Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны труда

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Свириденко Алла, юрист Амброзяк Наталья
Налоги & бухучет Май, 2017/№ 40
В избранном В избранное
Печать
Естественно, на каждое нарушение найдется и ответственность. Тем более, если речь идет о жизни и здоровье работника. С основами ОТ на предприятии, а также со способами контроля за этой сферой мы разобрались. Настало время поговорить о том, какие последствия повлечет за собой пренебрежение требованиями нормативно-правовых актов в сфере ОТ.
За нарушение установленных законодательством правил осуществления хоздеятельности к субъектам хозяйствования уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления могут применяться административно-хозяйственные санкции. Кроме того, за отдельные нарушения законов и других нормативно-правовых актов по ОТ виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. Пройдемся по административно-хозяйственным санкциям.

12.1. Санкции, налагаемые на работодателей

Начнем с Закона об охране труда.

Юрлица, независимо от формы собственности, и физлица, использующие наемный труд, за невыполнение требований, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 19 Закона об охране труда, привлекаются к ответственности в виде штрафа ( ст. 43 Закона об охране труда).

Какие требования выдвигают положения ч. 3 и 4 ст. 19 Закона об охране труда?

Речь идет об обязательной минимальной величине затрат на ОТ. Так, предприятия, независимо от формы собственности, или физлица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, должны затратить на ОТ не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год. Если мы говорим о бюджетниках, то суммы таких расходов у них устанавливаются в коллективном договоре с учетом финансовых возможностей.

При этом затраты на ОТ определяются по правилам налогового и бухгалтерского учета. Их размер устанавливается за период, равный календарному году (с 1 января по 31 декабря). Показатели фонда оплаты труда «трудовые» проверяющие смогут узнать из статотчетности, в частности, из формы № 1-ПВ (квартальна) «Звіт з праці». Показатели же понесенных расходов на ОТ предприятие может подтвердить первичными документами на оплату соответствующих мероприятий или приобретение средств по ОТ.

Не выполнили норматив? Штраф за это нарушение составляет 25 % разницы между расчетной минимальной суммой затрат на ОТ в отчетном периоде и фактической суммой таких расходов за этот же период. Однако

максимальный размер взыскания не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год

Кроме того, за неуплату либо несвоевременную уплату штрафа предусмотрено начисление пени из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ*, действовавшей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки. Получается, если за время существования задолженности учетная ставка НБУ изменится, расчет пени необходимо будет делать частями. При этом следует выделить количество дней, когда действовала каждая из учетных ставок НБУ.

* Напомним: с 14.04.2017 г. учетная ставка НБУ установлена в размере 13 % годовых.

Обратите внимание: Законом об охране труда установлен только минимальный предел затрат на ОТ. Его конкретный размер по согласованию с трудовым коллективом (в лице профсоюза или иного представителя) необходимо оговорить в коллективном договоре. Если же договор не заключен — закрепить в положении об ОТ.

Не лишней будет и оговорка о том, что определенная таким образом сумма направляется на финансирование мероприятий по ОТ, осуществляемых в течение календарного года, согласно Перечню № 994. При желании можно также конкретизировать периодичность выделения средств для финансирования мероприятий по ОТ (оптимальный вариант — ежемесячно) либо иной порядок их выделения (например, по инициативе профсоюза).

Предприятие в колдоговоре (в положении об ОТ) взяло на себя повышенные обязательства по финансированию ОТ? Размер штрафа в любом случае должен рассчитываться исходя из минимального показателя, предусмотренного законом, т. е. 0,5 % фонда оплаты труда.

Впрочем, еще Госгорпромнадзор утверждал, что

механизма взыскания с работодателей указанного штрафа за нарушение законодательства об ОТ нет

Причина этому — отсутствие закона, который определял бы порядок начисления, взыскания штрафа и пени на неуплаченную его сумму (см. письмо от 17.11.2011 г. № 1/02-9.1-9/8.2/8761). И это разъяснение до сих пор остается актуальным.

Однако не стоит забывать о штрафах, предусмотренных ст. 265 КЗоТ. В частности, за нарушение иных требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым — седьмым ч. 2 ст. 265 КЗоТ. А именно: штраф в размере 1 минимальной заработной платы (на сегодняшний день составляет 3200 грн.).

Кроме штрафов, к административно-хозяйственным санкциям также можно отнести запреты либо ограничения:

1) эксплуатации предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений;

2) выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда;

3) выполнения определенных работ;

4) применения новых опасных веществ;

5) реализации продукции.

Перечисленные выше санкции могут вводиться по результатам проверки Гоструда и действовать до их отмены. Основанием для прекращения запретов являются результаты проверки по поводу устранения хозсубъектом выявленных ранее нарушений.

Кроме того, согласно ст. 21 Закона об охране труда нарушение требований нормативно-правовых актов по ОТ может повлечь за собой аннулирование выданных ранее разрешений*.

* Гоструда выдает разрешения на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 26.10.2011 г. № 1107.

Далее поговорим о санкциях, применяемых к физическим лицам, виновным в нарушении правил ОТ.

12.2. Административные санкции

Должностные лица и другие работники предприятий, а также физлица-предприниматели могут привлекаться к административной ответственности согласно КУоАП. Какие админштрафы грозят за нарушения в сфере ОТ, вы можете узнать из табл. 12.1.

Таблица 12.1. Админштрафы за нарушения требований законодательства по ОТ

№ п/п

Вид нарушения

Лица, привлекаемые к ответственности

Санкция за нарушение

Нормативный акт

1

Нарушение сроков проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения*

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане — субъекты предпринимательской деятельности

Штраф в размере от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) (от 510 до 1700 грн.)

Ч. 1 ст. 41 КУоАП

* О проведении аттестации рабочих мест см. в разделе 3 на с. 25.

2

Повторное совершение нарушения, указанного в п. 1 этой таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же действия

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане — субъекты предпринимательской деятельности

Штраф в размере от 100 до 300 ннмдг (от 1700 до 5100 грн.)

Ч. 2 ст. 41 КУоАП

3

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об ОТ

Работники

Штраф в размере от 4 до 10 ннмдг (от 68 до 170 грн.)

Ч. 5 ст. 41 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане — субъекты предпринимательской деятельности

Штраф в размере от 20 до 40 ннмдг (от 340 до 680 грн.)

4

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) Гоструда* о несчастном случае на производстве

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций и физические лица, которые используют наемный труд

Штраф в размере от 20 до 50 ннмдг (от 340 до 850 грн.)

Ч. 6 ст. 41 КУоАП

* Напомним: подобное уведомление осуществляется через территориальные органы Гоструда.

5

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Гоструда

Работники

Штраф в размере от 4 до 10 ннмдг

(от 68 до 170 грн.)

Ст. 93 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций

Штраф в размере от 20 до 40 ннмдг (от 340 до 680 грн.)

6

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Гоструда

Работники

Штраф в размере от 4 до 10 ннмдг

(от 68 до 170 грн.)

Ст. 94 КУоАП

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций

Штраф в размере от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.)

7

Невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда об устранении нарушений законодательства об ОТ или создание препятствий для деятельности этого органа

Работники

Штраф в размере от 6 до 10 ннмдг

(от 102 до 170 грн.)

Ст. 1884 КУоАП

Должностные лица

Штраф в размере от 30 до 100 ннмдг

(от 510 до 1700 грн.)

8

Несвоевременное информирование Фонда социального страхования Украины о произошедших несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях, изменениях технологии работ или вида деятельности

Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, а также физические лица, использующие наемный труд

Штраф в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1654 КУоАП

9

Повторное совершение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности, любого из нарушений, указанных в п. 8 этой таблицы

Штраф в размере от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1654 КУоАП

Штрафы, предусмотренные ч. 5 (кроме нарушений санитарных норм) и ч. 6 ст. 41, ст. 93, 94 и 1884 КУоАП, применяют органы Гоструда. От их имени рассматривать дела об админнарушениях в сфере ОТ и налагать взыскания, уполномочены (ст. 231 КУоАП):

1) за административные правонарушения, предусмотренные ч. 5 (кроме нарушений санитарных норм) и ч. 6 ст. 41, ст. 93 КУоАП:

— государственные инспекторы — штраф до 25 ннмдг (до 425 грн.);

— главные государственные инспекторы, начальники инспекций Гоструда и их заместители — штраф до 30 ннмдг (до 510 грн.);

— начальники управлений и отделов Гоструда и их заместители — штраф до 40 ннмдг (до 680 грн.);

— руководитель Гоструда и его заместители — штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.);

2) за административные правонарушения, предусмотренные ст. 94 и 1884 КУоАП:

— государственные инспекторы — штраф до 35 ннмдг (до 595 грн.);

— главные государственные инспекторы, начальники инспекций Гоструда и их заместители — штраф до 55 ннмдг (до 935 грн.);

— начальники управлений и отделов Гоструда и их заместители — штраф до 65 ннмдг (до 1105 грн.);

— руководитель Гоструда и его заместители — штраф до 100 ннмдг (до 1700 грн.).

C нарушениями санитарных норм в рамках ч. 5 ст. 41 КУоАП все не так просто. Ранее это была сфера влияния СЭС. Однако система «надзирателей» за санитарным законодательством на сегодняшний день реформируется. СЭС находится в процессе ликвидации, а КУоАП под последние изменения не модернизировали. Поэтому привлечь нарушителя к ответственности по ч. 5 ст. 41 КУоАП достаточно проблематично.

Если мы говорим о правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 41 КУоАП, то право составлять админпротоколы по ним принадлежит Гоструда и должностным лицам, уполномоченным исполкомами сельских, поселковых или горсоветов. А вот рассматривают подобные дела районные, районные в городе, городские или горрайонные суды.

Согласно ст. 24410 КУоАП штрафы за нарушения, предусмотренные ст. 1654 этого Кодекса, налагают органы Фонда социального страхования Украины. От его имени рассматривать дела об админнарушениях и налагать санкции имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда и их заместители.

Напомним, что согласно ст. 38 КУоАП по общему правилу срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца со дня выявления нарушения контролирующим органом, если нарушение является длящимся, а если нарушение на момент его выявления уже прекратилось — 2 месяца со дня совершения.

Однако если санкции налагают суды (как в случае со штрафами на основании ч. 1 и 2 ст. 41 КУоАП), то сроки давности иные. По длящимся правонарушениям они составляют 3 месяца со дня выявления, а по тем, которые прекратились на момент выявления, — 3 месяца со дня совершения.

Рассматриваемые нами административные штрафы необходимо уплатить в течение 15 дней со дня вручения постановления правонарушителю. Если он обжалует это постановление, то штраф следует уплатить не позднее чем через 15 дней со дня уведомления такого лица о том, что поданная им жалоба оставлена без удовлетворения ( ст. 307 КУоАП).

Согласно ст. 308 КУоАП в случае неуплаты правонарушителем штрафа в указанные выше сроки соответствующее постановление направляется для принудительного выполнения органу государственной исполнительной службы по месту проживания нарушителя, его работы или нахождения имущества.

Учтите: в таком случае с нарушителя взимается двойной размер штрафа.

Постановление о наложении админштрафа, не обращенное к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения, теряет свою юридическую силу.

И напоследок рассмотрим наиболее суровый вид ответственности в сфере ОТ.

12.3. Уголовная ответственность за нарушения законодательства об охране труда

Как уже было сказано выше, за отдельные нарушения законодательства в сфере ОТ физические лица, допустившие их, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Перечислим основные нарушения в сфере ОТ, за которые предусмотрено уголовное наказание, в табл. 12.2.

Таблица 12.2. Уголовная ответственность за нарушения в сфере ОТ

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

1

Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об ОТ должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.), либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 271 УКУ

2

Совершение действий, указанных в п. 1 этой таблицы, если они привели к гибели людей или к иным тяжелым последствиям

Исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет либо без такового

Ч. 2 ст. 271 УКУ

3

Нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжелых последствий либо причинило вред здоровью пострадавшего

Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.), либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет либо без такового

Ч. 1 ст. 272 УКУ

4

Совершение действий, указанных в п. 3 этой таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия

Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 8 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 272 УКУ

5

Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжелых последствий либо причинило вред здоровью пострадавшего

Исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Ч. 1 ст. 273 УКУ

6

Совершение действий, указанных в п. 5 этой таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия

Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 273 УКУ

7

Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если такое нарушение создало угрозу гибели людей или наступления других тяжелых последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего

Ограничение свободы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 1 ст. 274 УКУ

8

Действия, указанные в п. 7 этой таблицы, если они привели к гибели людей либо иным тяжелым последствиям

Лишение свободы на срок от 3 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 274 УКУ

9

Нарушение во время разработки, конструирования, изготовления или хранения промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а также нарушение во время проектирования или строительства правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать эти правила, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжелых последствий либо причинило вред здоровью пострадавшего

Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.), или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового

Ч. 1 ст. 275 УКУ

10

Совершение действий, указанных в п. 9 этой таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия

Исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 275 УКУ

В соответствии с положениями ст. 216 Уголовного процессуального кодекса Украины досудебное расследование по делам, возбужденным по указанным в табл. 12.2 статьям УКУ, осуществляется следователями органов Национальной полиции.

На этом мы заканчиваем рассмотрение вопросов, связанных с организацией охраны труда на предприятиях. Уверены, что этот спецвыпуск поможет вам создать наиболее эффективную систему ОТ. В заключение еще раз напомним: как работодатели, так и работники обязаны строго выполнять требования нормативно-правовых актов по ОТ. Игнорировать их себе дороже. Ведь это не просто формальность, а в буквальном смысле вопрос жизни и смерти.

выводы

  • За нарушение законодательства в сфере ОТ несут ответственность как работодатель, так и работник.
  • К хозсубъектам могут применяться административно-хозяйственные санкции, предусмотренные Законом об охране труда и КЗоТ.
  • За отдельные нарушения в сфере ОТ виновные лица могут привлекаться к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно