Предположим, что после регистрации плательщиком НДС предприятие продолжит работать «как обычно», т. е. не изменится ни количество пациентов, ни зарплата персонала, ни тарифы на коммуналку. И что покупки основных средств предприятие тоже не планирует. Чтобы пациенты не заметили, что изменился ваш налоговый статус, нужно главное — чтобы не изменились цены на услуги. А тут кое-что зависит от налогового статуса пациентов.
Исходя из характера оказываемых вами согласно медлицензии услуг положим, что все ваши пациенты — обычные физлица (неплательщики НДС), и посему их абсолютно не интересует структура вашей цены в том смысле, включает ли она НДС или не включает. Это может волновать лишь плательщиков НДС — если среди ваших клиентов есть, скажем, юрлица либо ФЛП, которых интересует «получение» налогового кредита (НК) по НДС.
В структуре ваших поставок превалируют услуги здравоохранения, освобожденные от обложения НДС на основании п.п. 197.1.5 НКУ (код льготы — 14060409 согласно Справочнику № 83/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета по состоянию на 01.07.2017 г.). Но у вас есть незначительная часть медуслуг, не подпадающих под это освобождение (т. е. облагаемых по ставке 20 %), а также медтоваров, облагаемых по ставке 7 % (см. там же коды льгот 14060508, 14060509, 14060510).
И тут мы вас предупреждаем о двух «НДС-обязанностях», которые непременно коснутся вас после регистрации плательщиком этого налога и которые для пущей наглядности обозначим как:
1) «доначисление» — на дату приобретения с НДС товаров/услуг (и необоротных активов — хотя мы о них тут и не говорим) для использования в операциях, освобожденных от налогообложения, следует начислять «компенсирующие» налоговые обязательства (НО) согласно п.п. «б» п. 198.5 НКУ;
2) «распределение» — если одни и те же приобретения (та же коммуналка) используются как в освобожденных, так и в облагаемых операциях, то вам придется распределять НО «пропорционально» согласно ст. 199 НКУ.
Не станем погружать вас в дебри так называемого ЧВ-распределения (см., например, письмо ГФСУ от 12.01.2017 г. № 599/7/99-99-15-03-02-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 9, с. 4), а только отметим, что от этой головоломки вам отвертеться не удастся. Хотя ввиду незначительности части облагаемых операций по отношению к объему освобожденных можно ограничиться утверждением, что примерно вся сумма вашего «входного» НДС, автоматом (разумеется, на основании зарегистрированных НН) попавшего в ваш НК, должна быть «скомпенсирована» начислением соответствующих НО.
Таким образом, став плательщиком НДС и получая от пациента те же 100 грн. (как и до этого — без НДС), которые вы получали и раньше в статусе неплательщика НДС, вы будете платить с этого дохода ЕН в сумме 3 грн. вместо прежних 5 грн. Но если для получения такого дохода приходится нести, скажем, 36 грн. расходов (та же коммуналка и расходники), в которых 6 грн. составляет «входной» НДС (и дает НК), то этот НК «свернется» с доначисленными «компенсирующими» НО в той же сумме, после чего в декларации по НДС останется пшик…
Ну, и вспоминая пусть мизерного объема, но — облагаемые ваши операции, заметим, что они-то наверняка добавят пусть и «мелкие», но тоже НО, которые потребуют отвлечения средств на уплату в бюджет НДС. И если цену не поднимать — соответственно потеряете чистую прибыль.
Короче: плюс перехода с 5% на 3 % — это экономия на уплате ЕН, минус — возня с НДС-администрированием (регистрацией НН), что может повлечь дополнительные расходы (в том числе и на оплату труда специально обученного бухгалтера по НДС), а также с подачей Отчета о льготах согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233. ☹
А конкретные показатели для сравнительного расчета вы можете взять из своего бухучета.