Обжалуем применение административных штрафов

В избранном В избранное
Печать
Амброзяк Наталья, юрист
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2017/№ 86
Бухгалтеры и директора подобно могучим атлантам держат на своих, порой хрупких, плечах груз ответственности. Но не всегда их карают справедливо, применяя административные штрафы. Мы решили не оставаться в стороне и в отдельном материале рассмотреть особенности обжалования наиболее крупных и распространенных КоАПовских санкций. Итак, начнем.

Первое, что стоит отметить — это то, что штрафные санкции согласно КоАП применяются непосредственно к физическим лицам (в нашем случае к бухгалтерам, директорам и ФЛП). В отличие от, например, не менее устрашающих санкций по ст. 265 КЗоТ, где под удар попадает все предприятие (хотя фактически от этого, опять же, страдают бухгалтер и директор).

Второе — применение штрафа по КоАП не означает, что вы застрахованы от применения финансовых санкций, например, по КЗоТ или НКУ. Здесь правило «непривлечения» к одному и тому же виду ответственности дважды за одно нарушение не работает. Причина в том, что финансовые и административные санкции относятся к разным видам ответственности.

Третье — процедура применения административного штрафа.

Привлечение к административной ответственности происходит на основании постановления по делу об административном правонарушении. В свою очередь, само постановление выносится на основании протокола об административном правонарушении.

Четвертое — кто может обжаловать постановление?

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

а) прокурором (в случаях, предусмотренных КоАП);

б) лицом, в отношении которого вынесено это постановление;

в) потерпевшим.

В ракурсе нашей статьи нам интересно, естественно, «лицо, в отношении которого вынесено постановление».

Общие нюансы привлечения к ответственности обозначили. Теперь можем переходить к важным моментам обжалования наиболее «болезненных» административных штрафов.

Кто выносит постановление и куда подавать жалобу?

Постановления по делу об административном правонарушении могут выносить как органы, которые составляют протокол, так и районные, районные в городах, городские или горрайонные суды (судьи).

Почему это так важно?

Дело в том, что

в зависимости от того, какой орган вынес постановление по делу об административном правонарушении, определяется орган, в который нужно подавать жалобу

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 288 КоАП:

1) постановление административной комиссии обжалуется в исполнительный комитет соответствующего совета или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке, закрепленном в КАСУ с учетом особенностей, установленных КоАП;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета — в соответствующий совет или в соответствующий суд по КАСУ с учетом положений КоАП;

3) постановление другого органа (должностного лица) о применении административного взыскания — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в соответствующий суд, в порядке, определенном КАСУ с учетом положений КоАП.

Жалоба, которая поступила в течение 3 суток, направляется вместе с делом органу (должностному лицу), уполномоченному в соответствии с положениями нашего списка ее рассматривать.

Отдельная песня — обжалование постановлений, вынесенных судом. В этом случае жаловаться нужно сразу в суд апелляционной инстанции. При этом апелляционная жалоба подается в соответствующий апелляционный суд через местный суд, который вынес постановление.

Местный суд в течение 3 дней направляет апелляционную жалобу вместе с делом в апелляционный суд. Об апелляционном обжаловании мы еще поговорим подробнее, но чуть позже.

А для большей наглядности предлагаем вам небольшую схему (см. ниже).

Подробнее о компетенции

В большинстве случаев хозсубъекты сталкиваются с постановлениями об административных правонарушениях из пункта 3 нашего списка. То есть речь может идти или о суде общей юрисдикции, или об органах ГФС, Гоструда, Нацполиции и т. д.

Например, в сфере влияния Гоструда вынесение постановлений по ст. 1886 КоАП (неисполнение законных требований должностных лиц органов Гоструда), ч. 5 (нарушения в сфере охраны труда, кроме санитарных норм) и 6 (неуведомление о несчастном случае на производстве) ст. 41 КоАП.

У судов компетенция намного шире. В частности, суды выносят постановления по административным правонарушениям в сфере (перечислим самые «интересные»*):

* Полный список см. в ст. 221 КоАП.

а) трудовых правонарушений (ч. 1 — 4, 7 ст. 41, ст. 411 — 413 КоАП) — оплата труда, допуск работника без оформления трудового договора (контракта), вопросы, связанные с коллективным договором и т. д.;

б) торговли и общественного питания (ст. 155, ч. 1, 3, 4 ст. 156, ст. 1645 КоАП) — нарушение правил торговли и предоставления услуг; торговля пивом, алкогольными напитками и табачными изделиями без лицензии; хранение или транспортировка алкогольных изделий; фальсификация акцизных марок и т. д.;

в) «валютной дисциплины» (ст. 1621 КоАП) — «возвращение» валюты в Украину;

г) связанной с налоговиками (ст. 1631 — 1634 КоАП)отсутствие или нарушение правил ведения бухучета, невыполнение законных требований должностных лиц органов ГФС, нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ и выплаченных доходов;

д) нарушение порядка ведения хозяйственной деятельности, т. е. без госрегистрации и других разрешительных документов (ст. 164 КоАП).

Судебный сбор vs госпошлина

В соответствии с ч. 4 ст. 288 КоАП лицо, которое обжаловало постановление, освобождается от уплаты госпошлины.

Позволяет ли эта норма не платить судебный сбор? Может, профильный Закон № 3674 нам даст ответ на этот вопрос?

Дело в том, что Закон № 3674 не предусматривает освобождения от уплаты судебного сбора в делах, связанных с обжалованием постановлений об административных правонарушениях. И дальнейшее обжалование в судебных инстанциях не стало исключением.

К тому же, применительно к сбору термин «госпошлина» уже давно не применяется.

В свое время по поводу необходимости уплаты судебного сбора в рамках уже апелляционного обжалования высказывался ВАСУ. В постановлении Пленума ВАСУ от 23.01.2015 г. № 2 он не только обобщил судебную практику по делам, связанным с применением Закона № 3674, но и указал на следующее. За подачу административного иска об отмене постановления по делу об административном правонарушении лицом, которое было привлечено к административной ответственности и к которому было применено административное взыскание в виде штрафа, судебный сбор не уплачивается в порядке и размерах, установленных Законом № 3674.

Кроме того, подобную правовую позицию сформулировал ВСУ в постановлении от 31.01.2017 г. по делу № 298/1232/15-а**.

** См. по ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/64712111#.

Высшая судебная инстанция обратила внимание на то, что нормы Закона № 3674 не содержат положений относительно оснований, условий, размера и порядка уплаты судебного сбора за подачу искового заявления на постановление о применении админвзыскания. Посему и апелляционная, и кассационная жалоба бесплатны.

Следовательно,

за подачу иска об обжаловании постановления о применении административного взыскания, а также апелляционной и кассационной жалобы судебный сбор не уплачивается

Важный момент! Не стоит путать необходимость уплаты судебного сбора при подаче жалобы и взыскание судебного сбора при вынесении «негативного» для нарушителя решения.

В частности, согласно ст. 401 КоАП судебный сбор в производстве по делу об административном правонарушении в случае вынесения судом (судьей) постановления о применении админвзыскания уплачивается лицом, к которому применено такое взыскание. Размер и порядок уплаты судебного сбора устанавливается законом.

При этом взыскиваться с «наказанного» будет судебный сбор в размере 0,2 размера прожиточного минимума для трудоспособных граждан (т. е. 320 грн. по состоянию на 2017 год).

Постановление административного органа (должностного лица) в деле об административном правонарушении вступает в законную силу после окончания срока для его обжалования.

В какие сроки подавать жалобу?

Жалобу на постановление можно подать в течение 10 дней со дня его вынесения. Этот срок применяется как в рамках административного обжалования (т. е. когда вы подаете жалобу на постановление в вышестоящий госорган), так и для судебного обжалования (т. е. когда вы или подаете исковое заявление в местный суд, или в апелляционный административный суд).

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть возобновлен органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать жалобу.

Апелляционная жалоба, поданная после окончания этого срока, возвращается апелляционным судом апеллянту, если:

а) он не заявляет ходатайство о возобновлении этого срока;

б) в возобновлении срока ему отказано.

Что в итоге?

По результату рассмотрения жалобы принимается одно из таких решений:

1) оставить постановление без изменений, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить постановление и закрыть дело;

4) сменить меру пресечения в рамках, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение. В этом случае бояться увеличения штрафных санкций не стоит. Поскольку положения КоАП делать это запрещают.

Постановление судьи в делах об административных правонарушениях вступает в законную силу после окончания срока для подачи апелляционной жалобы

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неуполномоченным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Поэтому при обжаловании постановления ссылки на «неуполномоченность» органа — это не гарантия отмены админвзыскания.

Апелляционное обжалование

Если в апелляционной инстанции вам попытаются доказывать, что решения местного суда в делах об админправонарушениях не могут быть обжалованы — не верьте.

Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 1712 КАСУ решения местного общего суда как административного в делах по поводу решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий в отношении привлечения к админответственности являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Но! Эта норма была признана неконституционной решением КСУ от 08.04.2015 г. № 3-рп/2015 (ср. 025069200). На этом настаивает в своих правовых позициях и ВСУ в определении от 31.01.2017 г., которое мы упоминали выше. Поэтому смело можем говорить о возможности апелляционного обжалования. В частности, апелляционный суд пересматривает дело в рамках апелляционной жалобы.

Однако помните, что согласно ч. 2 ст. 294 КоАП подать апелляционную жалобу могут:

— лицо, привлеченное к админответственности (его представитель, защитник);

— потерпевший (его представитель);

— прокурор.

Суд апелляционной инстанции не ограничен доводами жалобы, если во время рассмотрения дела будет установлено неправильное применение норм материального права или нарушение норм процессуального права. Также служители «апелляционной» Фемиды могут исследовать новые доказательства, которые не исследовались ранее, если признают обоснованным непредоставление их в местный суд или необоснованным отклонение их местным судом.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд имеет право:

1) оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а постановление — без изменений;

2) отменить постановление и закрыть производство по делу;

3) отменить постановление и принять новое постановление;

4) изменить постановление.

В случае изменения постановления в части применения взыскания, в границах, предусмотренных санкцией определенной статьи КоАП, оно не может быть усилено

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу немедленно после его вынесения, является окончательным и обжалованию не подлежит.

После окончания апелляционного производства дело не позднее чем в 5-дневный срок направляется в местный суд, который его рассматривал.

Копия решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого оно было вынесено, в течение трех дней.

Кассационное обжалование

Апелляционные «мытарства» не дали положительного результата? Здесь вспоминаем о суде кассационной инстанции. Но не все так просто, как кажется.

С кассацией проблема практически та же, что и с апелляционным обжалованием.

В частности, согласно ч. 10 ст. 294 КоАП постановление апелляционного суда вступает в законную силу немедленно после его вынесения, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Но подобные положения явно противоречат конституционному праву на судебную защиту.

КСУ в решении № 3-рп/2015 (см. выше) настаивал на том, что право на судебную защиту включает в себя, в частности, возможность обжалования судебных решений в апелляционном и кассационном порядке. Это является одной из конституционных гарантий реализации других прав и свобод, защиты их от нарушений и противозаконных посягательств, в том числе ошибочных и неправосудных судебных решений.

Да, и КСУ, и ЕСПЧ (см., например, дело «Кромбах против Франции»)* настаивают на том, что право на судебную защиту может ограничиваться.

* Европейский суд по правам человека.

Но! Оно должно преследовать легитимную цель, не нарушать суть этого права. А меры, которые принимаются для ограничения, должны быть пропорциональными. То есть должен быть альтернативный вариант отстоять свои права.

Несмотря на то, что КСУ требовал урегулировать вопросы, связанные, в том числе, и с кассационным обжалованием, — воз и ныне там ☹. Надеемся, что судебная реформа все же исправит эту ситуацию.

Хотя по делам, в которых обжалуются постановления о привлечении к админответственности, вынесенные госорганами (исключая суды), есть решения кассационной инстанции (см., например, определение ВАСУ от 11.10.2017 г. по делу № 526/2053/15-а**).

** См. по ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/69518419.

Таким образом, обжалование постановлений о взыскании санкций по КоАП в целом не отличается от обжалования других решений. Но все же имеет массу нюансов.

выводы

  • Административные штрафные санкции применяются на основании соответствующего постановления.
  • Постановление по делу об административном правонарушении может приниматься как местным судом (в качестве административного), так и должностными лицами конкретного госоргана.
  • За обжалование постановления по делу об административном правонарушении судебный сбор не уплачивается.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить