Сперва определимся с доходами единоналожника.
В общем случае в доходы юрлица на едином налоге включается любой доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода:
— в денежной форме (наличной и/или безналичной);
— материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 НКУ. То есть в виде бесплатно полученных товаров, работ, услуг, а также непогашенной, с истекшим сроком давности «кредиторки».
Однако нас сейчас интересует только доход в денежной форме. Разберемся с тем, когда же он возникает?
Начнем с того, что определения термина «доход» нормы НКУ на сегодняшний день не содержат. Ведь п.п. 14.1.56 НКУ, в котором было дано определение этого термина, исключен из НКУ (хотя справедливости ради признаем, что и раньше формулировка в нем была размыта). В то же время, согласно п. 5.3 НКУ, если термины не определены нормами НКУ, то они могут использоваться в значении, установленном другими законами. Поэтому для признания дохода обращаемся к стандартам бухучета. Также к бухучету отсылает п.п. 296.1.3 НКУ, в котором прямо сказано, что доход единоналожника — юридического лица определяется на основании данных упрощенного бухгалтерского учета по доходам и расходам с учетом положений пп. 44.2, 44.3 НКУ (ср. ). Таким образом, в облагаемый доход единоналожника-юрлица включаются «бухучетные» доходы, полученные в денежной форме. При этом отражают такие доходы в момент поступления денежных средств.
Аналогичная история складывается с доходами ФЛП-единоналожника. К единоналожным доходам предпринимателя в денежной форме относят доходы, полученные в течение отчетного периода. Вместе с тем описание денежных доходов, приведенное в п. 292.1 НКУ, не позволяет четко определить, какие из денежных поступлений считать доходом ФЛП-единоналожника. В связи с чем, считаем, состав своих денежных доходов ФЛП придется определять, также ориентируясь на бухучетные принципы. Таким образом, денежными доходами предпринимателя-единоналожника следует считать также «бухучетные» доходы при условии, что они являются денежными поступлениями.
Кроме того, норма п.п. 5 п. 292.11 НКУ прямо говорит, что в доходы единоналожника не включают: средства (аванс, предоплату), которые возвращаются (поступают) единоналожнику — покупателю товаров (работ, услуг) при возвратах товаров (работ, услуг), расторжении договора или по письму-заявлению о возврате средств. Теперь посмотрим: чем являются для покупателя возвращаемые продавцом денежные средства?
Напомним: если после поставки товара (товар отгружен и полностью оплачен) будет выявлен в рамках гарантийного срока некачественный товар, то покупатель имеет право требовать, в частности, пропорционального уменьшения его цены (ст. 8 Закона о защите прав потребителя, ч. 1 ст. 678 ГКУ). Поэтому, когда стороны приходят к такому соглашению, обязательства покупателя перед продавцом за полученный товар уменьшаются, а значит, на сумму такого уменьшения возникает переплата, которая может быть возвращена покупателю либо, по взаимному соглашению сторон, зачтена в счет других поставок. В общем, такая сумма средств при их возврате вполне вписывается в исключающую норму п.п. 5 п. 292.11 НКУ как «средства (аванс, предоплата), которые возвращаются покупателю...».
К тому же возврат излишне перечисленных денежных средств (переплаты) не соответствует критериям дохода в бухгалтерском учете (п. 5 П(С)БУ 15). А, как мы сказали выше, поскольку отсутствуют «бухгалтерские» доходы, то нет места и единоналожному доходу.
Таким образом, денежные средства (по сути, переплата), возвращаемые продавцом после уменьшения стоимости поставленного некачественного товара, никакого влияния на единоналожный доход покупателя не оказывают.