вывод документа
Письмом подано Дополнение к Заявке на доработку программного обеспечения (ПО) СЭА, которым весьма существенно и фискально изменен алгоритм исчисления показателя ∑перевищ! Кроме того, при соблюдении определенных условий этот показатель теперь должен уменьшаться на сумму НДС по разблокированным налоговым накладным (НН) и расчетам корректировки (РК), имеющим статус: «Очікується реєстрація ПН/РК за Рішенням Комісії» (по причине отсутствия необходимой суммы реглимита на дату разблокировки)
Фискалам оказалось мало необоснованных поголовных блокировок НН/РК, на этот раз они решили «подоить» плательщиков НДС незаконным срезанием их реглимита (т. е. показателя ∑накл)! ☹
Комментируемое письмо содержит в себе приложение в виде Дополнения к Заявке по доработке ПО функционирования СЭА НДС… (далее — Дополнение). Это Дополнение якобы призвано доработать ПО в части расчета суммы НДС, на которую плательщик имеет право зарегистрировать НН/РК в ЕРНН (т. е. реглимита), с учетом изменений, внесенных в НКУ законами от 24.12.2015 г. № 909-VIII и от 21.12.2016 г. № 1797-VIII (в части формирования показателя ∑перевищ).
Напомним, что с 1 января с. г. должна была начать применяться введенная Законом № 1797-VIII норма п. 2001.9 НКУ, которая была призвана позволить плательщикам при недостаточности суммы реглимита (∑накл) проводить регистрацию «прошлопериодных» НН/РК без отвлечения дополнительных средств для пополнения СЭА-счета/реглимита, а «за счет» показателя ∑перевищ.
Фискалы всячески саботировали внедрение этой нормы в СЭА — якобы из-за технических проблем.
Но после болезненного запуска системы блокировки НН проблемы с неприменением п. 2001.9 НКУ проявились еще жестче, ведь при блокировке НН (РК) лимит у плательщика был, но затем он «сплыл» — на уплату НО по той же заблокированной НН. Поэтому при разблокировке НН без наличия у плательщика еще такой же суммы реглимита зарегистрировать НН (РК) уже невозможно — по той причине, что п. 2001.9 НКУ не работает. Под давлением общественности фискалы пообещали настроить ПО таким образом, чтобы при нехватке реглимита плательщики смогли регистрировать хотя бы разблокированные НН/РК. И настроили… ☹
Похоже, эту цель частично и преследовало комментируемое нами письмо, точнее — «несомое» им Дополнение. В нем изложен «в новой редакции» алгоритм расчета показателя ∑перевищ (и ∑перевищ2 — этот, второй, показатель предусмотрен для «сельхозников», которые до 2017 года применяли спецрежим для уплаты НДС — по ст. 209 НКУ).
О показателе ∑перевищ. Прежде чем перейти к основной «мине», заложенной в этом документе для плательщиков, напомним, что показатель ∑Перевищ — один из «членов» (вычитаемых) формулы «НН-счастья», приведенной в п. 2001.3 НКУ. Согласно этому пункту НКУ все показатели формулы, в том числе и упомянутый показатель ∑перевищ, должны исчисляться нарастающим итогом начиная с 1 июля 2015 года, а точнее — с учетом документов, составленных начиная с этой даты. Показатель ∑перевищ (исчисляемый нарастающим итогом!) определяется как разница между общей суммой налоговых обязательств (НО), указанных плательщиком в представленных налоговых декларациях с учетом представленных уточняющих расчетов (УР) к ним (в Дополнении фискалы эти НО обозначили, как ∑пз) и показателем ∑НаклВид (хотя в Дополнении фискалы его почему-то обозначили, как ∑єрпн*).
* Возможно, в этом тоже кроется какой-то подвох — но «без пол-литры» ☺ и комментариев авторов в этом перегруженном тексте Дополнений разобраться сложно.
Показатель ∑перевищ должен пересчитываться при подаче каждой декларации за конкретный отчетный период (по которой возникает сумма такого превышения) или УР (если корректировка затрагивает НО или НК). Этот алгоритм следует и из определения показателя ∑перевищ, приведенного в этом же пункте НКУ.
Кроме того, напомним, что (после первых случаев незаконного уменьшения покупателям через этот показатель реглимита) фискалы отрегулировали свое ПО таким образом, что при регистрации по истечении предельного срока НН (РК) суммы НДС по таким («прошлопериодным») НН (РК) уменьшают показатель ∑перевищ с одновременным увеличением показателя ∑НаклВид. В результате сумма реглимита, увеличившись и уменьшившись на ту же сумму, остается неизменной.
О «диверсии» ГФСУ. И все бы было ничего — если б не очередное вмешательство фискалов в работу ПО (это мы — о комментируемом Дополнении).
В изложенном в Дополнении новом алгоритме фискалы, грубо нарушая НКУ, заложили перерасчет значений показателя ∑перевищ — не нарастающим итогом, а за каждый отчетный период (!), начиная с периода июль/ІІІ квартал 2015 года! И при этом — все так же незаконно не учитывая отрицательные значения этого показателя!
В итоге у многих плательщиков вышел в СЭА следующий фокус. Если плательщик начиная с июля 2015 года в следующих, после отчетной декларации, месяцах при выявлении ошибок подавал минусовые РК и исправительные УР, уменьшающие НО по такой отчетной декларации, то на такие суммы уменьшений «обновленное» ПО совершенно незаконно увеличивало показатель ∑перевищ. Расписывая в Витяге из СЭА такие суммы его увеличения, как ∑override (якобы по периодам их возникновения), и, соответственно на эти суммы был — совершенно незаконно (!) — целому ряду плательщиков уменьшен реглимит! Причем у некоторых плательщиков суммы украденного реглимита превысили и 100, и даже 200 тыс. грн.!!!
Все это чудо началось в 20-х числах сентября — аккурат после внедрения этих изменений в ПО СЭА. Главные налоговики вначале «косили под дурачков» — что все, мол, правильно, а плательщик сам «напортачил». Налоговики рядовые вообще ничего не понимали в творящейся «реглимитно-рэкетной» вакханалии. Но до некоторых фискалов «доходила» несправедливость расчетов, они «входили в положение» и часто-густо… советовали плательщикам подавать уточняющие расчеты. Мы категорически этого не советуем! Не «ведитесь» на такие «добрые» советы/требования фискалов! (Как и на их незаконные требования включать ошибочно зарегистрированные НН (РК) в декларацию.)
Капля позитива. В Дополнении фискалы предписали при расчете показателя∑перевищ уменьшать его (через показатель ∑єрпн) на сумму НДС, содержащуюся в разблокированных НН (РК), которые из-за отсутствия нужной суммы реглимита на дату их разблокировки получили статус: «Очікується реєстрація ПН/РК за Рішенням Комісії». Однако такое уменьшение возможно только при выполнении определенных условий. Одно из них: НО, заявленные в НН/РК, составленных в отчетном периоде (в том числе и заблокированных), должны быть меньше или равны сумме значений граф 6 и 7 таблицы 1 приложения 5 к декларации за такой отчетный период (подробнее все условия читайте в заключительной части Дополнения).
Но это «покращення» (еще непонятно как применяющееся в СЭА) сильно меркнет на фоне тотального воровства у плательщиков сумм реглимита. И — на фоне того, что фискалы грубо нарушили норму п. 2001.9 НКУ, предполагающую регистрацию плательщиком в ЕРНН (без «доливания» реглимита) всех НН (РК), регистрируемых с опозданием срока, а не только разблокированных!..
Что касается незаконного списания реглимита — далеко не все плательщики безропотно проглотили факты такого грабежа — они жалуются в ГФСУ, омбудсмену, в комитеты, но воз и ныне там. То есть у большинства ограбленных реглимит до сих пор не восстановлен — несмотря на жалобы и прочая.
Надеемся, у кого-то из «кинутых» таким способом на немалые деньги плательщиков найдется смышленый юрист, который подаст не только иск в суд о возмещении ущерба в связи с незаконными действиями упомянутых госорганов, но и заявление в полицию на привлечение к уголовной ответственности должностных лиц, чьи незаконные действия (в частности — издание-подписание комментируемого письма от 19.09.2017 г.) являют собой состав уголовного преступления, подпадающего под ст. 367 УК («Служебная халатность»)…