Темы статей
Выбрать темы

Промоакция, или Маркетинговый «бабах» и его учет

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Промоакция — это особый инструмент продвижения товара. Казалось бы, организовывать концерт с участием эстрадных звезд только для того, чтобы продвинуть на рынок какой-то товар — это «выстрел из пушки по воробьям». Но маркетинговая наука утверждает, что покупатель при выборе товара руководствуется не только потребительскими качествами собственно товара, но и репутацией продавца. Поэтому улучшить свою репутацию путем проведения промо- или PR-акции — абсолютно целесообразно. В данной статье посмотрим, как это учитывать!

Промоакция — это масштабное и довольно затратное мероприятие. Поэтому к его проведению надо как следует подготовиться. Очевидно, намерение провести такую акцию нужно должным образом оформить. Для этого целесообразно издать приказ руководителя предприятия, в котором отметить, что идет речь именно о промоакции с целью улучшить сбыт продукции и улучшить репутацию предприятия в целом. То есть в приказе следует аргументировать, что речь идет не просто о «фейерверке» с целью высадить деньги в воздух, а о том, что у мероприятия есть совершенно конкретная и рациональная экономическая цель.

Кроме того, учитывая масштабность промоакции, целесообразно составить (и также утвердить приказом руководителя) специальную смету расходов на проведение промоакции, чтобы иметь истинное представление о структуре расходов предприятия на промоакцию. К таким расходам могут относиться:

1) аренда помещения, где будет проводиться мероприятие;

2) гонорары приглашенным исполнителям;

3) украшение зала (в том числе с применением символики предприятия);

4) расходы на приглашение, рекламные плакаты и тому подобное;

5) расходы на оборудование промостоек;

6) демонстрационные образцы товаров, которые продвигаются.

Как все это отразить в учете? Об этом будем говорить прямо сейчас!

Бухгалтерский учет

В бухучете любые расходы на проведение промоакции будут рассматриваться как расходы на сбыт и будут списываться в периоде их осуществления в дебет счета 93.

В абсолютном большинстве случаев речь идет об оборотных активах (запасах и краткосрочной задолженности), поэтому переживать из-за амортизации не придется. Однако, по нашему мнению, иногда возможны случаи, когда определенные объекты, созданные с целью проведения промоакции, могут рассматриваться как необоротные активы. Такими активами, в частности, могут быть информационные вывески с названием промоакции, а также промо-стойки долговременного пользования.

Понятное дело, такие активы могут включаться в состав необоротных, только если будут служить предприятию больше года (что на практике маловероятно). Поэтому, если у вас есть такие «долгоиграющие» элементы для промоакции или же если вы проводите промоакцию несколько раз и храните вывески и стойки до следующего мероприятия — все-таки учитывайте их как необоротные активы. При этом вывески в зависимости от стоимости попадут или в ОС (субсчет 109 «Прочие основные средства»), или в МНМА (субсчет 112). А «необоротные» промостойки также в зависимости от стоимости будут включены или в МНМА (субсчет 112), или во временные (нетитульные) сооружения (субсчет 113). Амортизация таких активов будет начисляться проводкой Дт 93 — Кт 132 (131).

Налог на прибыль

В налоговоприбыльном учете за основу для расчета объекта налогообложения берем бухучетный финрезультат (п.п. 134.1.1 НКУ). И в абсолютном большинстве случаев никаких разниц даже высокодоходникам рассчитывать не придется. Даже если вы будете признавать вывески и промостойки необоротными активами, но их стоимость будет меньше 6000 грн. (согласно п.п. 14.1.138 НКУ), вы разницы не будете рассчитывать. Ведь МНМА не являются ОС в понимании НКУ, на что неоднократно обращали внимание фискалы (см., например, письма ГФСУ от 02.03.2017 г. № 4349/6/99-99-15-02-02-15 и от 31.03.2017 г. № 6607/6/99-99-15-02-02-15).

И только в случае, если вывески и стойки будут иметь стоимость свыше 6000 грн., они будут признаны ОС и при их амортизации будут определяться разницы согласно пп. 138.1, 138.2 НКУ. В соответствии с п.п. 138.3.3 НКУ вывески в налоговоприбыльном учете высокодоходника будут зачислены в группу 9 (минимальный срок амортизации — 12 лет), а промостойки — в группу 12 (минимальный срок амортизации — 5 лет). Кроме того, в случае использования таких ценных вывесок и стоек вам придется доказывать связь с хозяйственной деятельностью, ведь без этого не видать «налоговой» амортизации (п.п. 138.3.2 НКУ).

Возможно, вас интересует, нужно ли высокодоходникам увеличивать финрезультат на стоимость демонстрационных образцов товаров, которые вы безвозмездно раздавали в рамках своей промоакции (согласно п.п. 140.5.10 НКУ)? Нет, таких корректировок делать не нужно. Ведь в рамках промоакции и буклеты, и образцы товаров безвозмездно получат физические лица, а для физических лиц п.п. 140.5.10 НКУ предусматривает исключение.

На товары, безвозмездно переданные физическим лицам, финрезультат согласно п.п. 140.5.10 НКУ не увеличивается

НДС

В НДС-учете приобретения с НДС для осуществления промоакции дают предприятию — организатору промоакции право отражать налоговый кредит с НДС. Понятное дело, если на приобретения с НДС есть налоговые накладные и они зарегистрированы в ЕРНН. Однако в случае с НДС по всем таким приобретениям придется доказывать связь с хозяйственной деятельностью. Ибо в противном случае придется начислять «компенсационные» налоговые обязательства согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

Подтвердить связь с хозяйственной деятельностью, кроме собственно приказа руководителя о проведении промоакции и сметы расходов на такую акцию, тоже утвержденной руководителем, могут, например, результаты маркетинговых исследований (исследования потребительских преимуществ, емкости рынка, структуры потребностей потребителей и тому подобное). В обоснование целесообразности понесенных расходов на проведение промоакций можно сослаться на выводы таких исследований, где рекомендуется провести промоакцию.

В судебной практике также можно найти решения, в которых расходы на проведение промоакций признаются связанными с хозяйственной деятельностью (см. постановления ВАСУ от 30.10.2014 г. по делу К/9991/47806/12*; от 26.01.2016 г. по делу № К/800/20502/14**; от 09.02.2016 г. по делу № К/800/449/15***; от 07.04.2016 г. по делу № К/800/16150/13****; от 26.07.2016 г. по делу № К/800/20687/15*****). В частности, в некоторых из вышеупомянутых судебных решений ВАСУ принял к сведению как надлежащие доказательства связи промоакции с хозяйственной деятельности расчет потенциального увеличения количества посетителей в случае проведения промоакции, а также справку о проведении промоакции как инструмента маркетинговой политики предприятия. Именно это отдельные случаи тех подтверждений, которые выше мы вам рекомендовали подготовить.

* См.: http://reyestr.court.gov.ua/Review/41452426.

** См.: http://reyestr.court.gov.ua/Review/55311956.

*** См.: http://reyestr.court.gov.ua/Review/55661415.

**** См.: http://reyestr.court.gov.ua/Review/57034151.

***** См.: http://reyestr.court.gov.ua/Review/59378296.

Также не забывайте, что перед промоакцией вы бесплатно раздаете рекламные буклеты, а непосредственно в процессе промоакции — демонстрационные образцы товаров. Формально такие операции подпадают под термин «поставка товаров» (п.п. 14.1.191 НКУ), поэтому

налоговики настаивают на том, что вам надо начислить НДС на стоимость таких буклетов и образцов исходя из правила минбазы (п. 188.1 НКУ)

По нашему мнению, касательно буклетов оснований для такого начисления НДС нет (более подробно нашу аргументацию читайте на с. 27 сегодняшнего номера), однако если не хотите спорить с фискалами — начисляйте НДС.

Что же касается п. 198.5 НКУ, то в случае, если вы доказали, что промоакция осуществляется с целью повышения сбыта, то считается, что буклеты и образцы использованы в хозяйственной деятельности. Следовательно, п. 198.5 НКУ не применяется. Такую позицию раньше занимали также и налоговики (см. письмо ГФСУ от 19.04.2016 г. № 8819/6/99-99-19-03-02-15 и письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 20.05.2016 г. № 11292/10/26-15-12-01-18).

Несколько похожую позицию фискалы занимают и сейчас в консультации из БЗ, подкатегория 101.06. Они отмечают, что НДС-обязательства не начисляются в случае, когда стоимость безвозмездно переданных товаров, приобретенных с НДС для проведения маркетинговых/рекламных мероприятий, включается в стоимость налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг и компенсируется их потребителями, увеличивая при этом базу налогообложения НДС. В противном случае — «минбазный» НДС. Однако положительным моментом является то, что в случае, когда стоимость безвозмездно переданных товаров не включается в стоимость налогооблагаемых операций, они говорят только об одних НДС-обязательствах — на основании п. 185.1 НКУ (отдельный наш случай — п. 188.1 НКУ, согласно правилу минбазы). О п. 198.5 НКУ не упоминается.

Поэтому можно резюмировать, что фискалы не ставят под сомнение то, что в случае безвозмездной передачи товаров в рамках рекламных или маркетинговых мероприятий такие товары являются использованными в хозяйственной деятельности. Поэтому начисляем только одни налоговые обязательства с НДС — на основании п. 188.1 НКУ. В связи с этим составляем две ПН — «нулевую» и «минбазную» и отражаем такие НДС-обязательства в строке 1.1 декларации по НДС.

НДФЛ, ВС и ЕСВ

Нужно ли облагать НДФЛ, военным сбором и ЕСВ стоимость демонстрационных образцов товаров, которые получат от вашего предприятия физические лица в процессе промоакции? По нашему мнению, нет. Ведь в этом случае такие товары получает неопределенный круг лиц. Если же выплата не является персонализированной, то и о НДФЛ и ВС речь идти не может. Аналогичного мнения придерживаются фискалы (см. письма ГУ ГФС в г. Киеве от 05.07.2016 г. № 14943/10/26-15-13-01-12 и от 05.07.2016 г. № 14944/10/26-15-13-01-12).

Относительно гонораров исполнителям, приглашенным на концерт в рамках вашей промоакции, то здесь нужно четко разделять, кому вы их выплачиваете.

Если договор о предоставлении услуг заключен с:

— физическим лицом — предпринимателем, то из суммы вознаграждения НДФЛ и ВС вы не удерживаете, если таким предпринимателем предоставлена копия документа, подтверждающего его госрегистрацию. В форме № 1ДФ предпринимательский доход отражаете с признаком дохода «157». А вот ЕСВ не будет только тогда, когда предоставляемые им услуги отвечают видам деятельности, указанным в извлечении из Единого госреестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований;

— обычным физлицом, то сумму вознаграждения включайте в базу налогообложения НДФЛ и ВС (п.п. 164.2.2 НКУ, п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). В Налоговом расчете по форме № 1ДФ вознаграждение артисту-резиденту отражайте с признаком дохода — «102», нерезиденту — «177». Кроме того, указанные выплаты также являются базой начисления ЕСВ (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ; см. также консультацию из БЗ, подкатегория 301.03).

Напоследок — пример.

Пример. Предприятие решило провести промоакцию с целью увеличения продаж определенных групп своих товаров. Расходы по аренде помещения составили 9600 грн. (в том числе НДС — 1600 грн.), гонорары приглашенным исполнителям — 45000 грн., расходы на украшение зала — 5000 грн., расходы на рекламу промоакции — 3200 грн. (в том числе роздано 1000 приглашений стоимостью 2 грн./шт.), расходы на оборудование 10 промостоек — 1000 грн./шт., роздано безвозмездно демонстрационных образцов товаров на сумму 4000 грн.

Учет расходов на промоакцию

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

Аренда помещения

1

Начислена арендная плата арендодателю

93

631

8000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

631

1600

641/НДС

644/1

1600

3

Уплачено арендодателю за помещение

631

311

9600

Гонорары исполнителям

4

Начислены гонорары приглашенным артистам

93

685

45000

5

Удержан НДФЛ с доходов артистов

685

641/НДФЛ

8100

6

Удержан ВС с доходов артистов

685

642

675

7

Начислен ЕСВ на сумму гонораров

93

651

9900

8

Выплачены гонорары из кассы предприятия

685

301

36225

Украшение зала

9

Начислены расходы на украшение зала

93

20, 22,

66, 65

5000

Реклама и приглашения

10

Начислены расходы на рекламу

93

631

1000

11

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

631

200

641/НДС

644/1

200

12

Роздано безвозмездно 1000 приглашений на промоакцию

93

209

2000

Оборудование промостоек

13

Списаны расходы на оборудование промостоек

93

20, 22,

66, 65

10000

Раздача демонстрационных образцов

14

Розданы безвозмездно демонстрационные образцы

93

28

4000

15

Начислен НДС на стоимость образцов исходя из правила минбазы

949

641/НДС

800

Как видите, ничего сложного! Удачного вам продвижения вашей продукции на промоакциях!

выводы

  • Расходы на проведение промоакции включаются в состав расходов на сбыт и в абсолютном большинстве случаев не вызывают «налоговоприбыльных» разниц.
  • При безвозмездной раздаче демонстрационных образцов промотоваров начисляем НДС только один раз — на основании п. 188.1 НКУ.
  • Гонорары приглашенных артистов-физлиц облагаются налогом НДФЛ и ВС в общем случае, а вот розданные образцы товаров не облагаются налогом, поскольку получателем является неопределенный круг лиц
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше