Темы статей
Выбрать темы

«Ну и запросы у вас...», или Безосновательные письменные запросы налоговиков

Амброзяк Наталья, юрист
Суть дела. Предприятию пришел запрос от главного управления ГФС в области о предоставлении пояснений и документального подтверждения операций с одним из контрагентов. Причиной спора стал тот факт, что налоговики не удосужились как следует обосновать направление своего запроса. Прямо не указали ни на одно из оснований, предусмотренное п. 73.3 НКУ.

Позиция налоговиков

Обосновывая правомерность своего запроса, фискалы утверждали, что в связи с плановой выездной проверкой контрагента-истца им необходимо было получить налоговую информацию об операциях с проверяемым.

При этом «контролеры» напирали на соответствие обращения формальным признакам, предусмотренным все тем же п. 73.3 НКУ. А также уверенно утверждали, что в документе содержится основание, которое позволяет запрашивать информацию у истца.

Решение дела судом

ВАСУ встал на сторону предприятия и указал на следующие моменты.

Во-первых, суд пришел к выводу, что в запросе налоговиков нет ни одного прямого упоминания об основаниях, указанных в п. 73.3 НКУ.

Во-вторых, служители Фемиды отбросили утверждение о том, что в этом случае законным основанием для направления запроса могут стать встречная проверка контрагента-истца и возможные нарушения последним требований законодательства. Аргументировал суд это тем, что в «налоговом послании» не содержится никаких данных, которые свидетельствовали бы о нарушении истцом-предприятием подконтрольного налоговикам законодательства.

Мнение редакции

Подобные ситуации с запросами фискалов возникают сплошь и рядом.

Достаточно часто стражи налогов и сборов что-нибудь да «забудут». Иногда случайно, а иногда и сознательно.

Но требования НКУ — это не просто формальность. Условия и порядок совершения всевозможных действий контролирующими органами установлены Кодексом не просто так, а для соблюдения баланса публичных и частных интересов. То есть интересов государства и хозсубъектов.

Действительно, есть общие нормы, которые наделяют налоговиков правом получать бесплатно «налоговую» информацию от хозсубъектов, госорганов, органов местного самоуправления и прочих «персонажей» ☺ ( п.п. 20.1.2 НКУ).

В свою очередь,

налогоплательщики обязаны запрашиваемую информацию предоставлять

Именно такое положение установлено в п.п. 16.1.7 НКУ.

Однако НКУ предъявляет определенные требования к тексту запроса и его внешнему виду. Безусловно, вы уже знаете о том, как должен выглядеть этот документ*. Но, как говорится, повторенье — мать ученья. Поэтому напомним ключевые моменты.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19.

В соответствии с п. 73.3 НКУ такой документ подписывается руководителем (заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа и должен содержать:

а) основания для предоставления запроса в соответствии с п. 73.3 НКУ, с указанием информации, которая это подтверждает;

б) перечень запрашиваемой информации и список документов, которые предлагается предоставить;

в) печать контролирующего органа.

Основания для направления информационного запроса тоже определены НКУ все в том же п. 73.3:

1) по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и прочего законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС;

2) для определения соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» во время осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со ст. 39 НКУ и/или для определения уровня обычных цен в случаях, определенных НКУ;

3) выявлена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком;

4) в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком:

— НН покупателю или о допущении продавцом товаров/услуг ошибок при указывании обязательных реквизитов НН, предусмотренных п. 201.1 НКУ, и/или нарушении продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки;

— акцизной накладной покупателю или о нарушениях порядка заполнения и/или порядка регистрации акцизной накладной;

5) проводится встречная сверка;

6) в иных случаях, определенных НКУ.

И пусть п. 6 нашего списка достаточно широк, он все-таки ограничивает основания для направления налогового запроса положениями НКУ.

В любом случае фискалы в своем запросе должны внятно сформулировать причину своего «послания» с указанием конкретного пункта НКУ. И даже используя «резиновый» п. 6 нашего списка, точных ссылок не избежать.

В ситуации, которую мы рассматриваем, налоговики обязаны были четко указать в качестве оснований встречную сверку, однако этого не сделали.

При этом в данном случае стоит учесть, что

если запрос составлен с нарушениями требований абзацев первого — пятого п. 73.3 НКУ (см. выше), налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос

Такое правило предусмотрено положениями п. 73.3 НКУ.

Но другой стороной «игнора» может стать проверка. Ведь, с точки зрения фискалов, это всего лишь незаконное отсутствие ответа. Поэтому некоторые налогоплательщики, дабы избежать подобной участи, как и в этом случае, пытались обжаловать в судебном порядке действия «контролеров» по направлению «налогового» запроса. И до недавнего времени суды ничего и слышать не хотели о таких исках.

Из решения в решение ВАСУ* повторял одну и ту же «мантру»: информационный запрос не создает никаких правовых последствий и не влияет на права и обязанности хозсубъекта. При этом единственным правовым последствием составления и направления письменного запроса является возникновение обязанности у налогоплательщика подать эту информацию. Поэтому если запрос составлен с нарушением требований действующего законодательства, соответствующая обязанность у хозсубъекта не возникает (еще раз акцентируем: это опасная позиция для налогоплательщика).

* См., например, определение ВАСУ от 12.07.2016 г. по делу № 813/3182/14 (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/58983906).

Современная же практика предоставляет еще один шанс «разрулить» ситуацию в рамках правового поля.

Ведь, как ни крути, положениями НКУ в равной степени должны руководствоваться и налогоплательщики, и контролирующие органы. Надеемся, что, по крайней мере, высшие судебные инстанции и дальше будут придерживаться подобной позиции.

 

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

23 февраля 2017 года г. Киев К/800/25008/16

Высший административный суд Украины <...> установил:

В марте 2016 года Общество с ограниченной ответственностью <...> обратилось в суд с иском, в котором просило признать противоправными действия <...> государственной налоговой инспекции <...> по поводу составления и направления запроса <...> об истребовании у ООО <...> пояснений и их документального подтверждения.

<...>

По смыслу п. 73.3 ст. 73 НК Украины письменный запрос о предоставлении информации направляется налогоплательщику или иным субъектам информационных отношений, в частности, когда: по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы; для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок и в других случаях, предусмотренных ст. 39 НК; выявлена ​​недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, предоставленных налогоплательщиком; в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной; при проведении встречной сверки; в других случаях, определенных этим Кодексом.

<...>

Так, судами предыдущих инстанций из запроса <...> установлено, что ответчик, на основании п.п. 16.1.5 п. 16.1 ст. 16, п.п. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20, п. 73.3 и 73.5 ст. 73 НК Украины, просит истца предоставить пояснения и документальное подтверждение хозяйственных отношений с ЧП <...> за период 2013 — 2014 годы.

В то же время в указанном запросе ответчика конкретно не указано ни об одном или нескольких из шести определенных в п. 73.3 ст. 73 НК Украины основаниях для направления такого запроса.

Доводы налогового органа о том, что запрос направлен истцу в связи с проведением встречной сверки его контрагента и возможны нарушения им требований законодательства <...>, суд кассационной инстанции считает безосновательными, поскольку в указанном запросе истца не указано никаких данных о выявленных фактах во время анализа налоговой отчетности по НДС с использованием результатов автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов данных ЕРНН, которые свидетельствуют о возможных нарушениях истцом или его контрагентами требований налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

С учетом указанного выше, суд кассационной инстанции считает правильными выводы суда І инстанции, что запрос ответчика о предоставлении информации <...> был оформлен с нарушением законодательно установленного порядка, и поэтому истец освобожден от обязанности предоставлять ответ на указанный запрос в соответствии с абз. 14 п. 73.3 ст. 73 НК Украины и, как следствие, действия налогового органа по поводу направления указанного запроса являются противоправными.

<...>

Учитывая вышесказанное, коллегия судей приходит к выводу, что из решения суда первой инстанции усматривается, что при его принятии суд не допустил нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы быть основанием для отмены или изменения судебного решения, и оно принято в соответствии с законом и отменено ошибочно

<...>

ОПРЕДЕЛИЛ:

Кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью <...> удовлетворить.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше