Темы статей
Выбрать темы

СельхозНДС: без спецрежима, но с дотациями

Бобро Анатолий, налоговый эксперт
Завершился 2016 год — и пресловутая ст. 209 НКУ утратила силу, а следовательно, подошел к концу и спецрежим сельхозНДС. Правда, законодатели не бросили аграриев совсем уж на произвол судьбы. На смену спецрежимному порядку внедрен дотационный. Сразу скажем: надеяться на получение госдотации могут, к сожалению, далеко не все аграрии.

Ряд переходных моментов уже разъяснили налоговики в письме ГФСУ от 03.01.2017 г. № 8/7/99-99-15-03-02-17 (далее — письмо № 8). Учтем это в статье.

Спецрежим отменен: последствия

Перечислим их, руководствуясь пп. 48 — 50 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ.

1. Открытые сельхозпредприятиям-спецрежимщикам НДС дополнительные СЭА-счета закрываются со дня, следующего за предельным сроком уплаты НО за декабрь/IV квартал 2016 года. Таким образом, для месячных плательщиков НДС закрытие таких счетов должно состояться 31 января 2017 года, причем без какого-либо участия плательщиков. Казначейство закроет счета на основании полученного реестра от контролеров (п. 48).

2. Помните:

15 января 2017 года — последний день регистрации НН и РК к НН, составленным сельхозпредприятиями, применявшими спецрежим сельхозНДС, по операциям по поставке сельхозтоваров/услуг

Причем зарегистрировать спецрежимные НН и/или РК позднее будет невозможно (п. 49).

3. Сумма отрицательного значения (ОЗ), сформированная по последней спецдекларации за декабрь/IV квартал 2016 года, из строки 21 переносится в общую (бюджетную) декларацию за январь/ I квартал 2017 года в строку 16.1 (п. 50; см. также примеры из письма № 8).

Уменьшение «общего» НО за счет спецрежимного ОЗ, да еще и с отсрочкой на месяц/квартал — не лучший вариант. И тут возникает вопрос: а можно ли рискнуть и сработать на опережение? То есть откорректировать НК по приобретенным товарам/услугам/основным средствам (ОС) в остатках на 31 декабря. На наш взгляд, это возможно, а основанием для этого является п.п. 4 п. 4 разд. V Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по НДС, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21. Ведь уже в декабре известно, что спецрежима с 01.01.2017 г. не будет. Поэтому по итогам декабря аграриям можно говорить об изменении ими направления использования приобретенных производственных факторов.

Причем о корректировке НК можно говорить независимо от результатов по последней спецдекларации, т. е. независимо от положительного или отрицательного значения. Перенос НК отражается по строкам 13 обеих деклараций (общей и специальной) и, главное, за один и тот же отчетный период — декабрь/IV квартал 2016 года. В первой, соответственно, с «плюсом», во второй — с «минусом».

При этом сельхозпредприятие может сначала сделать корректировку НК в декабре, а уже потом, если спецрежимное ОЗ все же возникнет, учесть его в следующем отчетном периоде.

О возможности корректировки НК говорили и контролеры ( письмо ГФСУ от 11.02.2016 г. № 4698/7/99-99-19-03-02-17) в контексте добровольного отказа от спецрежима.

4. Уточняющие расчеты (УР) к «старым» периодам после 01.01.2017 г. должны подаваться по общей форме УР «0110». Доначисленное по ним полностью будет уплачиваться в бюджет (см. письмо № 8).

5. Аннулировать спецрежимных плательщиков будут на основании решения налоговиков. При этом сельхозник не должен предоставлять никаких заявлений на НДС-разрегистрацию и/или НДС-регистрацию. Так сказано в письме № 8.

Дотационный порядок

А теперь поговорим о новом, так называемом дотационном порядке господдержки сельхозотрасли ( п. 51 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ). Приведем его основные моменты.

1. Такой порядок временный — с 01.01.2017 г. до 01.01.2022 г.

2. Претендовать на получение бюджетной дотации для развития сельхозтоваропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции можно, если вы внесены в Реестр, предусмотренный Законом № 1877.

3. Претенденты на дотацию должны подавать декларацию по НДС с приложением.

В приложении отражается расчет НО положительной разницы между суммой НО и суммой НК отчетного периода по операциям, определенным ст. 161 Закона № 1877

Причем в случае отрицательного значения приложение подавать тоже нужно. Подтверждает это п.п. «в» п. 161.1 ст. 161 Закона № 1877, согласно которому приложение подается ежемесячно.

4. Внесенные в Реестр сельхозтоваропроизводители должны подавать расчет так называемой сельхоздоли, определенной по результатам предыдущих 12 последовательных отчетных периодов (месяцев).

Форма приложения должна быть утверждена Минфином.

Для осуществления расчетов с бюджетом сельхозтоваропроизводителей, внесенных в Реестр, ГФСУ отправляет Минагрополитики и Казначейству отдельный реестр, в котором указываются название сельхозтоваропроизводителя, его налоговый номер и индивидуальный налоговый номер, сумма налога, уплаченная в бюджет (здесь как-то не совсем понятно, возможно, законодатели хотели сказать «подлежая уплате»).

Ввиду указанного подсознательно возникает желание назвать его новой вариацией спецрежима. К тому же, как увидим далее, часть новаций созвучна нормам «покойной» ст. 209 НКУ. А с точки зрения подачи отчетности получается, что если ранее сельскохозяйственная и другая деятельности отражались по отдельным декларациям, то теперь их свели вместе с вычленением сельхозНО в отдельном приложении. Согласитесь, такой порядок подачи отчетности, как и ранее, обуславливает ведение отдельного учета операций с сельхозтоварами.

К тому же обратите внимание:

в расчет указанной сельхоздоли в «дотационном» порядке принимаются только сельхозтовары

О сельхозуслугах ни единого слова. Следовательно, стоит ожидать появления новых форм декларации и соответствующих приложений к ней.

Механизм дотационного порядка в общих чертах установлен нововведенной ст. 161 разд. V1 Закона № 1877 (ср. ). Подробно на этом не останавливаясь, осветим основные моменты со ссылкой на соответствующие пункты указанной статьи.

Круг счастливчиков

Право на бюджетную дотацию имеет сельхозтоваропроизводитель по совокупности условий:

— для которого поставка сельхозтоваров, произведенных им на собственных или арендованных основных средствах, является основной деятельностью;

— у которого сельхоздоля не менее 75 %. Причем она рассчитывается (1) только по товарам (без услуг), (2) поставленным в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых месяцев (имеется в виду: отгруженных товаров, в этом случае правило «первого события» как получение средств не работает);

— осуществляющий виды деятельности, определенные п. 161.3 ст. 161 Закона № 1877 (об этом подробнее поговорим далее);

— при условии внесения его в Реестр.

Предусмотрены два исключения из общего правила определения сельхоздоли:

(1) вновь созданные аграрии рассчитывают ее по результатам каждого отдельного отчетного периода;

(2) в расчет не включаются операции по поставке ОС, которые находились в составе ОС не менее 12 последовательных отчетных периодов совокупно, если такие операции не были постоянными и не составляли отдельную предпринимательскую деятельность.

Впрочем, ничего революционного, аналогичное было указано ранее в п. 209.6 НКУ.

Как попасть в Реестр

Для этого

непосредственно руководитель или документально уполномоченное лицо должны подать соответствующее заявление, форму которого должен установить Минфин

В заявлении указываются основания для внесения в Реестр и перечень видов деятельности сельхозтоваропроизводителя, осуществление которых дает право на получение бюджетной дотации ( п. 161.2 ст. 161 Закона № 1877). Если помните, о перечне видов деятельности шла речь в свое время в п. 209.10 НКУ.

На основаниях отказа контролеров во внесении сельхозтоваропроизводителя в Реестр или исключении его из Реестра (в добровольном или принудительном порядке), что регламентировано п. 161.2 ст. 161 Закона № 1877 (который является созвучным п. 209.12 НКУ), не останавливаемся.

Дотационные виды деятельности

Согласно п. 161.3 ст. 161 Закона № 1877 право на получение бюджетной дотации имеют сельхозтоваропроизводители, осуществляющие такие виды деятельности (перечислим по обобщенным группам без детализации по видам продукции).

Выращивание:

— овощей и бахчевых культур, корнеплодов и клубнеплодов 01.13 КВЭД;

— винограда 01.21 КВЭД;

— семечковых и косточковых фруктов 01.24 КВЭД;

— ягод, орехов и других фруктов 01.25 КВЭД;

— табака 01.15 КВЭД .

Разведение:

— крупного рогатого скота молочных пород 01.41 КВЭД;

— прочего крупного рогатого скота и буйволов 01.42 КВЭД ;

— лошадей и других животных семейства лошадиных 01.43 КВЭД;

— овец и коз 01.45 КВЭД;

— свиней 01.46 КВЭД;

— домашней птицы 01.47 КВЭД;

— прочих животных 01.49 КВЭД.

Производство:

— мяса 10.11 КВЭД;

— мяса домашней птицы 10.12 КВЭД;

— прочих пищевых продуктов 10.80 КВЭД.

Переработка молока, производство масла и сыра 10.51 КВЭД.

Итак, очевидно: вектор бюджетных дотаций направлен на наиболее проблемные виды сельхоздеятельности: выращивание овощей, фруктов и производство продукции животноводства.

Имейте в виду, что дотационный порядок распространяется не на весь вид деятельности, а только на определенную его часть. Например, для 01.21 КВЭД это выращивание винограда для производства вина и винограда столовых сортов на виноградниках.

Распределение дотации

Распределение бюджетной дотации между получателями осуществляют органы Казначейства в автоматическом режиме ( п. 161.6 ст. 161 Закона № 1877). Порядок распределения должен утвердить Кабмин.

При этом с 01.01.2018 г. устанавливается ограничение дотации — не более 150 млн грн. в год на одного сельхозтоваропроизводителя с учетом связанных с ним лиц.

На сегодняшний день это пока все. Как вы понимаете, более обстоятельно можно говорить только после появления ряда подзаконных актов от Кабмина, Минфина, ГФСУ, а возможно, и от Минагрополитики и Казначейства, которые также связаны с механизмом реализации новаций на практике.

выводы

  • 15 января 2017 года — последний день регистрации спецрежимных НН и РК.
  • Право на бюджетную дотацию имеют сельхозтоваропроизводители, внесенные в соответствующий Реестр.
  • Заявление для включения в Реестр подается непосредственно руководителем или документально уполномоченным лицом.
  • Дотационная господдержка направляется для наиболее проблемных видов сельхоздеятельности: выращивание овощей, фруктов и производство продукции животноводства.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше