Темы статей
Выбрать темы

Корректировка финотчетности за 2016 год на показатель инфляции

Начало уходящего года выдалось тревожным для предприятий, которые ведут бухучет в соответствии с национальными П(С)БУ и по Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996- XIV обязаны обнародовать годовую финотчетность. Все дело в том, что по итогам 2016 года показатель кумулятивного прироста инфляции за период 2014 — 1016 гг. впервые «пробил» потолок, установленный П(С)БУ 22 «Влияние инфляции» на уровне 90 %*. Если быть точнее, его размер составил 101,2 %. Поэтому встал вопрос о корректировке такими предприятиями годовой финотчетности за 2016 год с применением коэффициента корректировки, установленного этим Положением.

* В редакции П(С)БУ 22, действовавшей на 01.01.2017 г.

О том, как это делать, мы рассказывали вам в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 7, с. 27, № 9, с. 21.

Однако Минфин, проанализировав экономические условия в стране по критериям, перечисленным в § 3 МСБУ 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», рассудил иначе. Одно за другим появились несколько разъяснений, из которых следовало: основания для корректировки финотчетности-2016 согласно П(С)БУ 22 отсутствуют (см. письма Минфина от 10.02.2017 г. № 31-11410-01-2/3710 и от 28.02.2017 г. № 11410-06-5/5390). Конечно же, такой вывод был на руку предприятиям. Более того, некоторые даже рискнули воспользоваться им и подавали финотчетность-2016 без каких-либо корректировок.

Но стоило ли так поступать?

На наш взгляд, формально корректировать все же надо было. Ведь до конца срока предоставления годовой финотчетности за 2016 год** П(С)БУ 22 предусматривало только один, количественный критерий перерасчета финотчетности, и он, как мы выяснили, выполнялся. И только с 14.03.2017 г. вступили в силу изменения в П(С)БУ 22, которые предписывают предприятиям принимать в расчет, кроме количественного показателя кумулятивного прироста инфляции в размере 100 %, другие качественные показатели экономической ситуации в стране (наш комментарий к изменениям читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 21, с. 3). Ну а что такое письма Минфина на фоне требований П(С)БУ 22?

** Предельный срок предоставления финотчетности за 2016 год органам статистики — 28 февраля 2017 года, а налоговикам — не позднее 28 февраля 2017 года — для годовых плательщиков налога и 9 февраля 2017 года — для квартальщиков по прибыли.

Вот и получается, что своими лояльными разъяснениями и нерасторопностью, когда дело дошло до того, чтобы свою позицию узаконить, Минфин запутал тех, кто доверился его рекомендациям. И все бы ничего (ну раз уж сам Минфин дал «добро» на составление отчетности без (!) учета инфляции), но сейчас налоговики на местах иногда доначисляют таким «доверчивым» налогоплательщикам налоговые обязательства по прибыли, естественно, со штрафными санкциями. Ведь контролеры, в отличие от Минфина, сразу же высказались «за» проведение корректировки. В своих консультациях они настаивали на том, что предприятия, которые в соответствии с правилами бухучета обязаны корректировать показатели финотчетности на показатель инфляции, должны рассчитывать налог на прибыль от скорректированного на индекс инфляции финрезультата (см. письма ГФСУ от 08.02.2017 г. № 2439/6/99-99-15-02-02-15, от 08.02.2017 г. № 193/2/99-99-15-02-02-10 и от 10.02.2017 г. № 3390/7/99-99-15-02-02-17).

Радует, что в наступающем году мучиться дилеммой «корректировать/не корректировать» финотчетность предприятиям уже не придется. Прежде всего, после последних изменений в П(С)БУ 22 окончательное решение о необходимости пересчета финотчетности в святи с гиперинфляцией отдано на откуп руководителю предприятия. Ведь кроме сугубо математического критерия пересчета финансовой отчетности – достижение кумулятивного прироста инфляции 100 и больше процентов – стандарт предусматривает другие критерии, которые являются результатом профессионального суждения о сложившейся на отчетную дату экономической обстановке в стране. Характеристики экономической ситуации в стране, которые могут быть показателями наличия гиперинфляции, перечислены в п. 4 П(С)БУ 22. Да и кумулятивный прирост инфляции за период 2015 — 2017 гг., вероятно, уже не превысит установленный предел в 100 %.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше