Ряд переходных моментов уже разъяснили налоговики в письме ГФСУ от 03.01.2017 г. № 8/7/99-99-15-03-02-17 (далее — письмо № 8). Учтем это в статье.
Спецрежим отменен: последствия
Перечислим их, руководствуясь пп. 48 — 50 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ.
1. Открытые сельхозпредприятиям-спецрежимщикам НДС дополнительные СЭА-счета закрываются со дня, следующего за предельным сроком уплаты НО за декабрь/IV квартал 2016 года. Таким образом, для месячных плательщиков НДС закрытие таких счетов должно состояться 31 января 2017 года, причем без какого-либо участия плательщиков. Казначейство закроет счета на основании полученного реестра от контролеров (п. 48).
2. Помните:
15 января 2017 года — последний день регистрации НН и РК к НН, составленным сельхозпредприятиями, применявшими спецрежим сельхозНДС, по операциям по поставке сельхозтоваров/услуг
Причем зарегистрировать спецрежимные НН и/или РК позднее будет невозможно (п. 49).
3. Сумма отрицательного значения (ОЗ), сформированная по последней спецдекларации за декабрь/IV квартал 2016 года, из строки 21 переносится в общую (бюджетную) декларацию за январь/ I квартал 2017 года в строку 16.1 (п. 50; см. также примеры из письма № 8).
Уменьшение «общего» НО за счет спецрежимного ОЗ, да еще и с отсрочкой на месяц/квартал — не лучший вариант. И тут возникает вопрос: а можно ли рискнуть и сработать на опережение? То есть откорректировать НК по приобретенным товарам/услугам/основным средствам (ОС) в остатках на 31 декабря. На наш взгляд, это возможно, а основанием для этого является п.п. 4 п. 4 разд. V Порядка заполнения и подачи налоговой отчетности по НДС, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21. Ведь уже в декабре известно, что спецрежима с 01.01.2017 г. не будет. Поэтому по итогам декабря аграриям можно говорить об изменении ими направления использования приобретенных производственных факторов.
Причем о корректировке НК можно говорить независимо от результатов по последней спецдекларации, т. е. независимо от положительного или отрицательного значения. Перенос НК отражается по строкам 13 обеих деклараций (общей и специальной) и, главное, за один и тот же отчетный период — декабрь/IV квартал 2016 года. В первой, соответственно, с «плюсом», во второй — с «минусом».
При этом сельхозпредприятие может сначала сделать корректировку НК в декабре, а уже потом, если спецрежимное ОЗ все же возникнет, учесть его в следующем отчетном периоде.
О возможности корректировки НК говорили и контролеры ( письмо ГФСУ от 11.02.2016 г. № 4698/7/99-99-19-03-02-17) в контексте добровольного отказа от спецрежима.
4. Уточняющие расчеты (УР) к «старым» периодам после 01.01.2017 г. должны подаваться по общей форме УР «0110». Доначисленное по ним полностью будет уплачиваться в бюджет (см. письмо № 8).
5. Аннулировать спецрежимных плательщиков будут на основании решения налоговиков. При этом сельхозник не должен предоставлять никаких заявлений на НДС-разрегистрацию и/или НДС-регистрацию. Так сказано в письме № 8.
Дотационный порядок
А теперь поговорим о новом, так называемом дотационном порядке господдержки сельхозотрасли ( п. 51 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ). Приведем его основные моменты.
1. Такой порядок временный — с 01.01.2017 г. до 01.01.2022 г.
2. Претендовать на получение бюджетной дотации для развития сельхозтоваропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции можно, если вы внесены в Реестр, предусмотренный Законом № 1877.
3. Претенденты на дотацию должны подавать декларацию по НДС с приложением.
В приложении отражается расчет НО положительной разницы между суммой НО и суммой НК отчетного периода по операциям, определенным ст. 161 Закона № 1877
Причем в случае отрицательного значения приложение подавать тоже нужно. Подтверждает это п.п. «в» п. 161.1 ст. 161 Закона № 1877, согласно которому приложение подается ежемесячно.
4. Внесенные в Реестр сельхозтоваропроизводители должны подавать расчет так называемой сельхоздоли, определенной по результатам предыдущих 12 последовательных отчетных периодов (месяцев).
Форма приложения должна быть утверждена Минфином.
Для осуществления расчетов с бюджетом сельхозтоваропроизводителей, внесенных в Реестр, ГФСУ отправляет Минагрополитики и Казначейству отдельный реестр, в котором указываются название сельхозтоваропроизводителя, его налоговый номер и индивидуальный налоговый номер, сумма налога, уплаченная в бюджет (здесь как-то не совсем понятно, возможно, законодатели хотели сказать «подлежая уплате»).
Ввиду указанного подсознательно возникает желание назвать его новой вариацией спецрежима. К тому же, как увидим далее, часть новаций созвучна нормам «покойной» ст. 209 НКУ. А с точки зрения подачи отчетности получается, что если ранее сельскохозяйственная и другая деятельности отражались по отдельным декларациям, то теперь их свели вместе с вычленением сельхозНО в отдельном приложении. Согласитесь, такой порядок подачи отчетности, как и ранее, обуславливает ведение отдельного учета операций с сельхозтоварами.
К тому же обратите внимание:
в расчет указанной сельхоздоли в «дотационном» порядке принимаются только сельхозтовары
О сельхозуслугах ни единого слова. Следовательно, стоит ожидать появления новых форм декларации и соответствующих приложений к ней.
Механизм дотационного порядка в общих чертах установлен нововведенной ст. 161 разд. V1 Закона № 1877 (ср. ). Подробно на этом не останавливаясь, осветим основные моменты со ссылкой на соответствующие пункты указанной статьи.
Круг счастливчиков
Право на бюджетную дотацию имеет сельхозтоваропроизводитель по совокупности условий:
— для которого поставка сельхозтоваров, произведенных им на собственных или арендованных основных средствах, является основной деятельностью;
— у которого сельхоздоля не менее 75 %. Причем она рассчитывается (1) только по товарам (без услуг), (2) поставленным в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых месяцев (имеется в виду: отгруженных товаров, в этом случае правило «первого события» как получение средств не работает);
— осуществляющий виды деятельности, определенные п. 161.3 ст. 161 Закона № 1877 (об этом подробнее поговорим далее);
— при условии внесения его в Реестр.
Предусмотрены два исключения из общего правила определения сельхоздоли:
(1) вновь созданные аграрии рассчитывают ее по результатам каждого отдельного отчетного периода;
(2) в расчет не включаются операции по поставке ОС, которые находились в составе ОС не менее 12 последовательных отчетных периодов совокупно, если такие операции не были постоянными и не составляли отдельную предпринимательскую деятельность.
Впрочем, ничего революционного, аналогичное было указано ранее в п. 209.6 НКУ.
Как попасть в Реестр
Для этого
непосредственно руководитель или документально уполномоченное лицо должны подать соответствующее заявление, форму которого должен установить Минфин
В заявлении указываются основания для внесения в Реестр и перечень видов деятельности сельхозтоваропроизводителя, осуществление которых дает право на получение бюджетной дотации ( п. 161.2 ст. 161 Закона № 1877). Если помните, о перечне видов деятельности шла речь в свое время в п. 209.10 НКУ.
На основаниях отказа контролеров во внесении сельхозтоваропроизводителя в Реестр или исключении его из Реестра (в добровольном или принудительном порядке), что регламентировано п. 161.2 ст. 161 Закона № 1877 (который является созвучным п. 209.12 НКУ), не останавливаемся.
Дотационные виды деятельности
Согласно п. 161.3 ст. 161 Закона № 1877 право на получение бюджетной дотации имеют сельхозтоваропроизводители, осуществляющие такие виды деятельности (перечислим по обобщенным группам без детализации по видам продукции).
Выращивание:
— овощей и бахчевых культур, корнеплодов и клубнеплодов 01.13 КВЭД;
— винограда 01.21 КВЭД;
— семечковых и косточковых фруктов 01.24 КВЭД;
— ягод, орехов и других фруктов 01.25 КВЭД;
— табака 01.15 КВЭД .
Разведение:
— крупного рогатого скота молочных пород 01.41 КВЭД;
— прочего крупного рогатого скота и буйволов 01.42 КВЭД ;
— лошадей и других животных семейства лошадиных 01.43 КВЭД;
— овец и коз 01.45 КВЭД;
— свиней 01.46 КВЭД;
— домашней птицы 01.47 КВЭД;
— прочих животных 01.49 КВЭД.
Производство:
— мяса 10.11 КВЭД;
— мяса домашней птицы 10.12 КВЭД;
— прочих пищевых продуктов 10.80 КВЭД.
Переработка молока, производство масла и сыра 10.51 КВЭД.
Итак, очевидно: вектор бюджетных дотаций направлен на наиболее проблемные виды сельхоздеятельности: выращивание овощей, фруктов и производство продукции животноводства.
Имейте в виду, что дотационный порядок распространяется не на весь вид деятельности, а только на определенную его часть. Например, для 01.21 КВЭД это выращивание винограда для производства вина и винограда столовых сортов на виноградниках.
Распределение дотации
Распределение бюджетной дотации между получателями осуществляют органы Казначейства в автоматическом режиме ( п. 161.6 ст. 161 Закона № 1877). Порядок распределения должен утвердить Кабмин.
При этом с 01.01.2018 г. устанавливается ограничение дотации — не более 150 млн грн. в год на одного сельхозтоваропроизводителя с учетом связанных с ним лиц.
На сегодняшний день это пока все. Как вы понимаете, более обстоятельно можно говорить только после появления ряда подзаконных актов от Кабмина, Минфина, ГФСУ, а возможно, и от Минагрополитики и Казначейства, которые также связаны с механизмом реализации новаций на практике.
выводы
- 15 января 2017 года — последний день регистрации спецрежимных НН и РК.
- Право на бюджетную дотацию имеют сельхозтоваропроизводители, внесенные в соответствующий Реестр.
- Заявление для включения в Реестр подается непосредственно руководителем или документально уполномоченным лицом.
- Дотационная господдержка направляется для наиболее проблемных видов сельхоздеятельности: выращивание овощей, фруктов и производство продукции животноводства.