Гарантийные возвраты и замены через призму РРО

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2017/№ 80
Нередко покупатель обращается к магазину с требованием забрать обратно ранее купленный товар, в котором после покупки были выявлены существенные недостатки. И — либо вернуть уплаченные деньги («и на этом все»), либо заменить оказавшийся «плохим» товар на такой же (или почти такой же), но «хороший». При этом подобные процедуры согласно законодательству часто не могут пройти мимо РРО. Разберемся в подробностях.

Речь пойдет об использовании РРО, следовательно — о расчетных операциях продавца с покупателем в рамках соответствующих гарантийных обязательств первого, регламентированных Законом о защите прав потребителей (в отношении технически сложных бытовых товаров — также Порядком № 506). Кстати: в тысячу первый раз напоминаем, что единоналожники, торгующие подобными товарами, обязаны применять РРО на общих основаниях.

Разумеется, если вы используете РРО, то для вас не секрет, что выдача денежных средств покупателю за возвращенный им товар — в частности, возвращенный «по гарантии» — это (см. ст. 2 Закона об РРО)

такая же расчетная операция, как и получение денежных средств при продаже товара

К подробностям вернемся позже.

Законные процедуры возврата/замены

Но прежде — не повторяя сказанного в публикации на с. 3 — вкратце напомним процедуру выполнения продавцом своих гарантийных обязательств перед покупателем товара в случае, когда в последнем до истечения гарантийного срока выявлены существенные недостатки (т. е. «товара ненадлежащего качества» — согласно терминологии Закона о защите прав потребителей).

Итак, на основании ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей в такой ситуации покупатель вправе вернуть продавцу приобретенный у того товар ненадлежащего качества и по своему усмотрению получить:

1) уплаченные за него деньги;

2) взамен такой же товар или аналогичный, имеющийся у продавца.

Казалось бы, все не просто, а очень просто... ☺

А что же на деле?

Однако, в ч. 7 ст. 8 Закона о защите прав потребителей в отношении п. 1 дополнительно регламентированы ситуации, когда с момента купли-продажи и до момента предъявления требования о возврате цена на товар:

(1.1) уменьшилась — и тогда покупателю следует вернуть первоначально уплаченную им сумму (если цена не изменилась — разумеется, ту же самую);

(1.2) увеличилась — тогда вернуть следует сумму в размере новой (т. е. более высокой) цены.

Кроме того, в ч. 7 ст. 8 Закона о защите прав потребителей в отношении п. 2 дополнительно регламентированы ситуации, когда покупателем на замену получен товар:

(2.1) аналогичной марки — тогда даже если цена изменилась (а тем более если нет) — перерасчет стоимости не производится;

(2.2) другой марки по большей цене — следует произвести перерасчет стоимости исходя из цены на момент обмена;

(2.3) другой марки по меньшей цене — следует произвести перерасчет стоимости исходя из цены на момент первоначальной покупки.

Давайте разберемся, что в таких ситуациях понимается под словом «перерасчет»...

«Разлука будет без печали...»

Пойдем по порядку.

Самый очевидный в этом смысле — вариант 1.1, причем, если у продавца точно такой же товар есть и цена на него не изменилась.

При этом на РРО регистрируется отрицательная сумма, печатается и выдается покупателю фискальный кассовый чек выдачи средств (разд. III Положения № 13) по форме № ФКЧ-2 (прил. 2 к Положению № 13), согласно которому из ящика РРО выплачивается покупателю соответствующая сумма.

Если денег для такой выплаты в ящике РРО не достает, то в 109.06 БЗ налоговики рекомендуют сперва пополнить ящик РРО наличностью из кассы предприятия (проведя операцию «служебное внесение»), а уже потом выплачивать причитающуюся покупателю сумму.

Такой же чек (и, разумеется, применение РРО) необходим, если возврат производится на БПК (далее ограничимся только наличной формой возврата, не пересказывая публикацию в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 73, с. 21, посвященную соотнесению форм оплаты и возврата средств). Заметим лишь, что налоговики настаивают, мол, если оплата товара была наличной, то и выплата при его возврате должна быть точно такой же.

Заметим, что в п. 8 разд. III Положения № 547 при такой выплате (возврате покупателю), если ее сумма больше 100 грн., от кассира или материально ответственного лица требуется составить акт произвольной формы (и хранить его потом в бухгалтерии 3 года, а ФЛП без бухгалтерии — подклеить в КУРО) с указанием: данных документа, подтверждающего личность вернувшего товар покупателя, наименования товара, выданной суммы, номера, даты и времени фискального чека, подтверждающего покупку товара.

Кстати, если уж вы составляете такой акт, то укажите в нем идентификационный код (регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов) «возвратчика» (зачем — скажем ниже).

Почему «если уж»?

Тут прикол в том, что в 109.20 БЗ налоговики признают, что

за несоставление такого акта либо за неуказание в нем требуемых сведений действующим законодательством ответственность не предусмотрена

Смотрите, зачем вам такой акт все-таки может понадобиться.

Во-первых, если этого товара в продаже уже нет, то пока вы не «заведете» его сведения в РРО, распечатать и выдать покупателю фискальный кассовый чек выдачи средств (далее — расходный чек) не получится. Основание для соответствующего программирования РРО — этот самый акт.

Во-вторых, если точно такой же товар в продаже есть, но цена его изменилась... Тогда при формировании расходного чека РРО автоматически «подтянет» в него текущее значение цены на товар.

И если цена уменьшилась (вариант 1.1), а выплатить нужно первоначальную цену (большего размера), то выплата «вершка» (т. е. разницы между старой и новой ценами) — та еще заморочка... ☹ Вероятный вариант — видимо, завести в РРО позицию «выплата по гарантийным обязательствам».

Если цена увеличилась (вариант 1.2) — с точки зрения проведения через РРО этой (большей) суммы проблем не будет, зато вас постигнет морока с удержанием с «вершка» НДФЛ, ВС (см. с. 24), составлением РК к первоначальной итоговой НН (согласно новой позиции налоговиков — см. с. 14), включением данного «дохода» покупателя в Отчет по форме № 1 ДФ (вот для чего нужны сведения акта — и идентификационный код покупателя в том числе). Ну и поскольку согласно расходному чеку покупателю будет выдана «грязная» сумма (т. е. без удержаний), вам придется задуматься, как получить с него сумму этих самых удержаний... Например — в кассу предприятия (ведь, строго говоря, этот платеж не соответствует определению расчетной операции).

Очевидно, гораздо интереснее, чтобы возвращаемый товар оказался «уникальным»... ☺

Замена плохого на хорошее

Наконец, несколько слов относительно ситуации с гарантийной заменой товара, т. е. п. 2.

Очевидно, что с точки зрения реализации вариантов 2.1, 2.2 и 2.3 — все они включают две физические (товарные) операции — возврат бракованного товара и выдачу нового исправного.

Но если говорить о замене абсолютно идентичного товара (как по марке, так и по цене), то, пожалуй, особой необходимости «прогонять» деньги через РРО мы не видим (кстати, и с точки зрения налогового учета НДС тоже — см. с. 14). Другое дело — если условие об абсолютной идентичности заменяемых по гарантии товаров не выполняется. Тогда (в том числе — и с целью соблюдения всех тонкостей налогового учета НДС) с точки зрения применения РРО — это логично провести как

две последовательные отдельные операции: выдача денег покупателю за возвращенный товар и прием от него денег за продажу нового исправного товара

Причем, если они и «последовательные», то не обязательно, так сказать, непосредственно...

Или, говоря конкретнее: если на момент требования покупателя о замене аналогичный либо подобный товар у продавца есть, то замена (и соответствующие расчетные операции в РРО) проводятся сразу. А вот если товара на замену у продавца нет, то последнему дается 2 месяца от даты заявления покупателя о замене. Хотя покупатель вправе выбрать и любой другой вариант решения проблемы, предусмотренный Законом о защите прав потребителей. Все это урегулировано в ч. 6 ст. 8 Закона о защите прав потребителей.

Другими словами, от даты расчетной операции по выдаче денег за возвращенный товар до даты расчетной операции по их приему за новый товар на замену соответственно может пройти некоторое время. Заметим, что этот вариант проведения замены через РРО (в любом случае) наверняка понравится фискалам больше.

Тонкости первой из подобных расчетных операций мы уже разобрали, а что касается второй... При этом сделаем такой акцент: если уж проводится такая расчетная операция, это значит товар на замену у вас на такой момент времени есть точно.

Так вот, относительно ситуации с гарантийной заменой товара не на точно такой же, а на подобный заметим следующее.

Вариант 2.2 фактически сводится к описанной выше ситуации, когда старый товар «просто» возвращается с выплатой денег, а новый другой исправный товар — «просто» покупается по большей цене. Без словоблудия о «гарантийной замене»...

При варианте 2.3 фактически Закон о защите прав потребителей вынуждает вас продать новый другой исправный товар по цене старого — т. е. дешевле текущей цены этого нового товара. И «персонально-скидочные» проблемы ждут те же...

В заключение все же заметим: мы беспристрастно и буквально описали все ситуации и их последствия — внимание! — при формальном, т. е., так сказать, лобовом соблюдении соответствующих норм законодательства.

Хотя, как вы видите, у вас остаются возможности без нарушения таких норм прийти к согласию с покупателем «при полном непротивлении сторон»... ☺

выводы

  • Выплата (возврат) денег покупателю за возвращенный им товар — это расчетная операция.
  • Покупатель, выявивший в течение гарантийного срока в купленном товаре существенные недостатки, вправе вернуть продавцу товар ненадлежащего качества и по своему усмотрению получить: либо уплаченные за него деньги, либо взамен такой же товар или аналогичный, имеющийся у продавца.
  • При выдаче покупателю денег за возвращенный тем товар на РРО печатается и выдается покупателю фискальный кассовый чек выдачи средств установленной формы № ФКЧ-2.
  • Если выданная за возвращенный товар сумма больше 100 грн., кассир или материально ответственное лицо составляет акт с указанием: данных документа, подтверждающего личность вернувшего товар покупателя, его идентификационного кода, наименования товара, выданной суммы, номера, даты и времени фискального чека, подтверждающего покупку.
  • Возврат бракованного товара и выдача нового исправного могут проводиться через РРО как две последовательные отдельные операции: выдача денег покупателю за возвращенный товар и прием от него денег за продажу нового исправного товара.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить