(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
6/13
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Октябрь , 2017/№ 87

Простой транспорта: штраф или услуга?

http://tinyurl.com/yxcdvn7r
Задержав транспорт перевозчика сверх оговоренных сроков (под погрузкой-разгрузкой, из-за документальной несостыковки и проч.), заказчик может получить к уплате не только счет на услуги перевозки, но и счет за простой транспорта. Какова правовая природа таких начислений? Вопрос важный, так как именно определение природы простоя транспорта будет влиять на учет этих сумм.
договорная ответственность

Правовая природа платы за простой транспорта в основных «транспортных» законах четко не урегулирована. Но нам не привыкать. Поэтому попутно будем смотреть, как понимают такой платеж контролирующие органы и как трактуют его суды. Начнем с автомобильных перевозок.

Простой автотранспорта

Согласно ст. 142 Устава автотранспорта* простоем автомобиля считается задержка или неиспользование транспортного средства, которые начинаются после окончания или превышения сроков, предусмотренных для совершения каких-либо действий (например, срока погрузочно-разгрузочных работ, осуществления таможенных операций и т. д.).

* Устав автомобильного транспорта УССР, утвержденный постановлением Совета Министров УССР от 27.06.69 г. № 40.

И как прописано в п. 15 Правил № 363**, простой автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки сверх установленной нормы времени является основанием для материальной ответственности виновной в простое стороны.

** Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Перевозчик, грузоотправитель (грузополучатель) сверхнормативный простой транспорта под погрузкой-разгрузкой согласовывает в специальном акте (по форме приложения 4 к Правилам № 363).

Так что получается, что в автомобильных перевозках:

— нормативные сроки простоя автотранспорта (оговоренные в договоре) — это вообще не простой. Плата за нормативный простой транспорта, если таковая по договору перевозки взимается отдельно, штрафной санкцией в любом случае считаться не может! Плату за нормативные сроки простоя следует считать компенсацией стоимости услуги перевозки. Ведь в этом случае имеем дело с выполнением сторонами договорных обязательств в установленный ими срок;

— сверхнормативный простой считается не выполнением обязательств в установленные договором нормативные сроки. Поэтому

плату за сверхнормативный простой автотранспорта следует считать мерой ответственности (штрафной санкцией)

Суды также в большинстве случаев считают, что плата за сверхнормативный простой является по своей природе штрафной санкцией за невыполнение обязательства в установленный срок (см. решения Хозяйственного суда Винницкой обл. от 12.07.2016 г. по делу № 902/1586/15 и Хозяйственного суда Киевской обл. от 12.03.2013 г. по делу № 5/103-12).

Аналогично трактуют плату за сверхнормативный простой автотранспорта и налоговики (см. письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 11.11.2015 г. № 3851/10/20-40-15-03-14).

Простой морского транспорта — демередж/детеншн

Здесь ситуация немного запутана. Согласно ст. 149 КТМУ* демередж — это плата за дополнительное после окончания срока погрузки (разгрузки) время ожидания судном завершения грузовых работ (контрсталийное время), предусмотренная соглашением сторон или принятая в соответствующем порту. Другими словами, демереджем считается плата за дополнительный простой, предусмотренная в договоре.

* Кодекс торгового мореплавания Украины от 23.05.95 г. № 176/95-ВР.

Согласно ст. 150 КТМУ в случае окончания контрсталийного времени перевозчик имеет право взыскать причиненные ему дальнейшей задержкой судна убытки — платеж за сверхконтрсталийное время простоя (внимание! в практическом комментарии к Кодексу обозначен как детеншн).

Таким образом, ст. 150 КТМУ сверхконтрсталийный простой определяет как нарушение обязательств по договору. Поэтому

плата за сверхконтрсталийный простой считается штрафной санкцией (неустойкой)

Что говорят суды? Некоторые из них склонны считать, что термин «демередж» означает плату за сверхнормативный простой. Поэтому демередж (не говоря уже про детеншн) суды также признают в качестве санкции за нарушение договорных обязательств (решение Хозяйственного суда Житомирской обл. от 08.07.2015 г. по делу № 906/1180/14, определение ВАСУ от 01.11.2011 г. № К/9991/28778/11, определение Одесского апелляционного админсуда от 27.01.2015 г. по делу № 815/593/14).

Однако

есть и решение, в котором суд признает, что демередж не может считаться штрафной санкцией

Это не что иное, как плата за дополнительное время пребывания судна под разгрузочно-погрузочными работами, предусмотренная условиями договора (определение ВАСУ от 29.10.2013 г. № К/9991/43317/12).

Правда, отметим, что в этом случае ВАСУ несколько по-другому трактует само определение «демередж». Суд отмечает, что КТМУ различает понятия сталийного (время, в течение которого груз должен быть погружен на судно или выгружен из него), контрсталийного (дополнительное время на погрузку/разгрузку, установленное сторонами) и сверхконтрсталийного времени.

Так вот, согласно ст. 149 КТМУ демередж — это плата за простой в течение контрсталийного времени (по сути — нормативный простой, установленный договором). Поэтому он и не может считаться штрафной санкцией. Правильнее такой платеж учитывать как полученную услугу.

А вот (внимание!) простой после контрсталийного времени (детеншн) уже будет нарушением договорных обязательств и штрафной санкцией. И платеж за сверхконтрсталийное время простоя следует учитывать как штраф.

В то же время, некоторые суды утверждают, что даже плата за сверхнормативное время (правда, речь идет о сверхнормативном использовании контейнеров) — не штраф в понятии ГКУ, поскольку каких-либо доказательств о нарушении правил осуществления хозяйственной деятельности не усматривается (см. постановление Одесского окружного административного суда от 21.07.2017 г. по делу № 815/444/17).

Однако ст. 183 КТМУ гласит: штраф за контрсталийное время судов взимается в бесспорном (безакцептном) порядке после предоставления отправителю или получателю груза расчета сталийного времени и суммы штрафа. То есть

в самом КТМУ плата уже за контрсталийное время простоя судна, т. е. демередж, определена как штраф

Да и налоговики простой судна в течение контрсталийного времени (демередж) рассматривают как штрафную санкцию (см. письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 11.11.2015 г. № 3851/10/20-40-15-03-14, а также письма ГФСУ от 12.01.2016 г. № 355/6/99-99-19-03-02-15 и от 03.08.2017 г. № 1471/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Простой железнодорожного транспорта

А вот плата за простой железнодорожного транспорта (задержку вагонов, контейнеров) по причине таможенного оформления и за время задержки на станциях в ожидании подачи их под загрузку приравнивается к выплате за пользование вагонами, т. е. своего рода является платой за услугу (пп. 119 — 120 Устава железных дорог Украины, утвержденного постановлением КМУ от 06.04.98 г. № 457).

То, что плата за пользование вагонами в таком случае не является мерой ответственности, отмечают и суды (см. письмо ВХСУ от 29.11.2007 г. № 01-8/917).

Так что, судя по всему, доказать, что плата за простой железнодорожного транспорта является штрафом, будет проблематично.

А теперь резюмируем сказанное выше.

Определяемся с платой за простой транспорта

Итак, учитывая законодательную неурегулированность вопроса, очень важное значение имеет то, как стороны в договоре пропишут условия о плате за простой транспорта (нормативный, сверхнормативный/дополнительный).

Плату за сверхнормативный простой следует четко обозначить штрафом (неустойкой) и зафиксировать в разделе договора «Ответственность сторон»

Тогда у налоговиков не возникнет оснований и соблазна считать эту сумму дополнительной платой за услуги.

Очень важно правильно обозначить в договоре порядок начисления демереджа. Если дополнительный простой будет обозначен в качестве платы за услуги (а не как штраф) и начислен НДС, то, учитывая мнение налоговиков о том, что демередж — это санкция, они могут запросто снять налоговый кредит у заказчика по этой сумме.

Да и высокодоходные плательщики, неверно определив природу платы за простой транспорта, в учете по налогу на прибыль рискуют пропустить увеличивающую разницу, тем самым занизив объект налогообложения. На этом все!

А учет начисленных перевозчиком сумм за простой транспорта — тема отдельной статьи (см. на с. 7 этого номера).

выводы

  • Нормативный простой транспорта (плата за простой за оговоренное в договоре время), если такая плата взимается отдельно, следует рассматривать как услугу и облагать НДС на общих основаниях.
  • В качестве штрафной санкции может быть признана только плата за сверхнормативный простой.
  • Плату за сверхнормативный простой следует четко обозначить штрафом (неустойкой) и зафиксировать в разделе договора «Ответственность сторон».
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
простой транспорта, услуги перевозки, демередж, детеншн, сверхнормативный простой, плата за услугу, плата за простой, штрафная санкция добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье