(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
6/12
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Июнь , 2017/№ 44

Фактическая проверка: процедурные моменты

http://tinyurl.com/y3fohn4r
В предыдущих статьях этого номера мы разобрались с общими и «документальными» нюансами фактических проверок. Настал черед покопаться в процедурных вопросах. В какие сроки проводится фактическая проверка? Могут ли прийти в выходной или ночью? Какими правами обладает проверяющий в рамках РРОшной фактической проверки? Разложим все по полочкам.

Временные рамки

Затрагивая тему сроков проведения фактических проверок, по традиции заглянем в НКУ. В соответствии с п. 82.3 Кодекса общая длительность таких проверок ограничена. Она не должна превышать 10 суток.

Могут ли продлить?

Продление срока проводится по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа. Но не более чем на 5 суток.

Оснований для продления срока всего два:

1) заявление хозсубъекта (в случае если ему необходимо подать документы, которые касаются вопросов проверки);

2) сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени хозсубъекта и/или его хозяйственных объектов.

Обратите внимание: в п. 82.3 НКУ используется не совсем привычный для нас в рамках налоговых проверок термин — «сутки». В то время как для остальных контрольных мероприятий употребляются «рабочие дни».

Таким образом, если, например, торговая точка с РРО работает круглосуточно, то

налоговики могут выйти на проверку как в дневное время, так и в ночное

Проверить вас могут в подобном случае и в выходной день.

При этом проведение фактической проверки не может быть остановлено (в отличие от документальной выездной (плановой/внеплановой) проверки для крупных налогоплательщиков).

Инспектор почти Всемогущий

Что же может, а чего не может делать проверяющий в рамках фактической проверки по вопросам РРО?

Здесь НКУ предусматривает две специфические процедуры:

1) контрольная расчетная операция (до проведения проверки);

2) хронометраж (во время проведения проверки).

Теперь о каждой из них поговорим подробнее.

Контрольная расчетная операция. В соответствии с п. 80.4 НКУ перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка проведения расчетных и ведения кассовых операций должностными лицами контролирующих органов на основании п.п. 20.1.9 НКУ* может проводиться контрольная расчетная операция.

* Ссылка на п.п. 20.1.9 в п. 80.4 НКУ некорректна, так как в пункте речь идет о праве налоговиков требовать проведения инвентаризации. Эта путаница, должно быть, произошла, когда в 2013 году вносились очередные изменения (Законом Украины от 04.07.2013 г. № 404-VII). До внесения изменений именно п.п. 20.1.9 НКУ был посвящен контрольным расчетным операциям. Но налоговиков это не смущает (см. разъяснение в категории 109.09 БЗ).

Подобное право предусмотрено для проверяющих и п.п. 20.1.11 НКУ.

При этом товары, полученные должностными лицами контролирующих органов во время проведения контрольной расчетной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде.

Если же вернуть такой товар невозможно, то возмещение расходов производится в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Проблема в том, что на сегодня законодательство о защите прав потребителей никак не регулирует этот вопрос.

Хронометраж. Что же собой представляет эта «неведома зверушка»?

Ответ находим в п.п. 14.1.264 НКУ. В частности, хронометраж — это процесс наблюдения за ведением хоздеятельности.

Такая процедура применяется контролирующими органами с целью установления реальных показателей деятельности налогоплательщика, которая проводится на соответствующем месте ее осуществления.

Хронометраж хозяйственных операций проводится именно во время фактической проверки непосредственно «контролерами»

То есть наблюдать за хоздеятельностью до начала проверки и использовать это в качестве доказательств проверяющие не могут.

По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами хозсубъекта (его представителями и/или лицами, которые фактически проводят хозоперации).

Проблема этой процедуры в том, что ее порядок проведения ни одним нормативным актом прямо не закреплен. Особенно напрягает отсутствие четкого обозначения конкретных хозопераций, поддающихся хронометражу.

Более того, не определена форма «хронометражной» справки.

Инвентаризация. Кроме упоминаемых в ст. 80 НКУ процедур, в рамки фактических проверок вписывается требование проверяющего провести инвентаризацию.

В частности, согласно п.п. 20.1.9 НКУ контролеры имеют право во время проверок налогоплательщиков требовать проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков ТМЦ, наличных.

Здесь обратим ваше внимание на несколько моментов.

Во-первых, проверяющий имеет право требовать провести инвентаризацию, но никак не проводить ее самостоятельно. Налоговики могут просто присутствовать при инвентаризации.

Во-вторых, форма требования о проведении «принудительной» инвентаризации ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена.

В-третьих, НКУ не предусматривает, в каких случаях и в какие сроки предприниматель обязан провести инвентаризацию по требованию проверяющих.

Однако в соответствии с абзацем шестым п. 7 Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного Приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879, проведение инвентаризации на основании надлежащим образом оформленного документа уполномоченного органа должно начаться в срок и в объемах, указанных в таком документе. Но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа.

С моментом начала инвентаризации «по требованию» все более-менее ясно.

А что же с ее окончанием? Должен ли проверяемый уложиться в сроки проведения фактической проверки?

По мнению налоговиков, высказанному еще в 2011 году в письме от 26.05.2011 г. № 6322/5/23-4016,

с инвентаризацией нужно «уложиться» в сроки проведения проверок

Аргументируют фискалы это тем, что результаты этой процедуры влияют на результаты проверки. Поэтому исследование итогов инвентаризации должно быть осуществлено «контролерами» именно в ходе такой проверки.

Да, попытаться уложиться в сроки проверки с инвентаризацией нужно.

Но если вы не успели, то привлечь вас за это к ответственности невозможно.

Все запугивания будут безосновательными, так как момент окончания «принудительной» инвентаризации ни одним нормативно-правовым актом не обозначен.

В-четвертых, возникает вопрос — можно ли проигнорировать подобные требования?

Делать этого мы вам не советуем. Причина в том, что в таком случае проверяемому грозит арест его активов. Такое основание содержится в п.п. 94.2.8 НКУ.

Итог проверки

После окончания проверки инспектор должен составить акт (если были выявлены нарушения) или справку (если нарушения отсутствовали).

Акт. Формируется в двух экземплярах. Затем каждый из них подписывается проверяющим и лицом, которое проводило расчетную операцию, налогоплательщиком и/или его представителем (при наличии). В то же время оставлять «автограф» на акте можно как по месту проведения проверки, так и в помещении контролирующего органа ( абзац третий п. 86.5 НКУ).

Не согласны с актом? Подписывая документ, обязательно изложите свои замечания.

Также НКУ предусматривает процедуру подачи контролирующим органам возражений и/или дополнительных документов. На все про все у проверяемого 5 рабочих дней следующих за днем получения акта (справки). Рассматриваются такие возражения (документы) налоговиками в течение 7 рабочих дней с момента их получения ( п. 86.7 НКУ).

Если вы откажетесь принимать или подписывать акт, то вам его вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении ( абзац пятый п. 86.5 НКУ).

Более того, отказ налогоплательщика или его представителей от подписания акта

не освобождает от обязанности уплатить определенные «контролерами» во время проверки денежные обязательства

Подобное правило установлено абзацем вторым п. 86.4 НКУ.

НУР*. Выносится руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за вручением налогоплательщику (его представителю или лицу, которое проводило расчетные операции) акта проверки.

* Налоговое уведомление-решение.

«Контролерам» подавались возражения к акту и/или дополнительные документы?

В таком случае НУР выносится в течение 3 рабочих дней, следующих за предоставлением (направлением) письменного ответа на возражения.

Форма и порядок направления уведомления-решения предусмотрены приказом Минфина от 28.12.2015 г. № 1204.

Итак, с важными процедурными нюансами мы с вами тоже разобрались. Конечно, законодательство имеет некоторые шероховатости. И не всегда эти «пробелы» могут сыграть в вашу пользу. Но это ни в коем случае не отменяет необходимость быть внимательными к действиям проверяющих.

На этом мы заканчиваем рассмотрение вопросов, связанных с фактическими проверками.

На очереди у нас другие «болевые точки» РРО.

выводы

  • Граничные сроки проведения фактических проверок исчисляются в сутках.
  • В рамках фактических проверок, связанных с РРО, инспекторы могут проводить контрольные расчетные операции, хронометраж и требовать проведения инвентаризации.
  • Хронометраж хозяйственных операций проводится во время фактической проверки непосредственно «контролерами».
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
фактическая проверка, процедурные моменты добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье