Картридж к принтеру/сканеру: замена, заправка, ремонт

В избранном В избранное
Печать
Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Сентябрь, 2017/№ 74
Практически ни один офис в настоящее время не обходится без принтера, ксерокса, сканера или МФУ (многофункционального устройства), а незаменимой их составляющей является картридж. По сути, речь идет о контейнере с чернилами. Ясное дело, что чернила расходуются, а контейнер изнашивается. Поэтому неудивительно, что приходится часто осуществлять заправку картриджа чернилами, а со временем осуществлять ремонт или даже замену картриджа. Сейчас посмотрим, как отразить в учете потраченные на это суммы.

Что такое картридж?

Картридж — это специальный сменный блок к какому-либо оборудованию, содержащий в себе несколько узлов и деталей в защитной оболочке. Другими словами, это расходный материал для принтера, сканера или МФУ, включающий в себя, главным образом, красящее вещество: чернила (для струйного принтера) или тонер (для лазерного принтера).

Такие картриджи могут иметь разные стоимости и приобретаться как в составе принтера, так и отдельно. В частности, от этого будет зависеть, как их отражать в учете. Для начала классифицируем картридж для целей бухучета.

Классифицируем картридж

Рассмотрим два варианта классификации картриджа в зависимости от того, приобретался он (1) в составе принтера или отдельно либо как (2) самостоятельный объект учета.

В первом варианте картридж учитывается как составляющая часть объекта ОС или МНМА, поскольку очевидно, что срок службы принтера или МФУ превышает один год. А решающим фактором для разделения между ОС и МНМА будет стоимостный критерий, установленный предприятием в приказе об учетной политике. Если принтер дорогостоящий, то включаем в состав ОС, а подешевле — в объект МНМА.

А вот относительно второго варианта заметим, что сам по себе картридж не подпадает под определение объекта ОС — он не является законченным устройством, выполняющим определенные самостоятельные функции (п. 4 П(С)БУ 7), а потому не может также считаться МНМА.

По большому счету картридж признать МБП тоже не получится. Ведь Инструкция № 291 к ним в первую очередь относит инструменты, хозинвентарь, специальное оснащение, спецодежду и др., т. е. предметы, для которых характерна обособленность и возможность выполнения самостоятельной функции.

Поэтому считаем, что в бухгалтерском учете сам картридж целесообразнее всего рассматривать как расходный материал независимо от срока его использования

По сути, это такой же расходный материал, как, например, тонер (порошок), чистящие салфетки, пленка для ламинатора и т. д. То есть материал, который обеспечивает бесперебойную работу принтера или МФУ. Таким образом, в случае приобретения картриджа отдельно от устройства, для которого он предназначен, зачисляем его на субсчет 209 «Прочие материалы». А при передаче в эксплуатацию списываем на расходы отчетного периода в зависимости от направления использования: Дт 92, 93, 94 — Кт 209.

Операция по заправке и замене картриджа

Ясное дело, картридж без принтера или МФУ использовать не получится. Он выполняет свою функцию исключительно в составе этого устройства — как его неотъемлемая составляющая. По мере использования чернил или тонера картридж подлежит заправке.

Со временем, когда картридж выработает свой ресурс, его меняют на новый. То есть замена/заправка картриджа происходит не по причине поломки, а в связи с израсходованием содержащегося в нем красящего вещества либо выработкой определенного ресурса. Как видим, ничего общего с ремонтом, модернизацией или другими видами улучшения оргтехники эти процедуры не имеют — картридж не повышает скорость печати, не добавляет к существующим возможностям техники новые и не изменяет существующие. То есть

замена и заправка картриджа служат исключительно для того, чтобы поддерживать оргтехнику в работоспособном состоянии

А раз так, то все эти манипуляции с картриджем — это для целей бухгалтерского учета, попросту техническое обслуживание принтера или МФУ.

В подтверждение такой позиции заглянем в инструкцию пользователя принтера, которая обычно прилагается к приобретенному устройству. Замена картриджа с тонером фигурирует в разделе «Обслуживание принтера». Там же указано количество копий (средний ресурс), после печати которых требуется замена расходных материалов (картриджа, ролика подачи бумаги, ролика переноса изображения, блока фьюзера). Как видим, и сам производитель заявляет, что картридж — это не что иное, как расходный материал, а его замена — техническое обслуживание принтера.

Затраты на техобслуживание оргтехники с привлечением сторонней организации включаем в расходы отчетного периода и отражаем в зависимости от направления ее использования в составе:

— административных расходов (Дт 92);

— расходов на сбыт (Дт 93);

— прочих расходов операционной деятельности (Дт 94).

Если заправку картриджа осуществляем самостоятельно, то расходные материалы (чернила, тонер и т. д.) сначала относим на субсчет 209 «Прочие материалы». Затем по мере расходования, т. е. выдачи со склада в эксплуатацию, так же отражаем их стоимость в расходах отчетного периода в зависимости от направления использования офисной техники (Дт 92, 93, 94).

Налоговоприбыльный учет

Налоговый учет картриджа, который числится в составе принтера, ведется в общем порядке. В частности, малодоходные плательщики, которые не проводят корректировки финрезультата на разницы, указанные в разд. III НКУ, отражают операции с ОС в учете по налогу на прибыль исключительно по бухгалтерским правилам.

Плательщики, проводящие корректировки финрезультата, корректируют бухучетный результат на разницы, указанные в ст. 138 НКУ.

А вот принтеры, относящиеся к МНМА, все плательщики отражают в «прибыльном» учете исключительно по бухгалтерским правилам.

Что касается непосредственно расходов, связанных с заменой и заправкой картриджа, то здесь руководствуемся только правилами бухучета

То есть затраты на расходные материалы (на техобслуживание) фактически уменьшают финрезультат, а значит, и объект обложения налогом на прибыль. Причем все плательщики, независимо от объема доходов, никаких разниц по этим операциям не рассчитывают.

Налог на добавленную стоимость

Суммы «входного» НДС, которые предприятие уплатило (начислило) в составе стоимости услуг по техобслуживанию оргтехники или при покупке расходных материалов, попадают в налоговый кредит (п. 198.3 НКУ) по первому из событий (п. 198.2 НКУ). Но только при условии, что поставщик зарегистрировал налоговую накладную в ЕРНН (п. 198.6 НКУ).

Если расходные материалы вы приобрели за наличные, то отразить налоговый кредит можете только после того, как руководитель утвердит Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет. При этом помните: стоимость товаров/услуг в кассовом чеке (чеках) не может превышать (без учета НДС) 200 грн. в день (п.п. «б» п. 201.11 НКУ). Так что предельная сумма НДС, которую по чекам можно отнести в налоговый кредит, составляет не более 40 грн. в день.

Традиционно приведем примеры заправки и замены картриджа в проводках.

Пример. Предприятие решило заменить картридж, который учитывался в составе принтера, отнесенного к ОС. Для этого оно приобрело картридж стоимостью 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.).

Кроме того, сторонняя организация выполнила работы по заправке картриджа, который установлен в МФУ. Стоимость работ сторонней организации составила 120 грн. (в том числе НДС).

Учет операций по замене картриджа

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Замена картриджа на принтере

1

Приобретен картридж

209

631

800

2

Отражен налоговый кредит по НДС на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН

644

631

160

641/НДС

644

3

Оплачен картридж поставщику

631

311

960

4

Введен картридж в эксплуатацию

92

209

800

Заправка картриджа в МФУ

1

Выполнены работы по техобслуживанию принтера (подписан акт выполненных работ)

92

631

100

2

Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости работ по техобслуживанию на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН

644

631

20

641/НДС

644

3

Оплачены работы по техобслуживанию принтера

631

311

120

выводы

  • Картриджи, которые приобретались вместе с печатающим устройством, учитываем в составе его стоимости.
  • Операции по замене и заправке картриджа в бухгалтерском учете отражаем как техническое обслуживание принтера или МФУ.
  • Затраты на техобслуживание фактически уменьшают финрезультат, а значит, и объект обложения налогом на прибыль. Причем налоговые разницы по этим операциям не рассчитывают налогоплательщики, независимо от объема доходов.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить