Темы статей
Выбрать темы

ГФСУ нарушает «блокировочные» сроки: Таблица и прочее

Амброзяк Наталья, юрист
Органы государственной власти должны действовать в рамках законов и Конституции Украины. Но это, к сожалению, в теории. На практике достаточно часто возникают всяческие «но». Как раз одним из них является нарушение сроков должностными лицами органов ГФСУ при выполнении всевозможных действий. Причин тому предостаточно: и объективных, и субъективных. Но в этой статье мы не станем их оценивать. А поговорим о последствиях. В частности, о «выпадении» из сроков, которые касаются Таблиц, квитанций, уведомлений* и прочего «хлама» в рамках процедуры блокировки НН.

* Налоговики так называют пояснения для конкретной остановленной НН/РК (см. «Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2017, № 25, с. 3).

Сроки, установленные в НКУ, должны быть нерушимыми. Это аксиома. Но на практике аксиома превращается в теорему, которая требует доказательств ☹.

И наиболее острая проблема со сроками вскрылась в связи с началом работы «на полную» системы блокировки НН/РК.

То, что должно было работать как часы, на деле оказалось «китайским механизмом» со многими недочетами.

Итак, рассмотрим проблему нарушения сроков рассмотрения Таблицы данных налогоплательщика (далее — Таблицы**) пояснений и документов, достаточных для принятия решения о регистрации НН/РК. Попутно затронем проблему несвоевременного направления различных квитанций, связанных с системой регистрации НН/РК в ЕРНН.

** Подробнее о заполнении и подаче Таблицы см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 61, с. 6.

Кроме того, уделим внимание запоздавшему решению по результату рассмотрения жалобы на отказ в регистрации НН/РК. Для этого пройдемся по этапам работы мониторинга.

Этап 1: подаем на регистрацию НН/РК

В ответ от ГФСУ вам может прийти квитанция о:

1) регистрации НН/РК;

2) неприеме НН/РК;

3) остановке регистрации НН/РК.

А что со сроками?

Квитанции из нашего списка направляются налогоплательщику в течение операционного дня и являются подтверждением приема/неприема/остановки регистрации НН/РК (п. 14 Порядка № 1246***, п.п. 201.16.1 НКУ).

*** Порядок ведения ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246.

Если доблестные стражи налогов и сборов не прислали вам в установленные сроки никаких квитанций после отправки НН или РК, то считается, что НН/РК зарегистрированы в Реестре (п. 201.10 НКУ).

К сожалению, «авторегистрацию» доказать не так просто. Стоит отметить, что эта норма и в «доблокировочные» времена не работала автоматически. Каждый раз покупателю приходилось с помощью суда отстаивать факт регистрации НН или РК на дату ее подачи и правомерность формирования налогового кредита (НК).

Самый неприятный нюанс:

учитывается не дата, когда вы должны были получить соответствующую квитанцию, а дата ее отправки налоговиками

То есть если вы не получили квитанцию вовремя — это еще не гарантия того, что НН/РК можно считать зарегистрированными в ЕРНН. Причина в том, что на тот момент неизвестно, направили фискалы соответствующую квитанцию вовремя или в законодательно установленные сроки не уложились.

Итак, если налоговики все-таки не направили квитанцию, то покупатель может проигнорировать дальнейшие действия ГФСУ и включать в НК суммы по таким «зависшим» НН.

Однако фискалы, скорее всего, попытаются привлечь вас к ответственности за завышение НК. И в результате вы получите налоговое уведомление-решение (НУР). Но подобные нападки можно попытаться отбить в суде.

Только вот отстоять «спорный» НК и обжаловать НУР будет не так просто.

Для этого нужна тесная кооперация с продавцом и оперативные действия. Если после истечения сроков для регистрации вы видите, что НН нет в ЕРНН и квитанция об остановке НН к вам не приходила, — напишите письмо продавцу.

Продавец сообщил, что и квитанции о неприеме НН тоже не было, а саму НН он отправил на регистрацию (подкрепив свои доводы распечаткой, например, из бухгалтерской программы)? Эта переписка и станет доказательством в дальнейшем при обжаловании НУР.

Такие судебные решения уже встречались в «доблокировочные» времена (см. определение ВАСУ от 15.04.2015 г. по делу № 2а-11351/12/2670*).

* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/44075581.

Еще один вопрос — реглимит.

Поскольку автоматически спорная НН в реестре не появляется, то и лимит у покупателя не увеличивается

Кроме того, обращение в суд — это уплата как минимум судебного сбора за каждое (!) требование, а как максимум — еще и услуг юриста ☹.

И еще один важный момент. Считаем, что если НН признана зарегистрированной в силу закона, то никакие штрафы за несвоевременную регистрацию НН применяться не должны.

Этап 2: подаем пояснения, прочие документы и/или Таблицу

Этап 1 увенчался квитанцией об остановке регистрации НН/РК? Значит, настает черед подавать пояснения и/или другие разблокировочные документы к остановленной(ому) НН/РК и/или Таблицу.

В этом случае стоит ждать квитанции о регистрации/отказе в регистрации НН или РК (по результатам рассмотрения документов и пояснений) и соответствующего решения «разблокировочной» комиссии. Кроме того, налоговики дадут знать, учтена ли информация из Таблицы.

Пояснения (они же уведомления) и документы, достаточные для принятия решения о регистрации НН/РК, должны рассматриваться в течение 5 рабочих дней (исходя из положений п.п. 201.16.3 НКУ). Этот же срок, по заверениям налоговиков, установлен для рассмотрения Таблицы**.

** К слову, сроки подачи Таблицы не оговорены ни одним нормативно-правовым актом. Единственное прямое упоминание содержится в Регламенте комиссии ГФСУ, которая принимает решение о регистрации НН/РК в ЕРНН или отказе в такой регистрации, утвержденном приказом ГФС от 26.06.2017 г. Но этот Регламент нормативно-правовым актом не является.

И здесь начинается «самое интересное».

Во-первых, в случае с разблокировкой НН/РК ограничиться только Таблицей не выйдет. Ведь формально 5-дневный срок для принятия решения комиссией о (не)регистрации не начнет исчисляться. Подпункт 201.16.3 НКУ под этот момент подвязывает именно получение пояснений и копий документов, достаточных для регистрации НН/РК. И сюда Таблица никак не вписывается.

Во-вторых, законодатель не учел, что, рассматривая Таблицу или пояснения и копии документов к «спорной» НН/РК, комиссия может не укладываться в заявленные сроки принятия решения о (не)регистрации. Наверное, поэтому

налоговое законодательство не предусматривает последствий для «выпадения» из сроков рассмотрения Таблицы и «оправдательных» документов

Тем не менее в нашем случае действия с запозданием однозначно незаконны. Сроки, установленные в НКУ, должны соблюдаться без каких-либо исключений. Причина еще и в ч. 2 ст. 19 Конституции Украины: органы государственной власти и их должностные лица действуют в порядке и способом, прямо предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Правда, Минфин пытается разрулить ситуацию. Даже проект закона на согласование Кабмину подали.

Документ вносит новое положение о последствиях нарушения сроков принятия решения о (не)регистрации НН по результатам рассмотрения «оправдательных» документов. В частности, если решение не направляется — НН автоматически регистрируется*. Но это всего лишь проект.

* См. подробнее дальше.

Более того, на то, что в случае с «опозданиями» на этом этапе НН/РК будут поголовно регистрироваться, надежды мало. Мы убеждаемся в этом исходя из «автоматической» регистрации НН, по которым не прислали квитанцию о (не)приеме или приостановке регистрации.

Пока же единственный, по нашему мнению, способ ускорить процесс — требовать в суде:

1) признать бездействие ГФСУ относительно регистрации НН и нарушения сроков рассмотрения пояснений и дополнительных документов незаконными

и

2) обязать налоговиков рассмотреть пояснения и документы в законодательно установленные сроки.

Пока иск «лежит» в суде, есть возможность «подрихтовать» требования. К сожалению, такой финт возможен только в случае, если налоговики до момента рассмотрения судом дела по сути** успеют проанализировать «зависшие» документы и отказать в регистрации НН или РК.

** «По сути» — это до момента проведения первого (подготовительного) судебного заседания (ч. 1 ст. 135 КАСУ).

В таком случае вы можете заменить исковое требование о рассмотрении пояснений в законодательно установленный срок на требование зарегистрировать «спорные» НН/РК. Обоснование можно строить, в частности, и на том, что операция является реальной, документов, предоставленных ГФСУ, для принятия решения достаточно.

Также стоит намекнуть, что оснований для отказа в регистрации нет. К слову, последние предусмотрены постановлением КМУ от 29.03.2017 г. № 190. Хотя и прописаны ну очень уж нечетко.

Внимание! Заменить исковое требование нужно также до момента рассмотрения иска по сути.

Можно попробовать включить требование о регистрации НН сразу. Но это, скорее всего, грозит удовлетворением иска только в части признания бездействия ГФСУ незаконным.

О Таблице же на этом этапе упоминать смысла нет, так как специальных сроков для ее рассмотрения законодательно не установлено (см. выше). Она может сыграть роль лишь дополнительного аргумента.

Помните!

Если при рассмотрении иска о бездействии налоговики смогут доказать, что решение и квитанцию об отказе в регистрации направляли, то «ваше дело — табак» ☹. Усилия пойдут прахом, ибо считается, что налоговики уложились в 5-дневный срок, если они решение (квитанцию) направили налогоплательщику.

Факт получения налогоплательщиком решения (квитанции) во внимание не принимается

Отсюда и появляются квитанции, полученные налогоплательщиком «задним числом».

Тем не менее факт направления квитанции и/или решения налоговый орган должен еще доказать (ч. 2 ст. 71 НКУ).

Отстояли свою НН на этом этапе? Честь вам и хвала! Только не забывайте, что на момент «победоносной» регистрации на основании судебного решения реглимита должно быть достаточно.

Этап 3: обжалуем решение об отказе в регистрации НН/РК***

*** Подробнее о порядке административного обжалования решения об отказе в регистрации см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 59, с. 26, а также в сегодняшнем номере.

В этом случае после подачи жалобы (подается она в письменной форме, а не в электронной) от ГФСУ ждем решение об:

1) удовлетворении жалобы;

2) неудовлетворении жалобы.

Тут все обстоит немного проще. И это потому, что мы не имеем дела с квитанциями и электронной формой документов.

С рассмотрением жалобы, приемом и отправкой решения налогоплательщику ГФСУ должна уложиться в 10 дней.

Если мотивированное решение по поводу жалобы не направляется налогоплательщику в течение срока, определенного п. 56.23 НКУ (10-дневный срок), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (п. 16 Порядка рассмотрения жалоб на решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденного постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 485).

Здесь отметим несколько важных моментов.

Во-первых, налоговики должны направить вам решение о результатах рассмотрения жалобы в отведенные 10 дней, а дата получения вами этого решения значения не имеет.

Во-вторых, п.п. 56.23.4 НКУ, на который также ссылается п. 16 упомянутого выше Порядка № 485, сформулирован коряво. Законодатель установил «10-дневный» срок для направления решения с результатами рассмотрения жалобы, но не указал, в каких днях его необходимо отсчитывать (календарных или рабочих) и с какой даты нужно начинать. Естественно, этот момент помешает и без того проблемному «льготному» удовлетворению жалобы.

Однако по поводу подобной проблемы еще в далеком 1998 году высказался КСУ в решении от 07.07.98 г. № 11-рп/98.

Хоть решение напрямую и не касается налоговых вопросов, но в мотивировочной части суд ясно дал понять, что если в любом из нормативно-правовых актов звучит термин «дни», то по умолчанию они считаются календарными.

А, как известно, решения КСУ являются обязательными к исполнению (ст. 1512 Конституции Украины).

Правда, есть очередная проблема. И она аналогична связанной с отправкой квитанции о неприеме/приеме или остановке регистрации НН/РК (см. выше).

От того, что «весточка» из ГФСУ не пришла, спорная НН/РК в ЕРНН автоматически вряд ли появится. И в этом случае за налоговый кредит придется бороться в суде (как в случае с этапом 1).

К тому же снова встает проблема с реглимитом.

Важно!

Если вы сможете отбить свою НН/РК, заручившись поддержкой Фемиды, — помните, что нужно иметь реглимит, которого будет достаточно для регистрации НН или РК.

Да, система сырая и требует срочной доработки. И не только технической, но и нормативной.

Тем не менее выход найти можно даже в этой ситуации. Главное — задаться целью.

Конечно, решения на сегодняшний день не такие простые. Да и гарантировать результативность сейчас никто не берется.

Но мы уверены, что вы сможете с помощью этой статьи выбрать наиболее действенный путь.

Как писал Т. Г. Шевченко: «Борітеся — поборете».

выводы

  • НКУ не предусматривает последствий для нарушения сроков рассмотрения Таблицы, а также «оправдательных» пояснений и документов для спорной НН/РК.
  • Если в течение операционного дня, в котором была направлена НН, продавец не получит квитанцию о приеме/неприеме или остановке регистрации НН, то такая НН считается зарегистрированной в ЕРНН.
  • Если мотивированное решение о результатах рассмотрения жалобы не будет направлено в 10-дневный срок, то жалоба считается удовлетворенной в пользу налогоплательщика. Дата фактического получения налогоплательщиком решения значения не имеет.
  • Для регистрации НН на основе позитивного судебного решения необходимо иметь достаточный реглимит.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше