«Общепитовские» НН: «ты боли, боли, боли, голова»!

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Май, 2017/№ 41
Плательщикам НДС, работающим в сфере общепита (столовые, кафе, рестораны), приходится реализовывать как собственную продукцию (блюда, выпечку, напитки, включая и коктейли), так и покупные товары, в том числе и алкогольные напитки. Поэтому составление и «кодировка» в НН вызывают у них ряд вопросов. Сегодня окажем им в этом «НН-нелегком» деле посильную помощь.

Проблемы с составлением НН в общепитовской сфере в основном порождены нынешней «поголовной» кодировкой в НН реализуемых товаров/услуг, а также усугублены страхом плательщиков перед не очень-то и призрачными НН-штрафами*. Поэтому составление НН у ряда «общепит»-плательщиков стало в этом году вызывать реальную головную боль. Поищем вместе варианты разрешения этих НН-проблем. И начнем с того, который предлагается налоговиками.

* Подробнее о непростой ситуации, сложившейся в этом году с НН-штрафами, читайте, например, в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 28, с. 17, 18 и 20.

Позиция фискалов

Вначале отметим, что большинство «общепит»-плательщиков НДС согласно п. 201.4 НКУ имеют право на выписку НН по ежедневным итогам операций (так называемых итоговых НН).

Вместе с тем, если читать ст. 201 НКУ буквально, то

даже в итоговых НН следует перечислять и «кодировать» полностью всю номенклатуру поставляемых плательщиком товаров/услуг

Фискалы же в этом вопросе пошли путем полумер, причем влекущих за собой нарушение (!) упомянутых норм НКУ (см. БЗ 101.16). Сославшись на то, что фискальный отчетный чек (Z-отчет) РРО содержит итоги расчетных операций за реализованные товары/услуги по каждому запрограммированному коду товара/услуги (с указанием его наименования и реализованного количества), налоговики предложили так же группировать номенклатуру и в итоговых НН. В графе 2 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» итоговой НН они предписали указывать общими суммами товары/услуги по группам, которые соответствуют конкретному коду товара согласно УКТ ВЭД/коду услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг ДК 016:2010 (ГКПУ), а графы 4, 5, 6 и 7 такой НН вообще не заполнять.

В том же ключе построена и консультация днепропетровских фискалов (см. на их сайте: http://dp.sfs.gov.ua/baner/podatkovi-konsultatsii/konsultatsii-dlya-yuridichnih-osib/71874.html), в которой речь, в частности, идет о реализации готовых пищевых блюд и алкогольных напитков. Ответ практически тот же: группируйте в НН номенклатуру по кодам товаров из УКТ ВЭД/кодам услуг из ГКПУ.

Правда, упоминание перед этим о том, что предприятие имеет код деятельности по КВЭД 56.10 «Деятельность ресторанов, оказание услуг питания», дает намек на то, что фискалы не против, чтобы продукция общепита отражалась в НН как услуги — с упомянутым кодом (который, кстати, идентичен такому же коду согласно ГКПУ)…

При этом налоговики дополнительно отметили, что плательщик имеет право указать код товара/услуги не полностью, но не менее первых 4-х цифр кода (исключение — подакцизный и импортный товары, которые «обязывают» к 10-значному коду в НН, причем итоговые НН для этого — не исключение).

Предложенные фискалами полумеры для итоговых НН на практике не очень-то спасают. Ведь зачастую перечень и разнообразие реализуемых «общепитовцами» товаров/продукции даже после группировки весьма велики, что вызывает изрядные сложности при формировании итоговых НН по «рецепту» фискалов. Кроме того, большинство таких плательщиков реализуют товары собственного изготовления/приготовления (включая блюда и коктейли, приготовленные по собственной рецептуре), которые в ряде случаев вообще не имеют кодов УКТ ВЭД.

Если же расписывать в НН, например, блюдо «Борщ украинский» или коктейль «100 радостей в одном флаконе» ☺ отдельно по составляющим их товарным компонентам, нетрудно представить, сколько времени это займет. А если попытаться получить в ТПП коды УКТ ВЭД на каждую такую «бескодовую» продукцию, то сколько денег на это уйдет…

Каковы же выходы из этих тупиковых НН-ситуаций?

Что творится на практике

Заметим, что на практике плательщики НДС, работающие в сфере общепита, при составлении НН решают свои проблемы по-разному…

Что касается разновидности НН. Кто-то ежедневно составляет итоговые НН на весь дневной объем поставки/реализации. Но есть и такие, кто вообще составляет одну сводную НН по итогам конкретного месяца (или более короткого периода) на весь объем поставки за такой период. Правда, во втором («сводном») случае зачастую нарушаются нормы НКУ, что теоретически может грозить штрафными неприятностями.

Например, несвоевременная регистрация в ЕРНН итоговых НН на поставки в первой половине месяца. Подробнее о нюансах и последствиях ситуаций с «замещением» сводными НН итоговых (и/или одиночных) НН читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 37, с. 16.

Что касается номенклатуры. Здесь ряд плательщиков (особенно те, у кого хорошо «автоматизирован» учет и реализуются в основном покупные товары) оформляют итоговые НН ежедневно и на всю номенклатуру, или «группово» — по «рецепту» фискалов. Во втором (групповом) случае еще и отдельно указывают подакцизные и импортные товары с 10-значными кодами в графе 3.1 НН.

Для содержащих алкоголь коктейлей они используют код УКТ ВЭД 2208 90 69 00, соответствующий товарной позиции «Прочие напитки, содержащие спирт», и указывают все проданные коктейли в НН «группово» (т. е. одной строкой/суммой)

То, что этот код годится и для алко-коктейлей, подтверждают Пояснения к УКТ ВЭД, утвержденные приказом ГФСУ от 09.06.2015 г. № 401 (см. в этом документе пояснения к упомянутому коду).

Скачать эти Пояснения, которые могут быть полезны плательщикам не только для этого («коктейлевого»), но и для многих других случаев разрешения спорных вопросов в области «НН-кодировок», можно по ссылке: http://sfs.gov.ua/zakonodavstvo/mitne-zakonodavstvo/nakazi/63754.html .

Однако самым оптимальным, на наш взгляд, является на практике вариант, в котором в «общепитовских» НН плательщики отражают услуги с соответствующими кодами из ГКПУ.

Даешь услуги!

Как мы сказали, здесь плательщикам, видимо, лучше пойти по пути тех продвинутых «общепитовцев», которые указывают в дневных итоговых НН весь объем поставки (включая и реализуемые параллельно со своей «стряпней» покупные товары) одной строкой и общей суммой, отражая его как поставку услуг. Аргументом для фискалов они используют внесенные в Госреестр коды своих видов деятельности согласно КВЭД (см. выше о консультации днепровских фискалов). Тот факт, что плательщик трудится в сфере общепит-услуг, помимо КВЭД-кодов, можно подтвердить еще и соответствующими нормативными актами (см., например, Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.2002 г. № 219).

В то же время при строгом подходе реализуемые отдельно покупные товары следует отражать в «общепитовских» НН именно как поставку товаров с соответствующими кодами УКТ ВЭД (группируя их так, как это рекомендуют фискалы, но импортные и подакцизные отдельно — вообще с 10-значными кодами УКТ ВЭД). Как тут поступать с покупными товарами — решайте сами, в зависимости от того, насколько вы сможете убедить в своей правоте проверяющих и с поправкой на возможные последствия подобных НН-«хулиганств» (см. ниже).

А теперь приведем самые расхожие коды услуг согласно ГКПУ, которые указывают «продвинутые» «общепитовцы» в итоговых НН:

56 10 — «Деятельность ресторанов, предоставление услуг мобильного питания»

56 29 — «Услуги по обеспечению общественного питания, другие»

56 30 — «Обслуживание напитками»

Последний код обычно указывают бары, таверны, рюмочные, пивные и другие заведения, реализующие преимущественно «питейный материал».

Некоторые, у кого в структуре заведения имеется отдельный разливной отдел (бар и т. п.), еще и разделяют в НН общепит-услуги на несколько, указывая отдельные суммы выручки по обособленному бару (рюмочной и т. п.) с кодом 56.30.

Последствия вольностей в «общепитовских» НН

Из «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 34, с. 40 вы уже знаете возможные последствия вольностей (включая неверную номенклатуру и «кодировку» товаров/услуг), допущенных в итоговых НН. Напомним, что плательщикам за это (при условии указания в НН правильной суммы НДС и своевременной их регистрации в ЕРНН!) вообще ничего не грозит ☺. Впрочем, с 1 июля теоретически возможны остановки регистрации таких НН.

Но если верить последнему минфиновскому проекту приказа**, устанавливающего критерии для остановки регистрации НН, то регистрацию НН, оформляемых на неплательщиков НДС, вообще останавливать не должны. К тому же одним из критериев для остановки регистрации является превышение месячного объема поставок в выписанных НН суммы 500 тыс. грн. Наверное, немногие общепит-заведения превышают своими объемами упомянутую сумму…

** См. его здесь: http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2017-rik/72061.html

Ну и закруглимся риторическим вопросом: кому и зачем все это нужно?.. ☹

выводы

  • Налоговики предлагают в «общепитовских» итоговых НН в графе 2 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» указывать общими суммами товары/услуги по группам, которые соответствуют конкретному коду товара согласно УКТ ВЭД/коду услуги согласно ГКПУ, а графы 4, 5, 6 и 7 такой НН вообще не заполнять.
  • Оптимальным, на наш взгляд, является на практике вариант, в котором в «общепитовских» НН плательщики отражают услуги с соответствующими кодами из ГКПУ.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить