здесь главный распорядитель — также коллективный договор.

Что касается отраслевых соглашений, то они тоже могут включать соответствующие нормы в части обучения. И если обязанность периодически обучать работников в таком документе установлена, значит, выполнять это требование работодатель, которого это соглашение касается, обязан. За игнорирование такого требования его ждет та же ответственность, что и за невыполнение условий колдоговора.

профессиональное обучение работников, повышение квалификации добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Понравилась статья?

Оформляйте подписку на журнал «Налоги и бухгалтерский учет», чтобы получить доступ ко всем номерам.

Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье
 Вход в систему ×  Сессия завершена × Вы осуществили вход на сайт с другого браузера или компьютера. Чтобы читать журналы, пожалуйста, авторизуйтесь еще раз
Показать пароль  Забыли пароль?
 Восстановление пароля × Введите Ваш e-mail, и мы вышлем Вам информацию для восстановления пароля на почтовый ящик
 Регистрация ×

Введите только ваше имя, чтобы мы знали как к вам обратиться.
Фамилию и отчество вы сможете позже указать в своем профиле.

 

Допускаются русские и украинские символы.

Телефон используется только для связи с вами.

Пример: +38 (066)870-10-10

Данный номер телефона уже используется пользователями:. Это случайно не вы?

Вы можете войти под одним из существующих email адресов. Если Вы забыли пароль, восстановите его.

Напоминаем, что один номер телефона может быть использован максимум 3 раза!

Почта станет вашим логином в системе. С ее помощью вы сможете войти и восстановить забытый пароль.

На почту приходят системные уведомления и полезная информация.

Показать пароль 

Укажите пароль при помощи которого вы сможете войти в систему.

Используйте кнопку "Показать пароль", чтобы увидеть введенные символы

Данный номер телефона привязан к email адресу:.

Вы можете:

 - использовать другой номер телефона для регистрации;

 - войти под одним из существующих email адресов;

 - восстановить забытый пароль

 ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК ×

Введите только ваше имя, чтобы мы знали как к вам обратиться.
Фамилию и отчество вы сможете позже указать в своем профиле.

 

Допускаются русские и украинские символы.

Телефон используется только для связи с вами.

Пример: +38 (066)870-10-10

Данный номер телефона уже используется пользователями:. Это случайно не вы?

Вы можете войти под одним из существующих email адресов. Если Вы забыли пароль, восстановите его.

Напоминаем, что один номер телефона может быть использован максимум 3 раза!

Данный номер телефона привязан к email адресу:.

Вы можете:

 - использовать другой номер телефона для регистрации;

 - войти под одним из существующих email адресов;

 - восстановить забытый пароль

Спасибо за вашу заявку! Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Телефоны × (044) 581-10-10 (066) 87-010-10 (097) 78-010-10 Перезвоните мне
Вы не авторизованы на сайте × Данная функция доступна только авторизированым пользователям. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.